Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Когда мы начинаем изучать корутины, то «идём» и пробуем что-то простое с билдером runBlocking, поэтому многим он хорошо знаком. runBlocking запускает новую корутину, блокирует текущий поток и ждёт пока выполнится блок кода. Кажется, всё просто и понятно. Но что, если я скажу, что в runBlocking есть одна любопытная вещь, которая может заблокировать не только текущий поток, а вообще всё ваше приложение навсегда?
Напишите где-нибудь в UI потоке (например в методе onStart) такой код:
//где-то в UI потоке
runBlocking(Dispatchers.Main) {
println(“Hello, World!”)
}
Вы получите дедлок — приложение зависнет. Это не ошибка, а на 100% ожидаемое поведение. Тезис может показаться неочевидным и неявным, поэтому давайте погрузимся поглубже и я расскажу, что здесь происходит.
Сравним код выше с более низкоуровневым подходом с потоками. Вы можете написать в главном потоке вот так:
//где-то в UI потоке
Handler().post {
println("Hello, World!") // отработает в UI потоке
}
Или даже так:
//где-то в UI потоке
runOnUiThread {
println("Hello, World!") // и это тоже отработает в UI потоке
}
Вроде конструкция очень похожа на наш проблемный код, но здесь обе части кода работают (по-разному под капотом, но работают). Чем они отличаются от кода с runBlocking?
Как работает runBlocking
Для начала небольшой дисклеймер. runBlocking редко используется в продакшн коде Android-приложения. Обычно он предназначен для использования в синхронном коде, вроде функций main или unit-тестах.
Несмотря на это, мы всё-таки рассмотрим этот билдер при вызове в главном потоке Android-приложения потому, что:
Это наглядно. Ниже мы придем к тому, что это актуально и не только для UI-потока Android-приложения. Но для наглядности лучше всего подходит пример на UI-потоке.
Интересно разобраться, почему всё именно так работает.
Всё-таки иногда мы можем использовать runBlocking, пусть даже в тестовых приложениях.
Билдер runBlocking работает почти так же, как и launch: создает корутину и вызывает в ней блок кода. Но чтобы сделать вызов блокирующим runBlocking создает особую корутину под названием BlockingCoroutine, у которой есть дополнительная функция joinBlocking(). runBlocking вызывает joinBlocking() сразу же после запуска корутины.
Фрагмент из runBlocking():
// runBlocking() function
// …
val coroutine = BlockingCoroutine<T>(newContext, …)
coroutine.start(CoroutineStart.DEFAULT, coroutine, block)
return coroutine.joinBlocking()
Функция joinBlocking() использует механизм блокировки Java LockSupport для блокировки текущего потока с помощью функции park(). LockSupport — это низкоуровневый и высокопроизводительный инструмент, обычно используется для написания собственных блокировок.
Кроме того, BlockingCoroutine переопределяет функцию afterCompletion(), которая вызывается после завершения работы корутины.
override fun afterCompletion(state: Any?) {
//wake up blocked thread
if (Thread.currentThread ()! = blockedThread)
LockSupport.unpark (blockedThread)
}
Эта функция просто разблокирует поток, если она была заблокирована до этого с помощью park().
Как это всё работает примерно показано на схеме работы runBlocking.
Что здесь делает Dispatchers
Хорошо, мы поняли, что делает билдер runBlocking. Но почему в одном случае он блокирует UI-поток, а в другом нет? Почему Dispatchers.Main приводит к дедлоку...
// Этот код создает дедлок
runBlocking(Dispatchers.Main) {
println(“Hello, World!”)
}
...,а Dispatchers.Default — нет?
// А этот код создает дедлок
runBlocking(Dispatchers.Default) {
println(“Hello, World!”)
}
Для этого вспомним, что такое диспатчер и зачем он нужен.
Диспатчер определяет, какой поток или потоки использует корутина для своего выполнения. Это некий «высокоуровневый аналог» Java Executor. Мы даже можем создать диспатчер из Executor’а с помощью удобного экстеншна:
public fun Executor.asCoroutineDispatcher(): CoroutineDispatcher
Dispatchers.Default реализует класс DefaultScheduler и делегирует обработку исполняемого блока кода объекту coroutineScheduler. Его функция dispatch() выглядит так:
override fun dispatch (context: CoroutineContext, block: Runnable) =
try {
coroutineScheduler.dispatch (block)
} catch (e: RejectedExecutionException) {
//…
DefaultExecutor.dispatch(context, block)
}
Класс CoroutineScheduler отвечает за наиболее эффективное распределение обработанных корутин по потокам. Он реализует интерфейс Executor.
override fun execute(command: Runnable) = dispatch(command)
А что же делает функция CoroutineScheduler.dispatch()?
Добавляет исполняемый блок в очередь задач. При этом существует две очереди: локальная и глобальная. Это часть механизма приоритезации внешних задач.
Создает воркеры. Воркер — это класс, унаследованный от обычного Java Thread (в данном случае daemon thread). Здесь создаются рабочие потоки. У воркера также есть локальная и глобальная очереди, из которых он выбирает задачи и выполняет их.
Запускает воркеры.
Теперь соединим всё, что разобрали выше про Dispatchers.Default, и напишем, что происходит в целом.
runBlocking запускает корутину, которая вызывает CoroutineScheduler.dispatch().
dispatch() запускает воркеры (под капотом Java потоки).
BlockingCoroutine блокирует текущий поток с помощью функции LockSupport.park().
Исполняемый блок кода выполняется.
Вызывается функция afterCompletion(), которая разблокирует текущий поток с помощью LockSupport.unpark().
Эта последовательность действий выглядит примерно так.
Перейдём к Dispatchers.Main
Это диспатчер, который создан специально для Android. Например, при использовании Dispatchers.Main фреймворк бросит исключение, если вы не добавляете зависимость:
implementation 'org.jetbrains.kotlinx:kotlinx-coroutines-android:..*'
Перед началом разбора Dispatchers.Main стоит поговорить о HandlerContext. Это специальный класс, который добавлен в пакет coroutines для Android. Это диспатчер, который выполняет задачи с помощью Android Handler — всё просто.
Dispatchers.Main создаёт HandlerContext с помощью AndroidDispatcherFactory через функцию createDispatcher().
override fun createDispatcher(…) =
HandlerContext(Looper.getMainLooper().asHandler(async = true))
И что мы тут видим? Looper.getMainLooper().asHandler() означает, что он принимает Handler главного потока Android. Получается, что Dispatchers.Main — это просто HandlerContext с Handler’ом главного потока Android.
Теперь посмотрим на функцию dispatch() у HandlerContext:
override fun dispatch(context: CoroutineContext, block: Runnable) {
handler.post(block)
}
Он просто постит исполняемый код через Handler. В нашем случае Handler главного потока.
Итого, что же происходит?
runBlocking запускает корутину, которая вызывает CoroutineScheduler.dispatch().
dispatch() отправляет исполняемый блок кода через Handler главного потока.
BlockingCoroutine блокирует текущий поток с помощью функции LockSupport.park().
Main Looper никогда не получает сообщение с исполняемым блоком кода, потому что главный поток заблокирован.
Из-за этого afterCompletion() никогда не вызывается.
И из-за этого текущий поток не будет разблокирован (через unparked) в функции afterCompletion().
Эта последовательность действий выглядит примерно так.
Вот почему runBlocking с Dispatchers.Main блокирует UI-поток навсегда.
Главный поток блокируется и ждёт завершения исполняемого кода. Но он никогда не завершается, потому что Main Looper не может получить сообщение на запуск исполняемого кода. Дедлок.
Совсем простое объяснение
Помните пример с Handler().post в самом начале статьи? Там код работает и ничего не блокируется. Однако мы можем легко изменить его, чтобы он был в значительной степени похож на наш код с Dispatcher.Main, и стал ещё нагляднее. Для этого можем добавить операции parking и unparking к текущему потоку, иммитируя работу функций afterCompletion() и joinBlocking(). Код начинает работать почти так же, как с билдером runBlocking.
//где-то в UI потоке
val thread = Thread.currentThread()
Handler().post {
println("Hello, World!") // это никогда не будет вызвано
// имитируем afterCompletion()
LockSupport.unpark(thread)
}
// имитируем joinBlocking()
LockSupport.park()
Но этот «трюк» не будет работать с функцией runOnUiThread.
//где-то в UI потоке
val thread = Thread.currentThread()
runOnUiThread {
println("Hello, World!") // этот код вызовется
LockSupport.unpark(thread)
}
LockSupport.park()
Это происходит потому, что runOnUiThread использует оптимизацию, проверяя текущий поток. Если текущий поток главный, то он сразу же выполнит блок кода. В противном случае сделает post в Handler главного потока.
Если всё же очень хочется использовать runBlocking в UI-потоке, то у Dispatchers.Main есть оптимизация Dispatchers.Main.immediate. Там аналогичная логика как у runOnUiThread. Поэтому этот блок кода будет работать и в UI-потоке:
//где-то в UI потоке
runBlocking(Dispatchers.Main.immediate) {
println(“Hello, World!”)
}
Выводы
В статье я описал как «безобидный» билдер runBlocking может заморозить ваше приложение на Android. Это произойдет, если вызвать runBlocking в UI-потоке с диспатчером Dispatchers.Main. Приложение заблокируется по следующему алгоритму:
runBlocking создаёт блокирующую корутину BlockingCoroutine.
Dispatchers.Main отправляет на запуск исполняемый блок кода через Handler.post.
Но BlockingCoroutine тут же заблокирует UI поток.
Поэтому Main Looper никогда не получит сообщение с исполняемым блоком кода.
А UI не разблокируется, потому что корутина ждёт завершения исполняемого кода.
Эта статья больше теоретическая, чем практическая. Просто потому, что runBlocking редко встречается в продакшн-коде. Но примеры с UI-потоком наглядны, потому что можно сразу заблокировать приложение и разобраться, как работает runBlocking.
Но заблокировать исполнение можно не только в UI-потоке, но и с помощью других диспатчеров, если поток вызова и корутины окажется одним и тем же. В такую ситуацию можно попасть, если мы будем пытаться вызвать билдер runBlocking на том же самом потоке, что и корутина внутри него. Например, мы можем использовать newSingleThreadContext для создания нового диспатчера и результат будет тот же. Здесь UI не будет заморожен, но выполнение будет заблокировано.
val singleThreadDispatcher = newSingleThreadContext("Single Thread")
GlobalScope.launch (singleThreadDispatcher) {
runBlocking (singleThreadDispatcher) {
println("Hello, World!") // этот кусок кода опять не выполнится
}
}
Если очень надо написать runBlocking в главном потоке Android-приложения, то не используйте Dispatchers.Main. Используйте Dispatchers.Default или Dispatchers.Main.immediate в крайнем случае.
Также будет интересно почитать:
— Оригинал статьи на английском «How runBlocking May Surprise You».
— Как страдали iOS-ники когда выпиливали Realm.
— О том, над чем в целом мы тут работаем: монолит, монолит, опять монолит.
— Кратко об истории Open Source — просто развлечься (да и статья хорошая).
Подписывайтесь на чат Dodo Engineering, если хотите обсудить эту и другие наши статьи и подходы, а также на канал Dodo Engineering, где мы постим всё, что с нами интересного происходит.