Какой скрытый смысл заложили авторы в SCRUM Guide. Часть 1. Про процесс

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Поговорим о магии и единорогах SCRUM-a?

image

Не секрет что многие пробовали у себя внедрить SCRUM, но не у всех получается, а многим не понятно откуда там магия может взяться.

Сразу договоримся, единственный мануал к SCRUM — Scrum Guides, он меняется и апдейтится, потому советую регулярно перечитывать.

Данная серия статей не заменит чтения мануала, а будет дополнением к гайду с какими то личными дополнениями автора.

И начнём мы наверно, с того что написано на последней странице мануала:

Scrum’s roles, events, artifacts, and rules are immutable and although implementing only parts of Scrum is possible, the result is not Scrum.

(Scrum роли, ивенты, артефакты и правила неизменны. И хотя внедрение только частей Scrum — возможно, но результат не будет Scrum.)


О чем это говорит мне, у которого уже мозоль на лбу от граблей на которые мы наступали, после 4-х трансформаций в компании.

О том — если мы хотим получить бензин марки А95, то наверно надо строго придерживаться стандартов в производстве, греть нефть в ратификационной колонне до строго определённой температуры, забирать пары на определенной высоте, добавлять не «на глаз» компоненты, а соблюдать до последнего пункта весь, мать его! технологический процесс. Для того чтоб итоговый результат был А95, а не бодяга какая-то, которая испортит ваш автомобиль.

Но почему? Почему, типичный(классический) управленец, что вдруг решил внедрить у себя SCRUM — считает что «технологический процесс», это не у него в компании. У него люди другие, руки у них другие или ноги, код пишут не тем местом? И вообще, такое впечатление что плевать на все 30 лет эволюции управленческих подходов. Находится ж миллион причин, чтоб в миллион первый раз изобрести свой велосипед, а потом гордо об этом написать на хабр, или даже книжку написать про свой «черный скрам». Популяризируя что «бодяга», через боль и слёзы разработчиков, уничтожила налаженный классический процесс, с которым компания жила до этого не один десяток лет, и в итоге — не получилось.

//SCRUM is — simple to understand (Простой в понимании)


Так вот о чем я. Что может быть проще SCRUM: делай планиниг, проводи утром пятиминутки, а через 2 недели собери всех пусть покажут результат (никому уже не нужный обычно), и вожделенно жди продукт, который приносит деньги, радость и гордость всем! Просто? Давайте внедрять, скажут менеджеры!

На этот «крючок» обычно попадаются молодые и не опытные, потому что опытные(читатели) уже знают что не так всё просто.

//SCRUM is — difficult to master(Сложный для мастера)


А знаете что Джеф и Кен спрятали в этих 19 страницах гайда? Одну простую истину — чем больше менеджер/управленец/начальник «гипер заботиться» о своей команде, тем хуже в команде с самоорганизацией, хуже результат их работы.

Все ж знают что плохой(с которым команда деградирует) менеджер это:

  • не умеет делегировать
  • сам распределяет работы, сам принимает результат
  • ежедневно контролирует
  • требует постоянного составления отчётов, документации, заполнения таймшитов(графиков присутствия)
  • не доверяет команде
  • навязывает свои решения

(надеюсь никто себя тут не узнал)

Вот эта самая «гипер забота», или оно же чувство «старшего», «родителя», «самого ответственного», «оно только мне надо».

С командой это обязательно делает плохую магию:

  • команда теряет способность думать. (Ты менеджер прекращай тут философствовать, а просто скажи что делать)
  • команда работает на задачи, а не результат, иногда «симулируя» активную деятельность. (Мы делаем задачу 1, задачу 2, задачу 3, а прод упал, пусть разбираются админы/девопсы.)
  • команда занята составлением отчётов, документацией, но не работой. (полдня понедельника и пятницы я пишу отчёты, задачи не делаю.)
  • команда сопротивляется любым новшествам. (Какие авто тесты? Давай задачу на это.)

Как не странно, но SCRUM как раз и «ограничивает» команду от такого «гипер контроля» со стороны «старшего родителя».

Нужны доказательства? Держите, все согласно Scrum Guide:

Стендап, только для команды разработки!


Каждый Scrum master знает что как только приходит «управленец», даже «наш друг» Product owner — то стендап моментально превращается в «статус отчёт». Команда уже не будет обсуждать чем им заниматься для достижения целей спринта, а начинают вдруг «плясать перед старшим» рассказывать что я сделал, и какой я молодец, во всех деталях. И поверьте мне, это сразу занимает гораздо больше чем 15 минут, а самое печальное что абсолютно бесполезная трата времени для всех участников команды.

В гайде, не зря так и написано —
The Daily Scrum is an internal meeting for the Development Team. If others are present, the Scrum Master ensures that they do not disrupt the meetin

(Ежедневный Скрам — это внутренняя встреча Команды Разработки. Если на ней
присутствует кто-то ещё, Скрам-мастер следит, чтобы они не мешали встрече)


Но бывшие менеджеры, которые в новом процессе становятся обычно Product Owner, терпеть не могут когда их не приглашают на стендапы. И первым что ломают в технологическом процессе SCRUM-а — это посещают все стендапы, потому что «контроль превыше всего».

На встречи у Product Owner с командой отведено не больше чем 10% времени, и не минуты больше


(имеется в виду те на которых присутствует PO, команда же может всегда обратится к PO если им надо)

Потому что для 2-х недельного спринта это жестко регламентированные 3 встречи:

  • максимум 4 часа на Sprint planing
  • максимум 2 на Sprint rewiew
  • и 1,5 часа Sprint retro

И все, за 2 недели у Product Owner-а, согласно регламенту есть только 7,5 часов, на которых времени для «контроля» совсем нет. Остальные 90% времени команда работает над целью спринта.(а вы считали сколько у Вас реально может команда кодить?)

В реальности, конечно же наш бывший «менеджер» такого не потерпит, и сломает парочкой промежуточных статус репортов и митингов весь этот «бардак».

Команда должна реализовывать потребности заказчика, а не личные цели Product Owner-а


Потому что нигде не написано что Product Owner должен сам писать требования к продукту, а написано что приоритезировать и делать их понятными всем.

Хороший Scrum master знает, что для обеспечения «прозрачности», обязательно надо приглашать клиентов User Story которых в приоритете на встречи с командой. Налаживать прямую коммуникацию с клиентом. Потому что данное обещания клиенту, ой как сильно мотивируют команду.

3 принципа SCRUM: Прозрачность, Исследование, Адаптация

Но какой же здравомыслящий «менеджер» позволит? Это же получается что эго «менеджерскую истину» ставят под сомнения, это же шанс команды «пере-договорится» и поломать все планы по карьерному росту, и захвату вселенной.

Нет, SCRUM это страшный сон для классического менеджера, и людей привыкших жить в «процессах».

Потому обычно и пытаются, ломать весь этот SCRUM процесс, добавить больше контроля, меньше прозрачности, и никакой адаптации, развития.

Как резюме: Самый лучший способ похоронить SCRUM, это назначить Product Owner-ом, бывших проджектов, или ваших же менеджеров.

  • PO, не руководитель.
  • PO должен быть человек с уникальными способностями — видеть стекхолдера там, где другие его не видят.
  • PO должен понимать где больше, а где меньше денег/ценностей и приоритезировать.
  • PO должен уметь приводить стекхолдера в команду, где команда сама продаст уже свой продукт.

и еще
Ну что — ОК? Если будет интерес к статье, мне хотелось бы еще написать про Scrum мастера, Ритуалы, Команду и Продукт.

Пусть хорошие люди читают хорошие статьи :)
Источник: https://habr.com/ru/post/495932/


Интересные статьи

Интересные статьи

В первой части поста мы рассказали о наших популярных онлайн-курсах на Stepik, а теперь выкладываем записи открытых лекций и видеокурсов на YouTube и напоминаем о том, что до 11 апреля открыт нов...
Это моя вторая статья, посвященная нашумевшей в конце прошлого года проблеме ввоза обедненного гексафторида урана (ОГФУ) из Германии в Россию. Первая была посвящена технологиям обогащения урана в...
В первой части статьи мы разобрали загрузчик оригинальной версии и выяснили, куда загружается код игры и как он запускается. Теперь нужно перенести файлы на диск. Обычно это делается простым к...
Хочу рассказать о статье "I/O Is Faster Than the CPU – Let’s Partition Resources and Eliminate (Most) OS Abstractions", опубликованной на личной странице одного из разработчиков ScyllaDB, Pekk...
Если Вы используете в своих проектах инфоблоки 2.0 и таблицы InnoDB, то есть шанс в один прекрасный момент столкнуться с ошибкой MySQL «SQL Error (1118): Row size too large. The maximum row si...