Как я в IT ходил. Или сказ о курсах Otus QA engineer. Basic. Часть1.7.9

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.
Наверное, все же, имеется в виду предОставление обратной связи о качестве продукта. То есть, если раньше вы писать отзывы не умели, то теперь научитесь.
Наверное, все же, имеется в виду предОставление обратной связи о качестве продукта. То есть, если раньше вы писать отзывы не умели, то теперь научитесь.

Пролог

Я купил курс. Вот такой: Otus QA engineer basic. Пришел на курс с опозданием. Отучился, примерно, месяц и, скажем так, заскучал. Ну и как в той песне. "А не спеть ли мне отзыв. Про QA. А не выдумать ли...". Мозг, стой.
Первоначально я решил сублимировать поток фрустрации в "детальнейший и объективнейший обзор курсов отус QA over the World". И даже написал бетаверсию, которая, по иронии, стала релизом. А если сказал "А", говори "Б". И вот с "Б" как-то не задалось. Название поста кагбэ намекае шо каменный цветок не выходил.
Я скакал и так и эдак, пока ноги не скрутило, и, в какой-то момент, я вспомнил анекдот.

Бородатый.

На вершине холма стоят два быка. Молодой и старый. У подножья холма пасется стадо коров.
- Эй,- говорит молодой.- Давай быстренько спустимся с холма, возьмем себе по коровенке.
Старый бык молча жует траву.
- А давай, - молодой переминается с ноги на ногу. - Я спущусь с той стороны холма, а ты с этой и пока они будут метаться возьмем по паре коров!
Старый бык молча жует траву.
- Слушай, а давай, мы сейчааас... - ноет молодой.
Старый бык, дожевывает траву:
- Сейчас мы медленно спустимся с холма - и возьмем все стадо.

Оглавление

  • Лирика

  • Про Отус

  • Я так и не разобрался как прикрутить ссылку на якорь к оглавлению

Вероятностные гендерные различия бабушки и дедушки

Все мы любим объективность. Мы либо подтверждаем её логикой и фактами, либо используем авторитет. Так вот. Никакой объективности не будет. Здесь ниже будет моё лично-субъективно-на-вкус-и-цвет-собственное мнение и мои ощущения, что бы ты, мой дорогой читатель, и ты, моя дорогая читательница, могли совершенно субъективно прочувствовать всю гамму чувств, которую прочувствовал я. Только за кофой и с печеньками.
Поехали.

Чего не любят говорить на курсах и в магазинах (особенно по продаже курсов).

Зачем мы идем на курсы?
Саморазвитие там, личностный рост, бла бла бла. За деньгами и лучшей жизнью мы идем. Но HR-у же так не скажешь. Завернут на этапе резюме. А кто-то задумывался, почему заворачивают? Потому что денег хотят все, а работать ради денег не хочет никто. Капитаааан, скажут читатели. Но. Работать, действительно, не хочет никто. При этом все работают. Вот только по-разному. Одни, даже если их оставить без работы, сами ищут чем себе заняться, где подучиться и "ух-ты я тоже так хочу". Другим нужно чётко обозначить фронт работ, обеспечить ресурсы и снабдить инструкциям по действию в непонятной ситуации. Да, не стоит ждать взрывной инициативы, но именно на таких людях и держатся все производственные процессы. Ведь, после того как работа придумана, её надо работать.
И, наконец, третьи. Те кто что-то делают только из-под пинка. Причем пинать надо регулярно, заряда хватает ненадолго, как у полуспущенного мяча, и, со временем, они ещё начинают уворачиваться. А иногда и огрызаться.

А какая работа самая тяжелая? Думать. Не стоять в белой каске и красивом пиджаке, рассказывая о вечном, а принимать решения, искать выходы из ситуации, устранять проблемы, просчитывать последствия своих решений, особенно далекоидущие. М-м-м-м-м. Вкуснятина. Так вот. АйТи - это как раз про думать. Много думать.
Собственно, возвращаясь к вопросу. А готовы ли мы думать? "Да, конечно". Реально, это сложно. "Да я справлюсь". Не, не, не, на постоянной основе и задачи будут только сложнее. "Имею неодолимое жгучее желание". Если мы - тимлид, то, думаю, понятно о чем я. Если нет, просто оставим мысль ненадолго.

Так зачем идем на курсы?
Мы либо хотим вкинуться в крипту в горячую тенденцию и по-шурому отбить деньжата.
Либо мы знаем что хотим учиться, но не знаем с чего начать и как подступиться.
Либо мы понимаем, что платим за то, что кто-то потратил своё время на "всё есть в интернете" и уже просеял эту рекламную сео-помойку.
Мы идем на курсы, чтобы в лучшем виде получить знания и навыки, за которые нас позовут в компанию. И вдруг откуда ни возьмись, привет, объективность. Все человеки субъективны. Внезапно.

Теперь немного со стороны нанимателя курсопродавателя. Субъект с неизвестной мотивацией, с непонятными способностями, с неопределенной выносливостью говорит: "Я хочу". И, что важно, их таких сотня стоит, и все галдят на разные лады. Никаким личным подходом здесь не пахнет. Никто ни за какие деньги не сможет долго "лично" носиться с каждым кандидатом. Значит мы в любом случае придем к системе оценок и суждений. Вот только как не врубить вершителя судеб. Может у человека день не задался, а ему: "если ты не понял указатели, АйТи - не твоё".

Ещё момент. Хороший продавец продает товар тому, кому этот товар нужен. Нормальный продавец продает товар всем, кто к нему приходит. А плохой продавец сам бегает и впаривает даже тем, кто не заинтересован. Так вот. Хороший продавец изначально делает так, чтобы на кассу человек пришел уже за покупкой. Это сложно, тут надо заинтересовать и удержать и отсеять. И самый простой способ - дать человеку попробовать то, к чему он стремится. Вот тебе полноценный хардкор, который будет ждать тебя все оставшиеся годы. Понравилось, добро пожаловать, оплачивай полную версию.
А можно поступить иначе. Спрос-то нужно удовлетворять, у колодца стоять, да не напиться. И вот вам дают стабильный дофаминовый ответ, подсовывая лайтовые задачки из 8-го класса. Которые точно получатся. Мотивируя это чем-то вроде: "Ну все через это проходят. Это база. Зато смотри как у тебя хорошо получается, купи следующий курс ".

Кто уже догадался? Правильно. Ни одна нехорошая школа не скажет: "ты не подходишь для IT". Хорошая школа , правда, так тоже не скажет. Но результаты, в обоих случаях, будут абсолютно разные.

Умей сказать себе "нет". Честные вопросы себе = правильные ответы на собеседовании?

Мы рассмотрели ситуацию со стороны продавца курсов. А что же делать нам как человекам, как личностям? Банально - пробовать. Я точно знаю, что хочу стать Черной лебедью, или это мне с детства внушали? У меня получается лучше чем у многих, но недостаточно, чтобы рвануть. Может мне просто надо слегка довернуть с направлением и чуть-чуть поддержки? А вдруг я - просто ленивая ж филешка и тупо отмазываюсь? И как бы это не звучало: "кто хочет ищет возможность, кто не хочет - причины". Хотим ли мы сменить уютное болотце и токсичное окружение если "ну и так неплохо". Ну плохо, но там-то работать надо, думать... Нужно осознать, что никто не хочет и не будет нас пинать к мечте и светлому будущему (в личной жизни, кстати тоже). Но чем честнее мы будем сами с собой, чем меньше мы будем заключать сделок со своей совестью, тем легче и проще и лучше будет жизнь.

Давайте вернемся к сильно упрощенным но реальным примерам. Повторюсь, сильно упрощенным. Что вам больше нравится, писать тест-кейсы или выполнять тест-кейсы? Искать решения или спокойно выполнять понятную работу? Если ваш ответ: "За что больше платят, то и люблю", - I have bad news for ya.
Так вот. Первейшая миссия любого образовательного ресурса - помочь человеку определиться, какой уровень ему, человеку, нужен. Хороший тестировщик лучше плохого QA инженера. Не нужно бежать впереди паровоза за локтем, который вот вот сможем укусить.

Программирование это не "какой язык учить в 2033-ем". Это решение типовых задач нетиповыми методами. И если мы с детства не занимались ничем подобным, мы должны быть готовы к тому, что будут фейлы, кринжи и ё-й испанский стыд. Но даже если нам не зайдет, мы честно скажем себе: "я попробовал, теперь я знаю". А может: "я попробовала и мне понравилось, но нужно период жизни поспокойней". А может это будет: "да мы себя вообще такими живыми никогда не чувствовали, давай ещё".

Ну вот, например. Есть такая техника 5 почему. Почему почему пять? Сначала мозг начнет приучать себя к правде. Каждый новый вопрос будет загонять нас в ловушку "почему на самом деле". А когда мы приучимся сразу говорить себе правду, то "почему" преврятятся в "почему ещё", что поможет находить разные неочевидные решения. Короче, простор для фантазий безграничен. Но если на втором "почему" мозг ловит ступор и тянется свайпать мемасы, то не нужно сябя мучать.

Пришёл предприниматель на курсы QA, а там тоже предприниматели (с) (Для тех кто все же хочет прочитать про курсы)

(с)копировано отсюда

Раз уж мы говорим о конкретных курсах, будет нечестно спекулировать на теме и ничего по ней не дать. Так что.

Давайте врубим предпренимателя.

Что же нам предлагают за, примерно, 40 тысяч родных российских. Почему "примерно"? Вам могут дать скидку, либо, наоборот, банк накинет за рассрочку. Считаем 40. За это вы получаете 25 занятий Всякие завершающие консультации по домашнему заданию выкидываем. По 1600 за занятие. Давайте, для простоты, считать по 1500. Для сравнения, курсы английского на уровне В1, с преподавателем, в группе не более 8ми человек - 800р за занятие. В живой аудитории. С живым общением Здесь (на курсах) нас примерно полторы сотни. Даже если отбросить менторов и преподов, получается вкусная цифра. Дальше сами считайте.

Программа курса выглядит так

Жизненный цикл разработки ПО
Тема 1. Качество ПО
Тема 2. Методологии разработки программного обеспечения
Тема 3. Карта функциональности продукта
Тема 4. Что такое требования и какие они бывают
Тема 5. Тесткейсы и чеклисты
Тема 6. Багрепорт
Тема 7. Знакомство с Confluence & Jira
Тема 8. Использование TestIT
Тест - дизайн
Тема 9. Тест-дизайн
Тема 10. Классы эквивалентности и граничные значения
Тема 11. Тестовая комбинаторика
Тема 12. Таблицы принятия решений
Тема 13. Тестирование состояний и переходов
Тема 14. Исследовательское тестирование
Работа с API
Тема 15. Виды http запросов
Тема 16. Валидируем http запросы
Базы данных
Тема 17. SQL: часть 1
Тема 18. SQL: часть 2
Тема 19. SQL: часть 3
Карьера
Тема 20. Резюме и собеседование
Автоматизация
Тема 21. Использование техник тест-дизайна при тестировании API
Тема 22. Git на кончиках пальцев
Тема 23. Автоматизация на уровне Postman часть 1
Тема 24. Автоматизация на уровне Postman часть 2
Тема 25. Катит - не катит. Gitlab CI
Тема 26. Docker
Тема 27. Итоговая консультация по ДЗ
Тема 28. Итоговый урок

Вы даже можете её официально скачать со всеми домашками.

Программа заявлена на 116 академ.часов. Считаем. 28 тем умножаем на 2 академических часа получаем 56 часов. Что чуть меньше 116. Возможно, Отус считает, что академический час длится 20 минут, вместо 40-45. Возможно, pdf'ка с прошлых курсов осталась, когда было действительно 116 часов. А воможно, просто опечатка.

Дальше смотрим на эту программу курса. Много тем, много домашки. Беру! Нет. Для начала, гляну ка я примеры бесплатные. А примеров аж два (по этому курсу).
Демо-занятие курса «QA Engineer»
Как правильно составлять баг репорт // Бесплатный урок OTUS
И когда смотришь про багрепорты душа радуется. Плотное насыщенное занятие с реальными примерами, с работой в Jira, с обсуждением в реальном времени. Круто. Точно беру!

А теперь расскажу, что вы реально берете за эти деньги.

Полный курс по тестированию ПО 2020 за 2 часа. Хотите узнать как стать тестировщиком...бла,бла,бла
Это, в переводе на Отусовский, занятия с 1-го по 6-е.
С вас шесть, да на полтора (стучит счетами) девять тышш рублёв. Если, жаль потраченных денег, можете посмотреть на скорости 0.5 два раза подряд.

Дальше идут занятия про багрепорты, Jira и TestIT. Да, те которые бесплатно на ютубе. Это моё любимое место. Как я уже выше говорил, два года назад знакомство с Jira+багрепорт умещалось в одно занятие. В этом году вам два часа рассказывают про багрепорт и два часа знакомят с Jira+Confluence . И сейчас остановитесь и ютубните "знакомство с Jira". Ну как? хватает результатов? Кстати, на занятии про Jira нам за первые 40 минут рассказали все предыдущие 6 лекций. Только с примерами из жизни. И за оставшееся время показали Jira+Confluence. Perfect timing. С вас ещё четыре с половиной тышшы.

Дальше пакет занятий по тестовой комбинаторике, граничных значениях и прочему тест-дизайну. Я, правда, уже всё это посмотрел просто от скуки просто в ютубе. И! Буквально на днях, в учебном чате, один ученик сетовал, что не может понять какой из туров тестирования нужно выбирать. Как же так. В конце-то второго месяца обучения. А всё потому что за два месяца никто не захотел рассказать ему ни про тест-план, ни про стратегию тестирования. Что, кагбэ, и есть basic.

Я был бы готов плюнуть на абсолютную бессистемность курса если бы все занятия были столь же насыщенными, как те что на ютубе демонстрационные. Но они не насыщенные. Они - медленные.

Пример. Пришлось цитировать дословно, дабы "не вырвать ничего из контекста".

“Вообще, по-хорошему, когда возникает баг как проблема. Это когда произошли три события. Выполняются три условия. Первое условие. Мы знаем ожидаемый результат, то есть мы знаем, как должна работать система. Второе условие. Мы пронаблюдали фактический результат, то есть мы что-то там выполнили и видим, как реально работает система. Третье условие фактический результат и ожидаемый результат не совпадают. Если у вас не выполнено хотя бы одно из этих условий, о наличии багов говорить нельзя. Ну это, кстати, очень хороший, значит, аргумент, когда, значит, вам выдают функционал, ну иди тестируй. А это как бы, документация там требования, дизайна описание. А зачем? Тестируй так. Вот, к сожалению, вы можете тестировать, но баг заводить вы не можете. Потому что вы не знаете ожидаемый результат. Если вы не знаете результат или не догадываетесь о нем, то, к сожалению, о багах говорить нельзя.

Вот это значит, чем прикрываются, например, очень часто. Вот вы приходите, говорите, ну слушай, вот это вот как-то неправильно работает,тебе говорят, требования, то есть, нет, ну все, значит все правильно. Ну да, действительно, они правы, нет ожидаемого результата прописанного.”

Но ведь можно было сказать короче и проще: "В русском языке есть прекрасный аналог слову "баг". Баг - это косяк. И очень сложно предъявлять за косяки, если вы не уверены, что это - косяк, а не костыль или заплатка, или "in work" или вообще так и планировалось. Например на одном из проектов...", - рассказывает пример из жизни.

Жаль, что нельзя выложить два занятия рядом. Я бы, с удовольствием, поделился.

Как вам лавочка? У меня нет ни описания, ни чертежей, ни макета. Но я точно знаю, что эргономикой тут не пахнет. А багрепорт написать нельзя.
Как вам лавочка? У меня нет ни описания, ни чертежей, ни макета. Но я точно знаю, что эргономикой тут не пахнет. А багрепорт написать нельзя.

А это личный кабинет

Здесь скрыта очень широкая и длинная картинка

Скриншот, кстати сделан с помощью расширения, про которое отус не рассказывал.
Скриншот, кстати сделан с помощью расширения, про которое отус не рассказывал.

И если вы как и я задолбались её скролить, то вы испытали главное ощущение от личного кабинета Отуса. Чат из зума не записывается на видео, а прилагается отдельным файлом. Наверное, предполагается, что я как пилоты боевых вертолетов двумя глазами в разные экраны должен смотреть.

Стресс тест или отзыв о мобильной версии.

Вы удивитесь, но тут не будет информации о мобильном приложении Отус. Сейчас объясню. Вместе с началом курса у меня начался большой тяжелый объект. И морально и физически. И курсы по английскому. И да, всё у всех проводится в "20.00 по МСК Вт и Чт". И я, конечно, подумал, а не скачать ли мне приложение и не смотреть видео на нем. Приложение попросило права на простмотр, изменение и удаление всех моих документов на гугл диске. После чего было благополучно удалено. Скачать видео из плеера тоже нельзя. Отус заморочился и сделал мини подгрузки с сервера. Ну шоб я не украл, и не выложил на всеобщее обозрение. Захват экрана же отменили. То есть защита от пиратсва на уровне "лень морочиться". При этом удобство пользователя на уровне "сиди у компа, смотри, не отвлекайся".

Критикуешь, предлагай. Предлагаешь, действуй.

Ну ты понел
Ну ты понел

Тур отмененный из-за дождя.

Ну если тебе так не нравится, то что же ты не откажешься. А, наверное, ты засланый казачок. Каааешшна. Раз занесли, надо отрабатывать. Ога.
А теперь открываем спец. раздел и читаем "возврат средств". Это то, что надо в любом договоре читать. По жизни. Поверьте горькому опыту.

Возврат средств осуществляется по вашему запросу в любой момент.Обращаем ваше внимание, что возврат денежных средств осуществляется за период, следующий за месяцем, в течение которого вы отказались от дальнейшего обучения. Например: вы отказались от дальнейшего обучения в середине апреля, а курс заканчивается в июле, денежные средства будут возвращены за май, июнь и июль.

Красиво звучит? А теперь возвращаемся к нашему личному кабинету и обращаем внимание на расписание. По непредвиденному стечению обстоятельств месяцы обучения не совпадают с месяцами календаря. Смотрим первое занятие академического месяца, вроде интересно. Остаемся ещё на месяц. Расстраиваемся. Но месяц же не бросишь. А тут уже и добрая половина курса позади. Ну не бросать же когда самое важное наконец-то закончилось.

Пожалуй, главный минус

Что даст вам этот курс:
На курсе вы получите навыки тестирования веб-приложений и представления (?) обратной связи о качестве продукта, которые выделят вас среди начинающих тестировщиков.

Умение крутить гайки не является базовым для инженера автомобильной техники. Хотя, безусловно, оно является важным.

Так вот. Курс QA Engineer.Basic - не для будущего QA инженера. Хотябы потому, что никто не будет объяснят реальную базу. Потому что это сложно, и может отпугнуть среднего новичка, которого поманили морковкой багрепортов. Этой статьи не должно было быть. Потому что я не должен был попасть на эти курсы. Мне стало нечем себя занять и я пошел творчествовать. Вялые домашки, мало материалов для изучения. Возьмите 30 тысяч, отдайте Отусу и они загуглят и даже зачитают то что вы побоялись. Остаток потратьте на ментора. Я не могу сказать что курс плохой или что-то говорят неправильно. Просто IT - сфера которая развивается крайне стремительно. И за сорок кровных хотелось бы больше реальных историй в первую очередь "как делать не надо". А не "на проектах бывает по-разному".

- Пить хочешь?- Да.- За 40 рублей покажу где бесплатно напиться.

Ну и продавать ссылки на бесплатные ресурсы - это верх маркетинга. Это прям из той презенташки, если кто не понял.

https://www.db-fiddle.com/

https://apichallenges.herokuapp.com/challenger

https://sqlzoo.net/wiki/SELECT_from_WORLD_Tutorial

А вот пример, когда люди сделали тренажел и объяснение к нему из которого можно почерпнуть мноооого интересного.

https://playground.learnqa.ru/puzzle/triangle

Здесь был обзор домашки, но я решил перенести его в следующую часть.

Я нашел ещё одни курсы. И купил ещё и их. Чудесная сила рассрочек) Купил, потому что мне нужен не сертификат. Мне нужен оффер. А для него нужны знания и опыт. Так что я вкладываю деньги которые точно отобьются. Конечно хочется вкладывать их с максимальной пользой. Часть своих я потратил неэффективно. У вас ещё есть прекрасная возможность воспользоваться моими граблями.

Прежде чем что-то тестировать, неплохо бы знать устройство того что вы хотите тестировать. Хотябы в общих чертах. Так что гуглите клиент-сервер, стек протоколов TCP/IP и HTTP. И когда вы поймете как это работает, когда в голове сложится картинка, когда вы просмотрите пару бесплатных курсов по QA, тогда идите искать себе тренеров.

Эпилог

Чуть позже, я надеюсь, у меня хватит сил и времени написать вторую часть. Я сравню два ресурса. Это будет сложно, потому что тяжело сравнивать велосипед и мотоцикл. Но. Нам важен подход и отношение. На том и сосредоточимся.

Помните о том, что все обзоры это - опыт. А опыт субъективен)

Источник: https://habr.com/ru/post/671876/


Интересные статьи

Интересные статьи

В конце прошлого года эксперты Gartner выпустили очередной отчет, в котором выделили 12 важнейших трендов развития. И поскольку коллеги из издания СберПро попросили меня прокомментировать эти тенденци...
Разработка корпоративных приложений со сложной бизнес-логикой всегда несет за собой немалые затраты. Причём львиная доля затрат приходится не на саму разработку, а на под...
В нашей компании в стеке разработки есть язык Go. И иногда, при написании unit-тестов к приложениям написанным на Go, у нас появляются сложности. В этой статье мы ра...
Появившиеся в 2006 году сервисы Google по работе с текстовыми документами (Google Docs) и таблицами (Google Sheets), дополненные 6 лет спустя возможностями работы с вирту...
Эта статья для тех, кто собирается открыть интернет-магазин, но еще рассматривает варианты и думает по какому пути пойти, заказать разработку магазина в студии, у фрилансера или выбрать облачный серви...