Как я собирал статистику по брутфорсу наших серверов и лечил их

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Мы разместили 5 ханипотов, в дальнейшем просто «серверов», чтобы собрать статистику по брутфорсу RDP в наших сетях.

Один сервер находился в Лондоне, другой в Цюрихе, один в защищенной сети в M9, два других в дата-центре Rucloud в защищенной и незащищенной сетях. IP адреса каждого из серверов находятся в разных подсетях, каждый IP адрес отличается первым октетом. Если попытаться измерить «расстояние» скана между IP адресами по формуле:

((Первый октет подсети №1) – (Первый октет подсети №2)) * (2^24),

Если сканировать 0.0.0.0/0, атакующему придется пролистать как минимум 771751936 IP адресов, чтобы найти два самых «ближайших» друг к другу сервера. Вдобавок, каждый из серверов не отвечал на ICMP и каждый IP адрес не использовался никем в течение 3 месяцев, все 5 серверов открыли порты в одно и то же время. Все серверы были подключены к AD.

Разноцветные графики


Начинаем с интересного и заканчиваем значительным.



Начало было хорошим. Первый брутфорсер сел на сервер в Rucloud в первый же час, как порт был открыт. На всех остальных дата-центрах сервер был обнаружен только на второй час.

Как видно на графиках, сила перебора не сильно менялась изо дня в день. А если посмотреть по времени суток? Вот графики. Разные цвета это разные сутки.


График по времени суток дц ZUR1.


График по времени суток в защищенной подсети M9.


График по времени суток в дц LD8.


График по времени суток в защищенной подсети Rucloud.


График по времени суток в Rucloud.

Достаточно скучная картина, можно сказать, что картина не меняется в зависимости от времени суток.

Посмотрим на эти же графики по времени суток, но уже суммарно по всем дата-центрам.


График по времени суток с накоплением.


График по времени суток.

Картина с перебором паролей не меняется в зависимости от времени суток. То есть, устройства, которые участвовали в переборе паролей, скорее всего, всегда включены.


Статистика неудачных попыток входа по каждому адресу по одной незащищенной подсети Rucloud.

Всего, в переборе за целую неделю на одной из незащищенных подсетей Rucloud поучаствовали 89 IP адресов. 10 IP адресов набили 50% из 114809 попыток.


Статистика неудачных попыток входа по каждому адресу по всем дата-центрам.

Этот же самый блин, но только со статистикой по всем дата-центрам. 50% всей статистики набили 15 IP адресов. Попыток по всем пяти серверам было более полумиллиона. А насколько разными были атакующие?



По всем сетям было замечено 143 IP адресов и лишь 29 IP адресов было замечено на всех 5 серверах. Меньше половины из всех атакующих брутили 2 или более сервера. Значит, расстояние сканирования между IP адресами имеет значение. Значит, данные об открытых портах атакующие получали с помощью nmap, сканируя IP адреса один за другим.

Считаем ботнеты


Посмотрев на отчеты и юзернеймы, которые использовались для перебора, мне бросились в глаза словари, которые использовали разные IP адреса, количество логинов в словарях.

Предположим, что это все разные ботнеты с разными словарями, тогда, я насчитал N ботнетов. Вот словари каждого из них:

admin, administrator, administrador, administrateur, admin, administrator, administrador, administrateur, ADMIN, USER, USER1, TEST, TEST1, ADMINISTRATOR, USER1, USER2, USER3, USER4, USER5, USER6, USER7, USER8, USER9, HP, ADMIN, USER, PC, DENTAL

Этот ботнет был самым большим и использовал самый большой словарь. Там встречались много логинов на разных языках, в т.ч. русский, французский и английский:

1, 12, 123, 1234, 12345, 13, 14, 15, 19, 1C, CAMERA, СAMERA, ADMIN, USERL8, GVC, ADMINISTRATEUR, IPAD3, USR_TERMINAL, JEREMY, ADMINISTRATOR, ADM, ALYSSA, ADMINISTRATOR, ATELIER, CAMERA, СAMERA, ADMIN, USERL8, GVC, ADMINISTRATEUR, USR_TERMINAL, JEREMY, IPAD3, USR_TERMINAL, JEREMY, ADMINISTRATOR, ADMIN, ADM, SERGEY, OLEG, IRINA, NATASHA, SYSTEM, SERVICE, GVC, ADMINISTRATEUR, IPAD3, USR_TERMINAL, JEREMY, ADMINISTRATOR, ADMIN, ADM, SERGEY, OLEG, IRINA, NATASHA и так далее, включая даже китайские логины.

Были словари, которые использовали только китайские и английские слова. Вынуть китайские символы из базы с помощью Powershell мне не удалось. Вот только часть словаря китайских товарищей:

SHENZHEN, TIANJIN, MANDARIN, CHONGQING, SHENYANG, XIAN, CONS, CHINA, TECHNOLOGY, ISPADMIN, BEIJING, SHANGHAI

Так же были единичные IP адреса пытающиеся перебирать эти логины. Вероятно, просто дети играются:

USR1CV8, ADMINISTRATOR
ADMI, NIMDA, ADMS, ADMINS

Бывает просто тупой перебор паролей, перебор паролей по словарю, а есть более-менее интересный перебор. У атакующих есть возможность получить имена пользователей, SMB шар, иногда даже хэши паролей, имена компьютеров, имя домена AD или WorkGroup.

Специалисты по ИБ знают о BloodHound, о ней знаю и хакеры. Если мы оставим AD в дефолтном её состоянии, то можно похитить имя домена, имя компьютера, даже хэши паролей юзеров. На хабре уже писали о векторах атаки на AD и об этой тулзе. Я рекоменду к прочтению этот блестящий материал.

Кстати, первая атака с применением имени сервера и домена началась через 13 часов после открытия портов, но взломщик быстро отстал, попытавшись ворваться всего 138 раз. Вторая такая атака с этим же словарем повторилась через 3 дня, но тоже долго не продлилась.

Итого 5 ботнетов с разными словарями. Надо будет собирать более подробную статистику по используемым логинам, чтобы понять, какие чаще всего используются и в каких пропорциях. Весьма вероятно, что первый взгляд замылен не слишком точным сбором всей статистики и реальная картина немного интереснее.

А это проблема?


Сначала самоизоляции мы начали фиксировать очень странную недоступность серверов. Сначала мы списали все это на перегрузку сети провайдеров домашнего интернета, на Netflix и торренты, бывает, инфраструктура была не готова.

Подозрения на инфраструктуру быстро исчезли, когда наши немногочисленные клиенты на Windows Server 2008, те не могли зайти на RDP в принципе. Посмотрев в журнал безопасности, мы фиксировали рекордные показатели атак, более 36 тысяч попыток за 24 часа.

Как оказалось, брутфорс достаточной интенсивности способен либо целиком положить RDP, либо вызывать постоянные разрывы.

Генез проблемы до конца неясен. Либо RDP кладется всей сворой, либо каким-то одним атакующим. Воспроизвести дисконнекты и зависание картинки с помощью скрипта и mstsc.exe не удалось.

То ли брутфорс превращается в DDoS, толи у какого-то из атакующих как-то по-особому реализована брутилка, что вызывает и проблемы. Единственное что ясно, что время разрыва соединение совпадает с неудачными попытками входа в систему.

Самые зверские атаки проходили этим летом в июне, тогда наша поддержка фиксировала наибольшее количество лагов и разрывов RDP. К сожалению, мы тогда еще не собирали статистику.


Источник: Kaspersky

Решение?


Да.
Все что нужно сделать чтобы защититься, это закрыться брандмауэром. Но я ощущаю ту же самую лень, что и вы, поэтому сделал эти модули.

Модули работают на Windows Powershell 5.1 и Powershell Core 7. Ссылка на гитхаб проекта находится тут. Теперь взглянем на функции.

Protect-Bruteforce


Пока что модуль называется так. Изменяет правило брандмауэра, добавляя все успешно залогиненые IP адреса в правило. Удобно для использования вместе со статическим IP адресом, упрощает деплой серверов удаленных рабочих столов в связке с VPN шлюзом.



Unprotect-Bruteforce


Сбрасывает RemoteAddress для дефолтных правил брандмауэра.



Stop-Bruteforce


Просматривает журнал событий на предмет неудачных входов и блокирует IP адреса из списка отдельным правилом «Stop-Bruteforce».



Get-Bruteforce


Возвращает массив объектов статистики по каждому IP адресу. Именно этой функцией собиралась статистика для графиков выше.



Опрос


Мы в RUVDS считаем, что операционная система должна доставляться пользователю в предельно неизмененном состоянии. Мы думаем, что в идеальном мире, операционная система должна предоставляться так, какой она была в своем стоковом состоянии при первом запуске. Но ведь функции, такие как генерация паролей из ЛК, не только упрощают жизнь, просто необходимы многим нашим клиентам. Хотим знать ваше мнение о подобного рода quality of life штуках. Голосуйте и комментируйте.




Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Считаете ли вы интеграцию подобного QOL штук в стоковые образы целесообразной?

  • 50,0%Да1
  • 50,0%Нет1
  • 0,0%Узнать результат0
Источник: https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/519970/


Интересные статьи

Интересные статьи

Прежде чем мы начнём разговор о способах импорта в веб-проекты библиотеки React, покажу современные способы выполнения этой операции и использования хука useState: // Глобальный по...
Продолжаем нашу серию материалов, посвященную тестированию производительности серверов. Сегодня поговорим о паре проверенных временем бенчмарках, которые до сих пор поддерживают и обновляют — Net...
От скорости сайта зависит многое: количество отказов, брошенных корзин. Согласно исследованию Google, большинство посетителей не ждёт загрузки больше 3 секунд и уходит к конкурентам. Бывает, что сайт ...
В Челябинске проходят митапы системных администраторов Sysadminka, и на последнем из них я делал доклад о нашем решении для работы приложений на 1С-Битрикс в Kubernetes. Битрикс, Kubernetes, Сep...
Согласно многочисленным исследованиям поведения пользователей на сайте, порядка 25% посетителей покидают ресурс, если страница грузится более 4 секунд.