Как я заработал 500 000 рублей, сделав доступ к ChatGPT. А потом Яндекс убил SEO и всё (почти) закончилось

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Статья о том, как я почти проспал "бум" ChatGPT, но сделал к нему доступ и заработал на этом (и продолжаю зарабатывать). Сам проект сейчас идёт на спад, но об этом в конце.

Содержание

  • Кто я

  • Как появилась идея

  • Как проект сделан с технической стороны

  • Как привлёк первых клиентов

  • Инсайт: накрутка поведенческих факторов

  • Как проект рос

  • Инсайт про подписки

  • Какие были проблемы

  • Как Яндекс убил SEO

  • Какие планы дальше

  • Выводы

Кто я

Меня зовут Ростислав, я Full-Stack разработчик. Основной мой проект - это Telegram чат для сайта КликЧат. Но в апреле я решил отвлечься на месяц и запустить SaaS с ChatGPT, о чём и расскажу далее.

Для тех, кто впервые читает меня, ссылки на другие статьи:

  • 5 советов разработчику перед стартом своего стартапа. Опыт после 750 000 рублей

  • Стартап в Соло. Часть 5. Сколько приносит проект сейчас?

Как появилась идея

В конце 2022 года к ChatGPT пришла популярность. Все о нём говорили, писали, рассказывали и клепали мемы. Я успешно проигнорировал этот момент, пропустив всё мимо ушей.

В феврале я наткнулся на бесплатного ChatGPT-бота в Telegram. Написал ему несколько сообщений, поигрался... и забыл про него. После чего прошло ещё немного времени, когда можно было бы супер удачно запустить проект с ChatGPT.

И вот уже ближе к середине марта меня осенило: у ChatGPT есть API! Следовательно, появилась идея: а что, если локализовать API и перепродавать его юр. лицам. Так, чтобы они платили мне в рублях, а я закупался у OpenAI в долларах. Разницу - в карман.

Спустя пару дней я упростил концепцию. В B2B продавать сложно. Можно проще! Буду продавать сразу конечным пользователям. Нужно только сделать сайт, настроить рекламу, прокачать SEO и SaaS готов. Можно продавать подписки. Основную ставку сделаю именно на SEO (спойлер: сработало).

Так появился сайт "ChatGPT Me" (ссылки на Хабре нельзя, но название легко гуглится). Специально выбирал с вхождением ChatGPT в домен, чтобы легче было пробиться в SEO по этому запросу.

Как проект сделан с технической стороны

С технической стороны всё относительно просто: при запросе пользователя в чат я прокидываю запрос в API обычного ChatGPT от OpenAI. Ответ показываю пользователю.

При оплате подписки пользователю начисляются токены, которые расходует ChatGPT. Для анализа расхода токенов использую токенайзер.

Доход берётся из двух составляющих:

  • Неизрасходованные токены на конец месяца.

  • Мой % поверх токенов, которые я даю пользователю.

Серверная часть написана на NodeJS + NestJS. Основная часть сайта разработана на NextJS, лендинг сделан на Svelte (игрался с достижением максимума в Google Page Speed). База данных PostgreSQL, Redis для кэширования и как брокер сообщений. Nginx в качестве HTTP-прокси сервера.

Первую версию разработал примерно за месяц (но в довольно медленном темпе, так как времени было мало).

Как привлёк первых клиентов

Продвижения я начал со следующих действий:

  • Закупился ссылками через SeoWizard и опубликовался во всевозможных каталогах программ.

  • Запустил рекламу в Яндекс Директе (что меня удивило - на тот момент мало кто рекламировался по запросу ChatGPT).

  • Сделал несколько статей на vc.ru, pikabu и habr. Правда их все почти сразу удалили или заминусовали (справедливо, но трафик - есть трафик).

На каждую новую регистрацию у меня стояло оповещение в Telegram. Особо на резкий успех я не надеялся и не подумал, что это плохое решение. За ночь чат с оповещениями был забит сообщениями, а на следующий день телефон блымкал каждые 20-30 минут.

Выглядело это вот так:

Сообщения о регистрациях
Сообщения о регистрациях

Регистрировалось много людей, платило мало. Пришлось отключить сообщения о регистрациях и оставить только об оплатах:

Очень приятный звук оповещений
Очень приятный звук оповещений

В целом, запуск оказался довольно успешным. За первый месяц существования проекта я вложил ~30 000 рублей и заработал примерно столько же. Выйти в ноль - уже успех!

На минутку я даже почувствовал себя успешным предпринимателем.

Инсайт: накрутка поведенческих факторов

С самого начала у меня было понимание, что пользователю нужно дать попробовать продукт. Поэтому в чате было доступно 10 бесплатных сообщений.

В какой-то момент я проанализировал и понял: школьники массово регистрируются ради 10 бесплатных сообщений. Вот пример за этот месяц, вчитайтесь в почты (я их не проверяю через подтверждение по ссылке):

Регистрации ради бесплатных сообщений
Регистрации ради бесплатных сообщений

И эти регистрации... чертовски накручивают поведенческие факторы для поисковиков! Я дал немного халявы школьникам, а они дали мне позиции в SEO. Win-Win, получается.

Как проект рос

Спустя несколько недель, сайт выкинуло вверх SEO выдачи по запросу "ChatGPT" и от рекламы я отказался. Вкладывал только в закупку ссылок и понемногу дорабатывал чат.

Вот график регистраций за все месяцы с апреля:

В мае видно резкий рост регистраций за счёт SEO
В мае видно резкий рост регистраций за счёт SEO

Всё это время я относился к проекту как к "временной темке", поэтому не рассчитывал заработать миллионы. Просто радовался каждому пику и ждал, когда это всё счастье закончится.

В начале мая и середине июля проект подкидывало на первые позиции. В эти дни количество подписок росло в каких-то аномальных количествах. Оповещался уже давно стояла на беззвучном, а чат выглядел так:

Сообщения за июль
Сообщения за июль

В хорошие дни чат приносил по 5 000 - 7 500 рублей. Из них чистыми было ~70% от выручки! Я очень сильно надеялся, что это будет вечно (спойлер: нет).

Инсайт про подписки

В какой-то момент я заметил, что регистрации растут, подписки растут, а мой платёж OpenAI стабильно составляет ~10 000 рублей. И решил проанализировать: а сколько людей реально расходует свои токены хотя бы наполовину?

Выяснилось, что только 2.5% пользователей хоть раз израсходовали 50% доступного месячного лимита по токенам. Хотя подписок в пике было более 90 000 рублей в месяц.

Получается, ~90% людей мне просто дают деньги, а сами толком и не пользуются тем, что купили. Для меня это был невероятный инсайт и тут до меня дошла вся выгода SaaS сервисов.

А теперь представьте, сколько зарабатывают спортзалы с ежемесячным списанием или Яндекс Плюс (хотя Яндекс Плюсом я и правда пользуюсь).

Мораль: на подписках зарабатывать легче всего. Подписка на маленькую сумму легко оформляется с точки зрения психологических усилий, но за 5-10 месяцев незаметно накапывает уже ощутимая сумма.

Какие были проблемы

А теперь немного о сложностях. Как по мне, этот проект принёс очень легкие деньги, но всё же о моментах, где я облажался, тоже нужно упомянуть.

  • Дропнул базу пользователей (epic fail!)

    Регистрация через сайт делается через почту. В самом начале я не сильно валидировал поля и можно было вписать две одинаковых почты разным регистром. Например, две разные с точки зрения системы почты: "rostislav@mail.ru" и "Rostislav@mail.ru".

    В какой-то момент клиентка не могла войти в нужный аккаунт, так как сделала почту с заглавной и строчкой буквы. Я решил все-таки поправить регистр почты для регистрации, поставив всё lowercase'ом.

    Но конкретно эта клиентка попросила поменять ей почту вручную.

    Ну я и полез в базу, чтобы обновить SQL-скриптом одну почту. Написал сначала скрипт WHERE, чтобы проверить выбор только одной почты. Затем для такого же WHERE написал уже UPDATE скрипт. И, по всей видимости, где-то не закрыл скобку.

    Запустил. Через секунду все ~25 000 почт стали NULL.

    В момент у меня пошёл холодный пот по спине и я подвис на две минуты. Но бекапы были на месте, я восстановился и пошёл менять футболку на сухую.

    Оказалось, дропнуть базу на проде действительно можно.

    Мораль 1: даже опыт и перестраховка не всегда спасают от детских ошибок.
    Мораль 2: делай бекапы.

  • Публикация в RuStore

    В какой-то момент я решил сделать мобильное приложение, чтобы ещё и в RuStore выпадать по запросу "ChatGPT". Таких приложений не было, поэтому идея имела шансы на успех и можно было бы получить дополнительный источник трафика.

    За неделю разобрался с React Native, косо-криво сделал приложение, пошёл публиковаться и... RuStore не дал использовать имя ChatGPT. Справедливо, но грустно. Опубликовался под другим именем.

    Через неделю удалил приложение, так как регистраций было очень мало, а приложение мозолило глаза.

  • Сервера в Москве

    Изначально API работал нормально для всех регионов. В какой-то момент OpenAI решил заблокировать доступ из России для API в том числе.

    Пришлось экстренно переезжать в Нидерланды (на новые сервера, я имею ввиду). Из-за перенаправления домена вышел день простоя.

    Нужно было предвидеть ситуацию заранее.

Как Яндекс убил SEO

В сентябре я ожидал стремительный рост проекта, ведь открываются школы и институты. Моей ЦА снова нужен доступ к безграничной информации! "Да я же машину себе так куплю!", — в какой-то момент подумал я.Но 30-го августа мне прилетело вот такое оповещение в Яндекс Вебмастер:

Вы "мимикрируете"
Вы "мимикрируете"

Сначала я вообще не понял, что это. Потом погуглил и выяснил, что "мимикрия" - это когда сайт пытается выдавать себя за другой популярный сайт.

ChatGPT я не прикидываюсь (да и не похож), а просто почти честно использую их имя для продвижения в SEO. Странно...

Источник: https://habr.com/ru/articles/774822/


Интересные статьи

Интересные статьи

Сегодня мы опубликовали на GitHub под открытой лицензией Apache 2.0 исходный код Yandex DataLens — сервиса для анализа и визуализации данных. Теперь использовать опенсорс-версию DataLens может любой ж...
Что это такое?На сайте вендора читаем довольно скромное определение: «Уличная точка доступа Zyxel WAX655E». В данном случае маркетологи Zyxel, прямо скажем, скромничают. Это мощный агрегат, раздающий ...
Перед современными родителями рано или поздно встаёт проблема регулирования отношений между ребенком и Internet. После некоторых поисков я нашел оптимальное для себя решение – программу E2guardian, к...
На днях пользователи Яндекс Карт получили возможность актуализировать данные о доступности организаций. Например, можно указать, оборудован ли пандусом вход в парикмахерскую или есть ли в торговом цен...
У OpenSearch неоднозначная репутация. Некоторые специалисты считают, что его развитие остановилось на версии Elasticsearch 7.10.2. Но это не сделало OpenSearch динозавром, обреченным на постепенн...