Привет! Меня зовут Лиза, я методолог обучающих программ в ЕДИНОМ ЦУПИС. Раньше я занималась наукой, а теперь работаю методологом в IT.
В этой статье я на примере разберу процесс проектирования онлайн-курса «Практика эффективной обратной связи» по модели 4C/ID с использованием нейросетей. Расскажу, на каких этапах проектирования нейросети могут быть полезны, какие возникли трудности и каких результатов мы добились. Статья будет полезна методологам, методистам, специалистам L&D и всем, кому интересно заглянуть за кулисы проектирования онлайн-обучения.
ЕДИНЫЙ ЦУПИС – это высоконагруженный финтех, который состоит из множества сервисов и продуктов. В рамках развития направления e-learning в компании я занимаюсь созданием онлайн-курсов и программ обучения по процессам разработки, адаптации новых сотрудников, развитию гибких и твердых навыков.
Специфика работы в высоконагруженном финтехе требует постоянного совершенствования владения сложными профессиональными компетенциями, знаниями и навыками. В процессе создания курсов необходимо решать задачи по структурированию и адаптации учебного материала о внутренних процессах в компании, используемых технологиях, методологиях, сервисах и т.д.
Путем проб и ошибок, успешных и менее успешных запусков курсов я выбрала модель создания обучения 4С/ID, которая отлично подходит под требования развития e-learning в компании.
В целом, проектирование нового курса — наиболее трудоемкая часть работы методолога. Важно поставить грамотные учебные задачи, провести ряд интервью со стейкхолдерами, разработать структуру будущего курса, изучить информацию по теме курса, зафиксировать все результаты. Задач стоит много, а времени часто не хватает. Использование нейросетей гремит на весь интернет уже не первый месяц, поэтому я решила проверить, могут ли быть нейросети полезны в улучшении качества и скорости разработки корпоративных онлайн-курсов.
Когда про ChatGPT стали говорить все вокруг, я опубликовала статью в корпоративной wiki про примеры использования нейросетей. Статья не получила широкого отклика, чувствовалось недоверие и скепсис к технологии. Но у самурая нет цели, только путь, поэтому не самый удачный опыт меня не остановил. В следующий курс про делегирование решено было добавить урок о том, как делегировать простые задачи нейросетям. На этот раз лед тронулся, и мы получили классную обратную связь от коллег. Мотивации рассказывать о пользе использования нейросетей значительно прибавилось.
В процессе разработки онлайн-курсов для разных задач я использую нейросети:
ChatGPT и Notion AI для работы с учебными материалами и структурой курса;
you.com для поиска релевантных теоретических материалов, получения краткой теоретической справки по запросу;
gamma.app, slider-ai.ru, magicslides для быстрого создания структуры презентации и шаблонов и поиска идей по оформлению слайдов.
Модель 4С/ID (4 components instructional design) — это модель проектирования обучения, которая состоит из четырех взаимосвязанных компонентов:
учебные задачи;
поддерживающая информация;
процедурная информация;
частичная практика.
Для успешного запуска онлайн-курса необходимо проработать содержание каждого из четырех компонентов. Суть модели заключается в фокусировке на реальных, аутентичных задачах, которые отражают реальные ситуации, с которыми коллеги сталкиваются во время работы.
Первый этап. Формулирование учебных задач
На этом этапе мы формулируем и уточняем аутентичные задачи совместно с руководителями, учитывая стратегические цели, ценности компании и общий вектор развития. Здесь важно координировать цели бизнеса и учебные цели, определить критерии оценки эффективности курса. В результате сформулированные учебные задачи должны были основаны на реальных рабочих ситуациях.
Чтобы сформулировать учебную задачу совместно с руководителем или заказчиком курса идеально подходит метод глубинного интервью. Это метод исследования, который позволяет изучить узкоспециализированную тему в формате неформальной беседы по заранее спроектированному сценарию. Опыт показывает, что если попросить заказчика курса сформулировать цель и задачи обучения, то задачи могут отличаться от аутентичных. Необходимо потратить время, чтобы «докопаться до сути», и, возможно, с удивлением обнаружить, что задачи отличаются от первоначально сформулированных.
Сложность этапа заключается в том, что методологу нужно быстро погрузиться в тему курса, чтобы задавать нужные вопросы эксперту. При этом тематика курсов в финтехе бывает очень разная: начиная от курсов по идентификации уязвимостей в веб-приложениях, организации проведения нагрузочных тестирований и заканчивая курсами по делегированию и предоставлению обратной связи.
Чтобы подготовиться к встрече, я изучаю внутреннюю документацию и затем пишу список вопросов для заказчика. Чтобы дополнить список вопросами, погрузиться в детали, можно обратиться к чату GPT:
Таким образом, по результатам проведения интервью формируется аутентичная задача обучения, которая учитывает реальные рабочие ситуации и является фундаментальной основой для последующей разработки курса.
Второй этап. Подготовка поддерживающей информации
Второй этап посвящен подготовке поддерживающей информации — теории, которую необходимо предоставить учащемуся для выполнения поставленных учебных задач. Важно, что информация должна связывать уже известную информацию с новыми знаниями.
Это довольно сложная задача, т.к. сотрудники IT-сферы в целом и нашей компании в частности обладают крайне высоким уровнем профессиональной экспертизы, опытом работы в индустрии и широким кругозором. Поэтому поддерживающую информацию нужно выбирать очень тщательно, информация должна быть выше базового уровня: актуальная, достоверная, хорошо структурированная.
В процессе подготовки курса мне нужно ознакомиться с различными источниками: изучить статьи, книги, видео, подготовить конспекты. На такую подготовку требуется много времени. В среднем необходимо изучить от 30 до 50 источников на русском и английском языке.
Раньше для поиска источников информации пользовалась стандартными поисковиками, для изучения 2-3 книг, 10-15 статей, просмотра 3-5 лекций по теме курса требовалось около недели работы. Использование нейросетей несколько упрощает процесс, особенно в работе с иностранными источниками. Если материал написан на русском, то довольно быстро можно изучить текст «по диагонали», ознакомление с иностранными источниками требует больше времени.
Использование ChatGPT помогает выделить ключевые идеи из большого объема информации и не тратить время на чтение материалов, содержание которых не соответствует теме курса.
Например, всего за несколько секунд я получила краткое резюме статьи «10 powerful feedback models to use at work». Работа с различными источниками упрощается, можно запросить резюме 10-20-30 статей (в том числе и на другом языке) и внимательно изучить только наиболее важные и полезные статьи.
Третий этап. Подготовка процедурной информации
Третий этап направлен на подготовку процедурной информации — описания внутренних процессов в виде чек-листов, памяток, пошаговых инструкций. Процедурная информация указывает, как именно следует выполнять задачи, то есть представляет собой инструкции по их выполнению.
Нейросети могут помочь структурировать чек-лист или памятку для курса по заданной структуре. Можно конкретизировать запрос, указав, какие именно ключевые моменты важно раскрыть в чек-листе, какую структуру использовать. Создание памяток и чек-листов позволяет систематизировать и организовать информацию в едином формате. Это удобно, так как не требует специальных навыков или использования сложных инструментов значительно сокращает время подготовки.
Четвертый этап. Разработка частичной практики
На этом этапе необходимо продумать практические задания, которые будут близко связаны с выполнением реальных задач. Частичная практика требует большого количества повторов, чтобы учебный материал был усвоен на более высоком уровне. Например, для курса по обратной связи были разработаны вопросы в виде кейсов, реальных рабочих ситуаций, с которыми могут сталкиваться коллеги в процессе предоставления и получения обратной связи.
Здесь хотелось бы привести пример, что не всегда нейросети могут помогать решать задачи. Например, в процессе подготовки кейсов, я попросила чат-бота привести пример обратной связи по модели «бутерброд». Согласно этой неоднозначной модели, обратная связь дается по алгоритму «похвала-критика-похвала». Ситуация, сгенерированная ботом, получилась скорее комическая, чем реально приближенная к жизни.
С первого взгляда все, что генерирует нейросеть, выглядит очень правдоподобно, часто текст получается действительно логически верным и осмысленным. Но ошибки случаются и очень важно проверять все, что создает ChatGPT.
Выводы
Мой личный опыт использования модели 4C/ID при создании корпоративных онлайн-курсов оказался довольно удачным. Модель была проверена при разработке онлайн-курса «Практика эффективной обратной связи».
Таким образом, использование модели обучения 4C/ID позволяет создавать увлекательный и практичный опыт обучения за счет продуманной структуры курса, направленности на получение практических знаний и навыков. В целом, качество обучения повышается при использовании новых методов и моделей обучения, применении принципов андрагогики, построении системы взаимодействия с экспертами. Нейросети не напишут за вас вовлекающий и интересный курс, но могут стать помощником в развитии направления e-learning.
Использовать нейросети необходимо с осторожностью, необходимо осуществлять ряд дополнительных проверок как при формировании запросов, так и при оценке результатов. Для финтеха особенно важно формировать обезличенные запросы, которые не содержат чувствительную корпоративную информацию. Помните: все, что загружено в нейросеть, остается в нейросети!