Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Преамбула
В конце 2016 года в Узбекистане стартовали масштабные реформы, почти одномоментно была проведена либерализация валютного рынка. Это привлекло внимание иностранных инвесторов, которые стали оперативно заходить на рынок, стремясь занять пустующие ниши. С собой инвесторы притащили ненужные (с точки зрения местных представителей) правила, непонятные KPI и умные программы для их отслеживания. И хитроумные «луддиты» 21 века, тихо матерясь, начали бороться с современными алгоритмами.
Описаны только те случаи, с которыми сталкивался лично.
Сервис бронирования
В 2018 году я заказал номер в гостевом доме через один популярный сервис Б. Заселение планировалось в 12:00, а в настройках гостевого дома стояла «бесплатная отмена брони до 18:00». По приезде с менеджером гостевого дома состоялся занятный диалог:
— Брат, ты же патриот, да?
— Да, а что (стало немного тревожно)?
— Будь другом, отмени заказ в сервисе, а я тебе скидку сделаю. Не хочу платить проклятым буржуинам.
В чём профит: отсутствуют комиссионные иностранному сервису, которые, по слухам, доходят до 30%.
Как можно бороться: добавить в алгоритм опцию: при частой отмене заказов выдавать alert для поставщика и для получателя услуг. Опубликовать это большими буквами в приложении.
Примечание: давно не пользовался сервисом, может быть эта опция добавлена. По итогам общения с коллегами узнал, что в странах СНГ такое происходит довольно часто.
Быстрая еда.
Ресторанов сети К ждали долго. Сначала среди бабушек ходили упорные слухи, потом по городу появились стройки, обтянутые баннерами с заветным логотипом. В первую неделю работы в рестораны стояли огромные очереди, а счастливчики делились ощущениями неизведанного вкуса. Рестораны открылись в центре города и во многих спальных районах. В начале всё шло как в лучших столицах мира, но потом стали появляться странности при заказах:
После оформления заказа номер появлялся на мониторе в статусе «Готовится».
Минуты через 3 заказ перемещался в статус «Готово». Если подойти в этот момент к выдаче, менеджер говорил: «Простите, не готово».
Ещё секунд через 15 заказ исчезал с монитора в никуда.
По прошествии 5-20 минут менеджер говорил приятным голосом: «Заказ номер семь тыщ пятьсот двадцать девять готов».
Подобные танцы наблюдались в разных ресторанах сети. Ради разнообразия автор поста задал вопрос о смысле данных телодвижений в местном Фейсбук-сообществе Потребителей. В комментариях местный официальный представитель сети ресторанов долго рассказывал, какие у них высокие стандарты приготовления пищи, свежие продукты и вежливые официанты. На конкретно поставленный вопрос ответ так и не был получен, поэтому можно думать, что тутошние менеджеры в курсе.
В чём профит: возможно, соблюдение требуемых KPI по обслуживанию. Как следствие — возможность продолжать работу и выбивать премии персоналу.
Как можно бороться: алгоритмически — наверное никак.
Служба такси
Вместе с остальными на молодой рынок зашла и международная служба такси Я. В первые дни и месяцы им удалось потеснить локальные услуги и набрать довольно большой штат водителей (точнее, заключить договор с таксопарками). Шли годы, и водителям стало обидно отдавать процент от кровно заработанных копеек в иностранный карман. Всё чаще стали задаваться хитрые вопросы:
— Вам ехать в точку Б. Смотрите, стоимость поездки составляет Х сумов. Можно я отключу программу?
По приезду в точку пассажир оплачивал Х сумов, а программа засчитывала стоимость поездки как пройденное «де-юре расстояние», как правило, 20-30% от реальной суммы поездки.
В чём профит: Оплата комиссионных (12%) и налога с меньшей суммы.
Как можно бороться: После отмены поездки можно проверять, продолжают ли водитель и пассажир двигаться с приблизительно одинаковой скоростью приблизительно по одинаковым локациям. После отмены поездки можно проверять, продолжает ли двигаться водитель в сторону точки Б. Или просто установить метрики досрочной отмены поездки (например, не более 10%)
При наличии большого количества кейсов — снижать рейтинг водителя.
Подытог
Во всех описанных выше случаях две стороны (поставщик и клиент) обманывают третью сторону, агрегатора. Несмотря на это, агрегатор почему-то не пытается закрыть лазейки для указанных «лайфхаков». Почему? Может быть, не считает это большой потерей. Может быть, не догадывается, что так можно.
Не знаю.