Как выжить в стартапах когда ты джун?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Очень круто начать свою карьеру в компании, в которой есть чёткие процессы, онбординг, менторинг, best practices и всё такое. Но часто джуну выбирать не приходится и тогда берёшь, что дают. И тоже вроде бы неплохо - можно начать карьеру и разбираться дальше уже по ходу дела. Но также есть и риск её внезапно закончить, выгорев в угли. Поэтому я собрала опыт рефлексии над своим карьерным марафоном (иначе и не назовёшь) в IT и диджитал с 2017-го и составила краткий гайд для джунов, которым “посчастливилось” пройти в мир IT через тёмный коридор стартапов. Не знаю, насколько мои наблюдения будут полезны техническим специалистам, но, надеюсь, менеджерам должно помочь.

Итак, начнём с плюсов - почему попасть в стартап может быть неплохой идеей?

  • Низкий порог входа. Да, зачастую можно туда попасть, вообще не имея никакого опыта и на чистом энтузиазме. Мечта, да и только.

  • Можно попробовать много ролей. Потому что часто приходится делать всего понемногу помимо своей основной роли. Отличный шанс прокачаться в T-shaped профессионала. (Помню, мне было сложно объяснять, почему в своей первой компании я занималась продажами, а потом персоналом и рекрутингом, и кто знает чем ещё).

  • Можно “потрогать” множество процессов на проекте, плотно поработать с продакшен-командой и клиентами, разобраться, как работает маркетинг (а то и самому им заняться на досуге) и т.д..

А теперь к минусам, опасностям и самое главное рекомендациям.

  • Отсутствие каких-то внятных процессов внутри компании.

    На мой взгляд, это самая большая из проблем, потому что когда нет точки отсчёта как правильно, не на что опереться. Можно застрять в бесконечном цикле "изобретения колеса".

    Что делать?

    Включать критическое мышление и смотреть, что реально работает, как можно улучшить то, что работает и как починить то, что не работает. Гугл тоже поможет (решение для многих проблем уже было найдено, и нерабочие решения тоже описаны в кейсах). Если есть возможность спросить совет у проф. комьюнити напрямую - тоже не стоит пренебрегать такой возможностью. Можно добавиться во все профессиональные чатики, сходить на доступные конференции.

  • Отсутствие адекватного менторинга, а часто и хоть какого обучения в принципе.

    Помню, в первой своей айтишной компании на собесе я спросила про обучение и мне сказали, что да, оно будет. А было оно таким: мне сказали погуглить это и вот это, ну и всё, собственно. Происходит это потому, что может быть банально некому вас учить, ну или если есть, то им зачастую просто не до того.

    Что делать?

    Отталкиваться от задачи. Как говорится, если удалось сформулировать вопрос - в нём уже 50% ответа. Так и есть, если вы научились обозначать себе чёткую задачу, становится примерно понятно, к кому из команды можно обратиться за помощью или недостающей информацией. Таким образом, вы будете “обрастать” кросс-компетенциями и прокачаете социальные навыки.

    Также задачи будут вам подсвечивать, чего вам не хватает по скиллам, и вы сами сможете корректировать свой план обучения и развития.

    Помню, когда на меня внезапно рухнули обязанности рекрутинга, моя первая задача звучала так: “найти миддла JS-разработчика”. Это было всё ТЗ.)) И как я подошла к задаче: узнала в какую команду нужен разработчик; пообщалась с тим-лидом по проекту, чтобы сформулировать требования и стек; погуглила примеры составления вакансий, чтобы опубликовать свою; начала холодный таргет кандидатов и из их вопросов добирала недостающую мне информацию внутри компании. То есть сама задача мне подсказывала следующие шаги.

    И да - задавайте вопросы. Много вопросов. Но вопросы должны быть правильные: все, как правило, охотно делятся знаниями и экспертизой, но вот решать ваши задачи за вас будут уже неохотно.

  • Нечёткое распределение ролей и размытая сфера ответственности.

    Помню, в одной из компаний был COO и никто не мог мне внятно объяснить а чем он там занимался (включая его самого). Это всё чревато тем, что задачи могут просто повиснуть в воздухе или будут “пинаться” от одного к другому, что может тоже усложнить вам жизнь.

    Что делать?

    Выход здесь один - прокачивать коммуникацию и умение договариваться. Для начала можно поболтать с каждым из лидов направлений и узнать непосредственно от них самих с какими вопросами можно к ним обращаться. Потому что как у каждого свой agile, так у каждого своё понимание тайтлов и должностных обязанностей. И не забывайте благодарить каждого за помощь (даже если он просто сделал свою работу). Кажется, мелочь, но этого так не хватает. Эффект от этого будет похлеще, чем экспресс-курс магии из Хогвартса. Проверено :-)

  • Угроза оказаться в информационном «вакууме» и выгореть.

    Это производное от всего перечисленного выше. Может повлиять перегруз - рабочий график, это хорошо, но когда ради общей цели надо задержаться разок, а потом ещё и ещё…. Большое количество обязанностей из разных ролей, легко поймать первый кризис, а того, кто даст адекватную оценку вашему росту и поддержит, может, просто не оказаться в принципе. В таком режиме выкладываться на 350% становится всеобщей нормой и может показаться, что вы истощены, но делаете недостаточно. А ещё будто стоите на месте и не развиваетесь “вглубь”, полностью игнорируя тот факт, что вы развиваетесь “вширь”.

    Что делать?

    Заведите эксельку, в которую будете логать свои ежедневные задачи. Можно систематизировать удобным для себя способом, что относится к какой роли и т. д.. Так будет легче отслеживать реальный объём задач и фиксировать личный прогресс.

    Как станет понятнее, что вообще происходит, уже можно будет выделить для себя приоритетный круг задач и развиваться в них, в то время как остальное, возможно, частично делегировать, оптимизировать или автоматизировать.

    Полезно будет отмечать моменты в своей работе. Которые как-то положительно повлияли на команду или проект. Так вы научитесь видеть ценность своей работы (в будущем это может уберечь вас от синдрома самозванца).

    Ходить на собесы просто так тоже может быть полезно. Можно пообщаться с лидами из других компаний и задать им интересующие вопросы про то, как всё работает у них. Это может стать вашими новыми точками роста.

  • Отсутствие work-life баланса.

    Это не страшно, когда длится недолго. Например, первый месяц-два, когда проходит адаптация и всё такое. Но, как мы понимаем, есть риск того, что это может стать нормой. Задачи никогда не заканчиваются, проекты в огне… Не успел оглянуться как друзей не видел уже 6 месяцев, хобби заброшены, заказчик разрывает мессенджеры по выходным и он всё так же недоволен.

    Что делать?

    Учиться расставлять приоритеты в жизни правильно. Это всего лишь работа, компания - это не семья, что бы ни говорили на пицца-пати, и отношения у вас транзакционные. Звучит как откровения мистера очевидность, но часто нам могут помешать отследить такие (кажущиеся очевидными) вещи скрытые механизмы нашей психики. Поэтому здорово поможет прокачка осознанности через психотерапию. По моему скромному мнению это вообще самая важная инвестиция, которая помимо буста soft skills положительно отразится сразу на всех сферах вашей жизни. Так что если есть такая возможность, не стоит ей пренебрегать.

Источник: https://habr.com/ru/articles/764632/


Интересные статьи

Интересные статьи

Всем привет, сегодня я хотел бы подискутировать на примере "очередной революции" в так называемом WEB 3.0 от команды TON, как развивается веб и в целом куда мы идем, статья не претендует на истину, вс...
Что делать с понятием, соединяющим две разных технических области? Добавить третью! DevOps соединил «development» и «operations», но что в этом случае произошло с «testing»? А что должно произойти, чт...
Микросервисную архитектуру масштабировать легче, чем монолит. Но преимущества не даются просто так, иначе все бы просто пилили микросервисы и горя не знали.За лёгкую масштабируемость приходится платит...
Выражаю особенную благодарность тем читателям, которые смело и вдумчиво поделились своими размышлениями в комментариях к статье «Выгорание может настигнуть на работе, вне работы, без работы». Это позв...
Большую часть времени GPU были не важны Как, наверно, понимает большинство людей, компьютеры считают числа. Обычно «интуитивным» способом работы с компьютерами является взаимодействи...