Как я увеличила рейтинг ресторана с 4,4 до 5 звезд в Яндексе за 6 месяцев и помогла получить знак «Хорошее место»

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Я пришла работать в ресторан в мае 2022. На тот момент отзывами в Справочнике никто не занимался — собственники их не читали, гостям не отвечали. Люди оставляли в карточке до 15 отзывов в месяц, и ресторан имел рейтинг 4,4. Это неприемлемо для бизнеса такого типа, так как отзывы здесь могут быть одним из основных источников трафика.

Первый же день в ресторане я начала с разработки системы управления отзывами, так как благодаря ей я могла быстро и с минимальными вложениями увеличить гостепоток. Имеет смысл упомянуть тот факт, что несколько лет назад я руководила отделами качества работы компании. Тогда мне удавалось годами держать рейтинг 5 звезд у нашего интернет-магазина на площадках Яндекс.Маркета. Поэтому работа не представлялась сложной: я знала, что делаю и уверенно внедряла это.

Рейтинг ресторана на момент мая 2022. Галочку я оформила сразу же — ранее ее также не было
Рейтинг ресторана на момент мая 2022. Галочку я оформила сразу же — ранее ее также не было

Начало работы: привожу в порядок площадку 

Сначала я привела в порядок карточку ресторана в Справочнике:

— отправила в техподдержку документы ресторана и получила синюю галочку верификации;

— заполнила все разделы, указав максимум информации;

— добавила меню с ценами;

— загрузила актуальные фото и убрала старые.

После я ответила в карточке заведения гостям, которые написали отзывы 4-5 звезд в мае 2022. Также нашла контакты тех, кто оставил 1-3 звезды и инициировала расследования по ситуациям с ними. После связалась с каждым и решила проблемы тех, кто вышел на диалог. Взамен некоторые гости убрали отрицательные отзывы.

Промо-материалы для гостей 

До меня отзывы запрашивали эпизодически. Обычно на выходе из ресторана гостям говорили: «Если вам понравилось, оставьте отзыв, пожалуйста». Где оставить, как оставить — непонятно. Учитывая возраст аудитории 40+, для некоторых гостей это становилось непосильной и, по сути, ненужной задачей. 

Поэтому я перевела персонал в режим «запросил отзыв —> помог гостю его оставить». 

Прежде всего я распечатала промо из личного кабинета Справочника: тейбл-тенты и визитки с QR-кодом, ведущим на карточку ресторана. При переходе гость видел кнопку «Оставить отзыв» посередине экрана телефона: таким образом писать свое мнение становилось проще. 

Промо Яндекса я использовала не случайно: желтый цвет и лого поисковика узнаваемы и создают у людей ощущение доверия. Это я знаю, что все можно распечатать из кабинета, но для гостей это выглядит как: «О, Яндекс дал им свои визитки, значит, стоящее место».

Тейбл-тенты расставили на столы, а визитки официанты вкладывали в коробку с пречеком
Тейбл-тенты расставили на столы, а визитки официанты вкладывали в коробку с пречеком

Работа с официантами 

Недостаточно, чтобы гости заметили промо-материалы: нужно, чтобы им рассказали, для чего они нужны и помогли воспользоваться QR-кодом. Поэтому я обучила официантов запрашивать отзывы и внедрила мотивацию.

Мотивация включала:

1. Именной бонус: официант получал 250 руб за каждый отзыв 5 звезд, в котором упоминается его имя. Путаниц с именами у нас не возникало — сотрудники по сути текста опознавали своих гостей

2. В первый месяц работал командный бонус — 5 000 руб на всех при выполнении плана в 40 отзывов с оценкой 5 звезд. Здесь считались и именные, и обезличенные отзывы.

На планерках я или администраторы регулярно напоминали сотрудникам о бонусах, в тренингах отрабатывали моменты, как говорить гостям об отзыве и помогать оставить его.

За этот отзыв обе сотрудницы получили бонус
За этот отзыв обе сотрудницы получили бонус

Мотивация оправдала себя сразу же: у сотрудников появился азарт, и они начали соревноваться в количестве отзывов. Улучшилось качество обслуживания: ребята научились вести small talk, начали смотреть в глаза гостям (такого раньше не удавалось добиться ни одним обучением), стали называть имя. 

В первый же месяц работы с отзывами их количество увеличилось: 85 (из них положительных 90%) в июне против 17 в мае. За год моей работы в среднем в месяц стали оставлять 60 отзывов — это в 4 раза больше, чем раньше. Что касается официантов, каждый получал от 5 до 20 отзывов в месяц в зависимости от смен и активности.

Другие мероприятия для набора отзывов 

Были и другие мероприятия для увеличения количества отзывов. Какие-то краткосрочные, какие-то долгосрочные. Вот некоторые из них:

— скидка 50% на роллы, если перед оплатой счета гость оставит отзыв о них на Яндексе. Опубликованный отзыв гость показывал официанту, и тот делал скидку. Была вероятность, что отзыв не пройдет модерацию или клиент отзовет его, но я помню лишь 2 такие истории.

— для тех, кто бывал у нас раньше действовало спецпредложение: предлагалось оставить отзыв о прошлом посещении и при повторном получить десерт в подарок, продемонстрировав отзыв официанту. Информация была на сайте, время от времени публиковалась в социальных сетях и рассылках в боте.

Результаты работы с Яндекс.Справочником за год 

Чтобы отслеживать звонки со Справочника, я добавила в карточку статический номер. С ним обнаружилась проблема: сотрудники или роботы Яндекса стали звонить с проверкой каждые 2-3 недели. Если официанты не успевали брать трубку более 2 раз подряд, номер удаляли из карточки. Видимо дело в том, что номер не совпадал с номером на сайте и Яндекс этот факт беспокоил. 

Каждый звонок я прослушивала, делила заявки на категории — от доставки до банкетов под ключ. Также отслеживала выполнение целей на сайте от гостей, которые перешли по Справочнику. После сравнивала с отчетом по продажам, запрашивала данные у администраторов. Яндекс давал 10-15% месячной выручки при небольших затратах на обслуживание. 

Казалось бы, 10% не так много, однако, трафик с Яндекса занимает 3 место из 6 источников нового трафика ресторана. Первые два — рекомендации и проходящий поток — отрабатывают 75% трафика. Эту информацию я получала каждые 3 месяца из анкетирования гостей ресторана на выборке в четверть ежемесячного гостепотока. 

Расходы на обслуживание:

1. Тейбл-тенты — 20 шт — 2500 руб. 

2. Визитки — 6000 шт — 8000 руб.

3. Сладкие десерты для лояльных гостей — не более 3000 руб за все время по себестоимости. 

4. Бонусы за отзывы — 76 000 руб за год (с учетом командного бонуса первого месяца). Всего сотрудники получили 284 именных отзыва.

В расходы не входят издержки по акционным предложениям, так как Яндекс в них был одним из условий, но сами акции проводились по иным экономическим соображениям.

Рейтинг и наклейка «Хорошее место» 

Поднять рейтинг с 4,4 до 5 звезд удалось за полгода.

До рейтинга 4,5 мы дошли в первый месяц работы, а уже в декабре Яндекс сообщил, что мы получили наклейку «Хорошее место 2022»
До рейтинга 4,5 мы дошли в первый месяц работы, а уже в декабре Яндекс сообщил, что мы получили наклейку «Хорошее место 2022»

Безусловно, важна работа всей команды — ведь, если бы кухня не была вкусной, а обслуживание хорошим, гости не оставляли бы отзывы. Однако рост рейтинга и его поддержание невозможно без системы и ее контроля. Только когда внедрила я систему, площадка начала работать эффективно. Так за время моей работы гости оставили более 700 отзывов, однако, за 5 лет работы ресторана до меня их было чуть больше 200. К тому же Справочник чувствителен к работе в нем— если не отвечать на отзывы или отвечать долго, он начинает откатывать прогресс или замедлять его. Поэтому важно ежедневно мониторить отзывы и работать с гостями.

На графике видно начало роста — именно в мае 2022 я начала работать в ресторане
На графике видно начало роста — именно в мае 2022 я начала работать в ресторане

Контракт с рестораном мы заключили на год и в мае 2023 мы закончили работу. После этого собственники бизнеса перестали поддерживать систему работы с отзывами. Количество новых отзывов упало до показателей, которые были до меня, гостям не отвечали, синяя галочка потеряна и пр. признаки. К июлю рейтинг упал до 4,9 и держался там вплоть до октября. После этого с отзывами снова стали работать и на текущий момент собственникам удалось восстановить рейтинг 5 звезд.

Так выглядит карточка на 14.06.2023. На момент моего ухода было 939 отзыва. То есть +20 шт за месяц
Так выглядит карточка на 14.06.2023. На момент моего ухода было 939 отзыва. То есть +20 шт за месяц
Троицкая Ксения

Маркетолог: управляю отделами, работаю в командах и на себя. Веду канал «Маркетинг без мракобесия» — про то, как растить бизнес или частную практику систематично, без надрыва и магического мышления. Подписывайтесь.

Источник: https://habr.com/ru/articles/782716/


Интересные статьи

Интересные статьи

Хабр, я уже третий месяц пишу про доступность вместе с Ильёй. Мы показываем, как HTML и CSS могут улучшить или ухудшить её. Напоминаю, что Илья — мой незрячий знакомый, который помогает мне найти ...
В этой статье мы обсудим с разных сторон такое важное понятие, как знак перестановки. Перестановки играют важную роль в разных разделах математики, прежде всего в алгебре и комбинаторике. Знак (чётнос...
Почти все самые важные и интересные финансовые новости в России и мире за неделю: доллар уже достиг курса 96 рублей, цифровой рубль разжился логотипом, Uber впервые в истории хоть что-то заработал, а ...
К старту курса по Fullstack-разработке на Python рассказываем о том, как один из самых популярных репозиториев GitHub лишился десятков тысяч своих звёзд, а также о том, как помочь пользователям ваших ...
Для тех, кто предпочитает сразу прочитать выводы:Альтернативой акциям индексного фонда (например, ETF FINEX FXRL) на индекс RTSI (IMOEX) на российском рынке являются акции Сбербанка, так как они с выс...