Я люблю читать. Даже YouTube не смог победить во мне любовь к текстам. Даже подкасты не смогли переманить на свою сторону, хоть у них и бывают печеньки. Ни один медиаконтент мира не сможет заменить чтение. Когда в моей жизни появился интернет, я читал всё, до чего дотягивался: от башорга до Ленты, от Коммерсанта и РБК до ЖЖ. Чуть позже появились большие и качественные ресурсы, среди которых оказался Хабр. Когда я впервые его увидел, ему было около трёх лет и он уже был похож на тот, который мы видим сегодня. Я тогда ещё только подходил к IT и Хабр не был тем интернет-изданием, с которого я начинал своё утро. Проекты умирали, глохли, привычные сайты замирали, загибался ЖЖ… а Хабр жил. Менялся и рос так, как будто команда полна идей и видит рынок на сто лет вперёд. Постепенно Хабр стал тем сайтом, который я открываю первым, как только открою глаза и дотянусь до телефона. Погода, новости, сводки ковида — всё только после него. Хабр стал родным — и для меня он всегда тот.
Так, а к чему это я всё? Ах да. Хабр, тебе ж сегодня исполняется 15 лет.
Это не мой первый аккаунт (да простит мне НЛО моё альтер эго), я на Хабре больше 10 лет и прошёл буквально через все ипостаси: я читатель, я автор, я участник ППА, я дважды проходил через песочницу, я был партизаном и редактором пары корпоративных блогов своих работодателей. Я рос вместе с Хабром и замечал каждое его изменение. Я читал комментарии и писал их, выходил из баталий с потрёпанной кармой, не спал ночами, отвечая на критику моих компаний и вопросы к ним. Как вы поняли, я люблю Хабр и у меня на это семь причин. Возможно, некоторые из них покажутся вам парадоксальными.
Сообщество
Достаточно почитать комментарии под статьями на Хабре и на других ресурсах, чтобы почувствовать разницу. Аудитория Хабра строгая, серьёзная, со специфическим юмором — в основном, это профессионалы и всегда найдётся тот, кто не даст спуску за ошибки и оплошности. И что удивительно, в отличие от других ресурсов, комментарии со временем не усохли и не иссякли, напротив, по субъективным ощущениям их стало больше и они стали подробнее. Поначалу комментарии могут ввергнуть неопытного автора в лёгкую депрессию, но со временем ты привыкаешь, учишься корректно парировать по делу, обходить троллей и — самое главное! — учиться по комментариям дополнять свой материал и восполнять пробелы в темы. Со временем ты запоминаешь тех, с кем общаешься, видишь их публикации и закладки, — кажется, что ты давно знаком с этими людьми. Ты становишься частью мощного сообщества Хабра. И здесь начинается самое интересное.
Хабр затягивает: ты не можешь не писать, не можешь не читать и не вклиниваться в дискуссии. Не зная лично никого из оппонентов и авторов (ну или почти никого, с некоторыми удаётся развиртуализироваться из-за высокой плотности сообщества), ты ощущаешь себя командой: командой крутых джавистов, олдовых пэхапэшников, модных девопсов… У вас общие мысли, схожие рабочие задачи и интересы, вы встречаетесь в комментариях под похожими статьями. Именно это сообщество может помочь найти ответ на вопрос, разобраться, просто перекинуться ироничными строчками. Не без троллей и случайных людей, конечно, — часто бывает, что в уютные связи незнакомцев на Хабре вклиниваются хамы, непрофессионалы, Остапы Бендеры от ИТ. Но это издержки любого сообщества и в случае с Хабром это никак не уменьшает его ценности.
А вот что по-настоящему обидно, так это то, что мы все взрослеем и многие пишут меньше крутых статей, реже заходят в комментарии, уходят в корпорат и ограничивают себя уже политикой компании. Общее омоложение аудитории и постепенное исчезновение «атлантов» — один их грустнейших но и интереснейших процессов Хабра. Ну и справедливости ради, смена растёт тоже огонь (местами).
Авторы и их тексты
У меня довольно большой научный бэкграунд: я выступал на конференциях, был секретарём диссертационного совета, писал в научные сборники и был редактором двух научных сборников. Если вкратце, то это означает потребление статей, написанных научным стилем, в которых сам чёрт ногу сломит, другую вывихнет. Когда я впервые познакомился с Хабром, меня просто потрясло, что обычные люди (в том числе сотрудники компаний) так легко и просто пишут на такие сложные темы. Это говорит лишь о том, что люди круто разбираются в теме и сами понимают её на уровне ДНК.
Да, конечно, статьи бывают разные: авторские эксклюзивы, переводы, компиляции и откровенные факапы. И все они однозначно ценны для читателей: например, перевод — отличный способ прочитать отборные статьи, недоступные из-за незнания английского (или как у меня — слишком медленного чтения на оном); хорошая компиляция — обзор источников в компактном формате и ты сам решаешь, погружаться ли в глубину; факап — повод разобраться, что не так и научиться делать хорошо на чужих ошибках.
Написать первый раз на Хабр очень сложно: ты новый автор, не знаешь ни аудитории, ни принципов, ориентируешься по лучшим публикациям. Поэтому я благодарен всем авторам Хабра за мужество взять, написать, изложить (и себе за преодоление). Вы когда-то задумывались, из чего состоит самая обычная авторская статья на Хабре? А я вот задумался и разложил:
опыт автора — он рассказывает о том, через что прошёл сам и если он решил написать статью, скорее всего тема была для него действительно важной;
позиция автора — в любой, даже самой технической публикации присутствует позиция автора, его предпочтения по стеку, его codestyle, его видение проблемы и важно сперва понять эту позицию, а затем уже дискутировать;
стиль и слог также отличаются от автора к автору и это нужно учитывать: один шикарную тему изложит косно и скучно, а другой простую историю на +300 развернёт;
правильная подача значительно влияет на интерес читателей и автору почти всегда приходится продумывать форму, даже если вам кажется, что статья написана на одном дыхании;
оформление статьи на Хабре — 20% успеха, плохо собранную статью с ужасной вёрсткой просто неприятно читать;
факт публикации — уже знак того, что автор готов к дискуссии и готов стать объектом обсуждения (а нередко жёсткой критики).
И нам всем доступен чужой опыт — это дорогого стоит. И заметьте, полностью бесплатно. Ну и да, повторюсь: написать добровольно на Хабр — большое мужество и порядочно времени. Хотя, конечно, иногда встречаются статьи, цель существования которых совершенно непонятна. Но сейчас их гораздо меньше, чем в первые годы Хабра.
Карма
Эй, медленно опустите пистолет и положите его на пол! Да, я люблю карму Хабра, и вот почему. Помните, что я в начале сказал, что Хабр пережил массу контентных проектов Рунета и сформировал сообщество, которое по большей части упирает на корректность и профессионализм? Так вот, в этом заслуга системы кармы. На Хабре есть метрика поведения, которая выставляет жёсткие границы поведения без привлечения людей или искусственного интеллекта. Карма помогает держать себя в рамках адекватности и чётко понимать, когда что-то пошло не так. Я давно на Хабре и видел всё: и массовые сливы кармы автора, и постоянные жалобы на то, что «несогласных» убирает голосующая масса пользователей. Я почти никогда не ленился и смотрел, какая же позиция у таких авторов статей и комментариев. Итог простой: как правило, в 99,99% случаев понижение кармы совершенно логичное, рациональное и справедливое. За очень редким исключением.
Инвайты и карма — это фишки Хабра, которые выполняют важную функцию регуляции и безопасности. Без них Хабр многое бы потерял, я уверен. Надеюсь, эти механизмы не уберут и этот стержень Хабра сохранится.
Компании
А чего пистолет-то обратно подняли? С компаниями всё даже проще, чем с пользователями: чаще всего это даже более профессиональные статьи, чем у обычных авторов. Я был продуктивным корпоративным автором и могу рассказать, почему посты компаний — это нормально, а заодно, что же всё-таки не очень нормально.
Прежде всего, за каждой статьёй компании стоит конкретный человек — то есть тот же самый обычный пользователь, который круто делает свою работу и способен рассказать о ней в деталях. Однако в дополнение к этому редакторы компаний (тоже, как правило, самые обычные сотрудники) хорошо верстают, проверяют ошибки, делают фактчекинг. Мы, читатели, «платим» за такие статьи тем, что проскролливаем ссылки и не кликаем по баннерам (если, конечно продукт нам не нужен или вакансия не интересна). Поэтому для меня значительная часть статей в блогах компаний — либо квинтэссенция ценного и подтверждённого опыта целой команды, либо высказывания отдельных сильных сотрудников, которые опять же являются частью команды и «прохавали свою тему с самого низа». И мне совершенно всё равно, крутая статья размещена в блоге никнейма или в блоге компании — я мимо не пройду в любом случае.
Однако, увы, есть и низкокачественные переводы, написанные ради размещения пары ссылок на курс, есть статьи а-ля пресс-релиз, есть совершенно пустые и пресные материалы в духе того, как руководители дают комментарии очень дорогому изданию о цифровой трансформации и константах управления внутри диджитал-практик. Ну, вы поняли. И здесь снова работает уникальная механика Хабра: сообщество просто игнорирует или минусует такие публикации. В итоге они остаются галочкой со скучным результатом. Здесь только остаётся вопрос к компаниям: вы для этого платите довольно ощутимые деньги за блог? Чтобы просто спустя рукава напомнить, что вы есть где-то в середине списка компаний РФ? Неужели не хочется показать компанию с лицом и характером?
Команда Хабра
По моим наблюдениям, команда на Хабре работает в стелс-режиме, но я чуть ли не ежемесячно ощущаю присутствие сильной, собранной структуры: постоянные изменения, улучшения, дизайнерские находки, развитие продуктов-спутников Хабра, интересные спецпроекты с классной и почти всегда точной подачей — всё это говорит о том, что за Хабром стоят крутые хабровцы, которые делают красиво и интересно для хабровчан. Для меня Хабр — это своеобразный стандарт того, как должен выглядеть информационный ресурс, от делового блога до корпоративного блога компании. Думаю, всем есть, чему поучиться как в интерфейсных находках, так и в механиках. Ну а если что-то не нравится, здорово, что всегда можно обратиться в поддержку и высказать мнение — есть ощущение, что тебя как минимум услышали. В общем, если говорить о людях, стоящих за Хабром, то у меня складывается впечатление, что они всегда на стороне пользователей. И было бы круто, если бы они больше рассказывали о своей работе.
Кстати, для меня знаковым стало переименование Хабрахабра в Хабр. Даже такой простой ребрендинг очень тяжёлая история, но очевидно, что команда приняла тот факт, что Хабрахабр почти всегда был Хабром — таким его выбрала аудитория. Хотя лично мне оба названия всегда «заходили».
Вектор развития Хабра
Вы только подумайте — каков соблазн в наше время втащить в свой проект видеопосты, фотоформаты и прочие фастфудные форматы, которыми так любят полакомиться современные потребители. И я вижу, как другие ресурсы идут на эти контентные уступки, резвятся с пейволлами, вводят странные ограничения и т.д. Хабр держит марку открытости знаний и работы с текстом. Хабр — это всегда «на почитать». Несколько лет назад я немного боялся, что чтение уйдёт из нашей жизни и Хабр потянется за ним, потому что, как в знаменитой фразе, «не будет ничего — одно сплошное телевидение видео». Но сейчас я замечаю разворот в сторону чтения, хорошего контента, лонгридов, текстов, в которые погружаешься и которые можно смаковать за чашечкой кофе. И Хабр идеально вписывается в этот вектор, являясь одновременно учебником, местом для профессиональных дискуссий, справочником, советчиком и инструментом диалога. Надеюсь, так и будет. Я буду переживать, если это поменяется.
Хабр внутри ИТ
Когда я прохожу очередной раунд айтишного обучения, рано или поздно любой преподаватель или лектор ссылается на Хабр. Хабр постоянно мелькает в дискуссиях, на конференциях и даже в профильных печатных изданиях — неоднократно серьёзные авторы ссылались на тексты других авторов Хабра и в сносках указывали ссылки. Хабр как техноблог и как профильный ресурс идеально встроен в ИТ. Среди русскоязычных изданий настолько хорошо не получилось ни у кого: кто-то смог закрепиться в сегментах, кто-то завоевал сердца топов, кто-то втащил в мир ИТ-пиарщиков. Но вот так, как Хабр — быть единым и равнополезным для всех не получилось ни у кого.
Далеко не редкость получить работу или подработку после статьи на Хабре, сделать свой блог изюминкой своего резюме и портфолио, стать в своей компании редактором корпоративного блога. Хабр — это не просто ИТ-ресурс и технблог, но и серьёзный инструмент поиска сотрудников и облегчения продвижения по карьерной лестнице. Не это ли главное?
Хабр, тебе сегодня 15 лет. Я желаю тебе профессиональных пользователей и любопытных новичков, крутых находок, интересных публикаций, по-хорошему злых и грамотных комментаторов, верной надёжной команды. Будь всегда на острие. Я всегда буду с тобой.