Как я выгорел на работе и как этого не допускать

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Знакомо состояние перманентной усталости и низкого удовлетворения собственными результатами и отдачей от работы? У меня такое продолжалось пару лет, и я полностью выгорел и уволился из Яндекса.

Как так произошло? Я не супер вджобывал, чрезмерного внешнего давления тоже не было, в отпуска ездил регулярно. Но почему-то стресс копился и в итоге достиг критической массы.

Ошибки, приведшие к такому результату, довольно типичны. Их я и разберу в этой статье — вдруг кому-то поможет избежать таких же граблей.

Слабая самоорганизация

Что в офисе, что на удалёнке, к рабочим задачам я приступал только когда сроки уже начинали подгорать. До этого я занимался своими делами — готовился к поездкам, читал статьи и т.п. И чтобы всё-таки успеть, приходилось напрягаться изо всех сил. Почти всегда это получалось, совсем уж до крайности я не доводил, но в итоге зарабатывал перманентный стресс вместо удовлетворения от хорошо сделанной работы.

Как надо было

По этой теме люди пишут книги и проводят тренинги, так что в один абзац её не уместить. Но вот несколько пунктов, которые я внедрил с тех пор:

  1. Ритмичные отдыхи — например, по методу 60/60/30

  2. Заплати налоги и спи спокойно. Сначала делаю рабочие задачи, а потом с чистой совестью занимаюсь всем остальным.

  3. Экономлю мыслетопливо — дела держу не в голове, а в notion, отключаю уведомления в чатах, минимизирую переключения.

Недостаточная инициативность

Я делал только то, что от меня ожидали — в целом успешно решал поставленные задачи. И по внутренним ощущениям, каждая выполненная задача была "ну ок", а любые проблемы — неуспевание в срок, ошибки в коде — провалом. А для компенсации этих провалов не происходило ничего, что бы вызывало внутри "о, круто". Стресс копился.

Как надо было

  1. Попросить более амбициозную задачу, завершение которой воспринималось бы "о, круто", а не "ну, ок". Если её сразу не дадут, можно хотя бы договориться о шагах к том, как её получить. Но обычно сложных задач больше, чем желающих их решать.

  2. Делать что-то полезное по своей инициативе, может быть и вне рамок своей функции в компании. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы увидеть несколько мест, куда приложить усилия.

Делать что-то сверх ожиданий полезно, или даже необходимо, для роста в компании. Но главное, каждое действие в этом направлении, даже мелкое, ощутимо прибавляет к "я классно поработал" и снижает стресс.

Невнятная коммуникация

Я узнавал о проблемах в своей работе только по результатам перфоманс ревью (позже этот вопрос решился регулярными 1-1 встречами с руководителем). В ответ на вопрос, как мне расти в компании, получал только общие фразы типа: "проявлять инициативу, брать на себя больше ответственности".

Последние полгода моим фактическим руководителем был другой человек, от которого регулярных фидбеков у меня не было, и по своей склонности к паранойе я думал, что мной не особо довольны. Разумеется, это прибавляло к стрессу. Интересно, что при увольнении я услышал "тебе даёшь задачу и знаешь, что она будет выполнена. Это далеко не у всех так. Может, ты возьмёшь отпуск, отдохнёшь и подумаешь ещё раз?". Т.е, картинки моей работы в моей голове и в голове менеджера сильно разъехались.

Как надо было

Ответственность за проблемы в коммуникациях обычно лежит на обеих сторонах, но вот что можно сделать в подобной ситуации:

  1. Самому проявить инициативу и сразу попросить руководителя о регулярной обратной связи. Это значительно снижает неопределённость, а с ней и стресс.

  2. Если есть цель роста в компании, попросить руководителя более конкретно описать, что мне нужно сделать, чему научиться, чтобы перейти на следующий уровень в течении, например, следующего года. И что должно произойти в компании, чтобы это стало возможным (может быть, переходить просто некуда).

Мало вложений в себя

Я мало внимания уделял собственному развитию. Конечно, следил на новостями индустрии, но этого недостаточно. В итоге, мой потенциал практически не рос.

Как надо было

Как ни банально, но нужно постоянно учиться. Причём не столько даже в рамках своей профессии, а более широко — от фундаментального усиления интеллекта до самоорганизации. Это создаёт интеллектуальный и навыковый потенциал, позволяющий гораздо легче нести рабочую нагрузку, и, если есть такая цель, расти в компании.

Кроме того, очень помогает хороший коуч. Выбор коуча — отдельная тема, но на мой взгляд, он должен быть не просто выпускником каких-то курсов, а обладать собственным организационным, переговорным и прочим бизнес-опытом. На новом месте работы советы коуча несколько раз помогали мне найти возможности, которых я сам бы не увидел.

И что, помогло?

За полгода-год мне удалось внедрить всё, что описано в секциях "как надо было". И хоть нагрузка на новом месте существенно больше (естественный результат возросшей инициативности), работается легче. Авралы случаются редко, отдача выше, стресса меньше и перспектива выглядит лучше.

А мне-то что делать?

Не надо пытаться копировать написанное выше. Приведённый список возможных причин выгорания далеко не исчерпывающий. И предложенные способы их устранения не факт, что оптимальны, хоть и сработали для меня. Они даны скорее для иллюстрации.

Вот шаги, с которых я начинал:

  1. Проанализировать свою ситуацию и выделить самую большой боль. Если самостоятельно это сложно — привлечь коуча.

  2. Читать книги и ходить на тренинги по этой теме.

  3. Это всё не помогает В итоге, выработать собственное решение — скорее всего, чужое не заработает "из коробки".

  4. Повторять шаги 1—3 до бесконечности до ощущения, что в целом я живу неплохо.

Добавлю, что самоорганизация — одна из фундаментальных проблем. Трудно проявлять инициативу на работе или учиться новому, если и с текучкой разобраться не получается.

Полезные ссылки

Выбраться из кризиса мне помогли эти материалы:

  1. Книга Путь джедая — на мой взгляд, лучшая точка входа в тему самоорганизации.

  2. Тренинг Интеллект цели — ребята очень круто помогают построить стратегию на год или несколько лет.

  3. Учебник Системное мышление 2020 — даёт буст к интеллекту, способности делать проекты и к общему ощущению своего потенциала.

  4. Книга Думай медленно, решай быстро — даёт буст к интеллекту и к общему ощущению своего потенциала. Читать придётся минимум дважды :)

P.S. Команда Кошелька поздравляет всех с наступающим Новым Годом! Желаем как следует отдохнуть на праздниках, а в будущем году тоже хорошо отдыхать, эффективно работать и достичь крутых результатов без выгорания и вот этого вот всего!

Больше о том, как мы выгораем создаём классный продукт можно узнать в нашем телеграм-канале https://t.me/km_engineering

Источник: https://habr.com/ru/company/koshelek/blog/598775/


Интересные статьи

Интересные статьи

У EVOO 11.6" EV-C-116-5 больше серьёзных проблем, чем можно было бы подумать, глядя на его слабые характеристики Пока лучшая особенность самого дешёвого ноутбука в Walmart – э...
Компании растут и меняются. Если для небольшого бизнеса легко прогнозировать последствия любых изменений, то у крупного для такого предвидения — необходимо изучение деталей.
В прошлом моем посте была некоторая вольность относительно процедуры снятия льда и защиты от льда самолёта. triplebanana в комментариях это поправил, а дальше мы стали детально разбираться в ...
Тема статьи навеяна результатами наблюдений за методикой создания шаблонов различными разработчиками, чьи проекты попадали мне на поддержку. Порой разобраться в, казалось бы, такой простой сущности ка...
Согласно многочисленным исследованиям поведения пользователей на сайте, порядка 25% посетителей покидают ресурс, если страница грузится более 4 секунд.