Как вести себя с тимлидом, чтобы работа была продуктивной, а отношения — здоровыми

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Миша — разработчик. Недавно он уволился из компании и ищет себе новое местечко. После череды собеседований он наконец попал в команду разработки. Миша хочет понравиться ребятам, а особенно — тимлиду. Поэтому начинает плясать перед ним: льстить, хвалить и напыщенно восторгаться. Затем дарит книгу по саморазвитию — получилось неловко — и приглашает в бар, бахнуть по рюмочке. Понятное дело, такой напор смущает управленца. «Мы день знакомы, какой бар?» — думает тимлид. Вместо коннекта — недоумение.

В этой статье — о том, как Мише вести себя с тимлидом, чтобы работа стала продуктивнее, а отношения — доверительными.

Позаботиться о тимлиде

Тимлид назначил Мише встречу, чтобы провести онбординг: погрузить в дела компании, проекты и рабочие процессы. А Миша не подготовился — не подумал, о чем важно спросить: например, как оплачивают работу или по каким принципам ведут проекты. В итоге он генерировал вопросы на ходу, что задержало разговор на 20 минут, а тимлид волновался, как бы успеть на следующие запланированные встречи и обед. 

Тимлид решает параллельно триллион разных задач: созванивается с командой, партнерами и подрядчиками; контролирует работу сотрудников; держит в голове десятки дедлайнов, которые передвигаются, срываются и забываются. Ему сложно. И если никто не подумает о его комфорте — он взорвется.

Поэтому первый шаг к здоровым отношениям с тимлидом — заботиться друг о друге: напоминать о приближающихся дедлайнах и важных изменениях в проекте; подготавливать вопросы к встречам и созвонам; прикреплять файлы к сообщениям, а не отправлять лида куда-то их искать. Сделать так, чтобы ему было удобно с вами общаться и работать. Чтобы по-настоящему поладить с тимлидом, Мише всего лишь нужно было собрать вопросы и уложиться в оговоренное время.

Рассказывать о проблемах заранее и предлагать решение

Через несколько дней после провального созвона Миша снова отличился. Он неправильно написал код автоматического тестирования, которое должен был провести в четверг. И до пятницы молчал, пытаясь самостоятельно разобраться с проблемой. Но уже поздно. Тимлид мучительно вздыхает: «Миша, ко мне приходят заказчики и спрашивают, где проект. Дедлайн был вчера, но ничего не готово. В чем дело?»

Замалчивать проблемы — главная ошибка командного игрока. Когда Миша не рассказывает, что где-то ошибся, он подставляет не только себя, но и команду. Запланированный запуск проекта откладывается, показатели отдела падают, недовольство руководства растет, а кто-то рискует лишиться премии, на которую рассчитывал. Продуктивный и приятный коннект с тимлидом? Не в этот раз, Миш.

Поэтому важно предупреждать о проблемах да и просто говорить о них. Не получается нормально протестировать функцию — попросить помощи у коллеги или тимлида. Не получается сдать проект вовремя — предупредить, взять пару дополнительных дней и допилить. Никто не будет бросаться помидорами, если что-то пошло не так. Но уж точно закидают, если молчать о пробоине в корабле.

Саша Петрикова

тимлид редакторов в Skypro

«Когда кто-то из команды молчит о своих проблемах, где-то плачет один тимлид.

Задача тимлида — делать так, чтобы всем было хорошо и комфортно работать. Если человек не рассказывает о том, что происходит с его задачами, не делится радостями и болями, руководителю приходится действовать вслепую.

Как для самоконтроля, так и для коннекта с тимлидом и командой хорошее решение — устанавливать контрольные точки, в которых есть четкий дедлайн. Дробить того самого слона. Это помогает руководителю отслеживать процесс и вылавливать косяки или отсрочки уже на ранних стадиях, а сотруднику — не оттягивать задачу и реалистично оценивать свои возможности».

Лучше, чем рассказывать о проблемах заранее, — только предложить удобное всем решение. Например, если автоматическое тестирование не получилось, предложить протестировать вручную, что точно сработает. Так мы не просто сбрасываем проблему на тимлида, но и помогаем с ней разобраться, заботимся о руководителе и результатах команды.

Сделать работу прозрачной

После двух промахов Миша закрылся ото всех в картонной непроницаемой коробочке и решил усиленно работать. «Хватит с меня! Докажу работой!» Только вот прошла неделя, а никто не знает, что с проектами Миши. Провел ли он код-ревью мобильного приложения и можно ли его добавлять в общую кодовую базу проекта? На какой стадии парсер контента? А жив ли вообще? Миша вновь нарушил важный принцип продуктивных отношений — «засекретил» свою работу.

Когда в команде нет прозрачности, сложно понять, что происходит. Вокруг неопределенность, из-за которой трудно принимать решения. Как сдать проект заказчику, если непонятен статус этого проекта? А как там список улучшений по сайту? Сделаешь, получается?

Чтобы и на этот раз не облажаться, Мише следовало конструировать свою коробочку не из плотного картона, а из прозрачного стекла. Не самозабвенно и закрыто ото всех писать код парсера, но и обновлять статус проекта в таск-менеджере. Не оставлять конфликт с коллегой или заказчиком открытым, а рассказать тимлиду и решить проблему. Сделать так, чтобы работа и решения были полностью видны руководителю, а еще лучше — всей компании.

Говорить конкретно

Очередная встреча с тимлидом. Мише предстоит рассказать, как прошел его первый рабочий месяц. Ну, Мишаня, твоя минута славы! Он начинает: «В этом проекте добился классных результатов… На прошлой неделе закрыл внушительное количество задач… Был на трех встречах с командой, обсудили кучу полезных тем». У тимлида выступили вены на лбу и полопались капилляры в глазах.

Ошибка бедняжки Миши — нагромождение абстрактных, общих фраз. «Добился классных результатов» — а можно цифрами? «Внушительное количество проектов» — это два или десять? «Куча полезных тем» — это какие темы и сколько? Пространные формулировки не передают ничего важного, в них нет конкретики. Вместо продуктивной беседы тимлид расшифровывает безымянные мысли, чтобы найти хоть какие-то цифры и факты.

Если добавить конкретику и факты в рассказ Миши, получится так: «Парсер контента уже в работе: им пользуется команда маркетинга и пока что не жалуется. На прошлой неделе закрыл три задачи: проверил код мобильного приложения, потестил функции на сайте и написал калькулятор. На встречах обсудили с командой кучу полезных тем: например, как нам лучше передавать проекты друг другу или почему важен коннект в команде. Как-то так». Дальше руководитель задает уточняющие вопросы, Миша отвечает — все счастливы. Капилляры в порядке, отношения улучшены.

Быть проактивным

Окей, Миша заменил непроницаемые картонные стены своей коробочки на прозрачные — теперь понятно, чем он занимается. Он предупреждает о проблемах, заботится о тимлиде и говорит конкретно. Но чего-то не хватает, чтобы назвать Мишу «своим челом». Чего? 

В Мише нет проактивности: он как бесчувственный робот, который следует определенному алгоритму и выполняет назначенные задачи. Он не вовлечен в вопросы бизнеса, не проявляет инициативу, даже на совместных обедах не появляется. Миша словно чужой в коллективе, и это напрягает.

Чтобы Мишу назвали братишкой, ему нужно буквально «оживиться»: обсуждать результаты команды, предлагать решения проблем, спорить, браться за проекты со звездочкой, шутить, приходить на помощь. Такое поведение показывает, что работа Мише интересна, а коллеги — небезразличны. Такое поведение — тропинка к отношениям, в которых улыбаются, а не стискивают зубы.

Мария Янчаускайте

тимлид PR в Skypro

«По моему опыту, проактивные люди быстрее растут в должности и по зарплате — причем на любом этапе карьеры. Своей команде я всегда говорю три вещи, чтобы быть проактивными. 

Первая — обмениваться знаниями и опытом с другими компаниями и коллегами. Вторая — проявлять инициативу и пробовать забрать у тимлида часть его рутинных задач. Третья — интересоваться бизнес-процессами не только на уровне своего отдела, но и на уровне всей компании».

Не вываливать много личного

Кажется, что Миша настолько облажался, что больше уже негде напортачить — но нет. На созвоне вместо информации по делу он рассказывал, как вздернул приятеля в сквоше и куда планирует переехать жить. «Миш, ну мы ведь о работе собрались поговорить», — прерывает тимлид.

Доверять тимлиду личное — важно, но делать это следует дозированно и уместно. Если «пересметанить» — человеку будет неловко. Если ничего не сказать — непонятно, почему сегодня сотрудник такой неразговорчивый. А если ночью позвонить на личный номер и рассказывать про ссору с женой — это вообще конец.

Поэтому личное стоит рассказывать в уместной обстановке: например, на индивидуальной встрече с тимлидом. Такие созвоны и нужны, чтобы пообщаться: и про рабочее, и про личное. Главное — заранее обговорить формат встречи: если рабочий — готовим цифры и факты, а если личный — завариваем кофеек.

Памятка

Миша — чемпион Вселенной по ошибкам в общении с тимлидом. Теперь он седой старичок, который мудро рассказывает, как поладить с руководителем команды. Вот его шесть благородных истин:

1. Заботиться о тимлиде — это брать подготовку на себя. Собирать вопросы и темы, которые важно обсудить на созвоне; подготовить ссылки на файлы, которые надо будет показать; настроить связь, чтобы было хорошо слышно. Сделать так, чтобы тимлиду было комфортно общаться и работать с вами.

2. Замалчивать проблемы = подставлять всю команду. За просроченный дедлайн влетит руководителю, а от руководителя влетит всем. Поэтому лучше рассказывать о проблемах заранее — за это не отругают, но помогут разобраться.

3. Работа должна быть прозрачной, чтобы сотрудники компании понимали, на каком этапе задача. Если закрыться ото всех — начинается хаос: непонятно, что с задачей, когда будет готова и как принимать решения.

4. Абстрактные и общие формулировки затрудняют общение с командой. «Закрыл внушительное количество проектов» — это сколько и каких? «Обсудил с командой много важных тем» — каких тем, почему важных? Чтобы продуктивно общаться, хорошо бы делать это конкретно.

5. Проактивность показывает, что сотруднику не плевать на работу, команду и компанию. Когда сотрудник решает проблемы вместе с командой, критикует потенциально провальные решения, шутит за обедом и поддерживает ребят — это ценная боевая единица.

6. Много говорить о личном на рабочих встречах — табу. Личное лучше оставить для индивидуальных встреч с тимлидом.

Источник: https://habr.com/ru/company/skypro/blog/584072/


Интересные статьи

Интересные статьи

В 2020 году произошел небывалый приток частных инвесторов на биржи – как в России, так и за рубежом. Например, Московская биржа по итогам года зафиксировала прирост в 4,7...
21 мая в «Слёрме» начнётся интенсив по SRE. На три полных дня участники погрузятся в теорию и практику поддержки высоконагруженных сервисов. Никаких задач по работе, никаких семейных ...
Привет, Хаброжители! Язык Swift прост, понятен и отлично подойдет как новичкам, так и опытным программистам. Чтобы начать писать код, вам потребуются только эта книга, компьютер и желани...
Выпущенная в 1983 году домашняя консоль Nintendo Entertainment System (NES) была дешёвой, но мощной машиной, достигшей феноменального успеха. При помощи блока обработки изображений (Picture Pro...
Здравствуйте, уважаемые хабровчане! Сразу хочу предупредить, что это — моя первая публикация, так что прошу сразу оповещать обо всех замеченных проблемах, опечатках и прочем. Утром, как об...