Как увидеть ℼ? Нужно швырнуть ℼ в стену

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.
Лучший способ объяснить школьникам и самому себе, что такое фазовое (конфигурационное) пространство.

image


Дано: Два блока массой 1 кг и 100 (10 000, 1 000 000,… 100x) кг. Трение в системе отсутствует, удары абсолютно упругие (потерь энергии нет). Более массивный блок ударяет менее массивный и тот отскакивает от него а потом от стенки.

Вопрос: Сколько столкновений совершит маленький блок, пока система не придет в состояние, когда столкновения невозможны?

Ответ невероятен:

image


В очередной раз поражаюсь изящности объяснений от 3Blue1Brown.

В случае когда массы раны, мы насчитаем 3 столкновения:

image


Если разница масс в 100 раз, то количество столкновений 31:

image


Если разница масс в 10 000 раз, то столкновений будет 314:

image


+ еще один удар об стенку

Если разница в 1 000 000 раз, то столкновений 3141:

image


Если разница в 100 000 000 раз, то столкновений 31415:

image


Если разница в 10 000 000 000 раз, то столкновений 314159:

image


Эта закономерность была открыта Грегори Гальперином в 1995 и опубликована в 2003 году:

image


PLAYING POOL WITH ℼ (2003)

Данный метод позволяет построить «физическую» машину вычисления числа ℼ с точностью до n-ного знака. Разница масс должна составлять 100(n-1) раз.

С реализацией, конечно, есть нюансы, ну да ладно. Зато красивая идея.

Throwing ℼ at a wall (2006)

Фазовое/конфигурационное пространство


image

image

Механическая система описывается двумя законами сохранения: энергии и импульса.

Фазовое пространство для энергии системы представляет собой эллипс, но его можно откалибровать корнем из разницы масс:

image

Радиус окружности показывает энергию в системе — она всегда постоянная.

При столкновении двух блоков происходит перераспределение импульса и энергии:

image

image


Закон сохранения моментов задает угол наклона:

image

При ударе об стену (объект бесконечной массы) скорость блока меняется на противоположную:

image

Следующее соударение блоков:

image


Последующие столкновения:

image


Фазовая диаграмма удобна тем, что наглядно кодирует состояние системы:

image


image

Если присмотреться, можно заметить, что «столкновения» делят окружность на равные дуги. По теореме о вписанном угле. Встает вопрос, сколько дуг получится на окружности?

image

Всего длина окружности 2ℼ, а длина дуги определяется половиной угла, который равен соотношению корней из масс блоков (чем больше разница — тем меньше угол). Порядок разницы масс будет определять «точность» ℼ: 3, 31, 314

Источники


  • The Pi Machine: The most unexpected answer to a counting puzzle
  • PLAYING POOL WITH ℼ (2003)
  • Throwing ℼ at a wall (2006)
Источник: https://habr.com/ru/post/533454/


Интересные статьи

Интересные статьи

Мне пришлось поработать в разных по размеру компаниях – от шарашкиной конторы из 15 человек, снимающей пару комнат на чердаке, до международных компаний с офисами в разных странах и д...
Есть статьи о недостатках Битрикса, которые написаны программистами. Недостатки, описанные в них рядовому пользователю безразличны, ведь он не собирается ничего программировать.
TODO-приложение во фронтенд-разработке — это то же самое, что «Hello world» в обычном программировании. При создании TODO-приложений можно изучить выполнение CRUD-операций средствами того или ино...
«От работы кони дохнут,» – гласит известная поговорка. Чтобы наши сотрудники пожили подольше, мы стараемся организовывать их работу и досуг максимально интересно. Например, отправляем в путешеств...
Некоторое время назад мне довелось пройти больше десятка собеседований на позицию php-программиста (битрикс). К удивлению, требования в различных организациях отличаются совсем незначительно и...