Ход разработчика: чем интересен финтех в ритейле для IT-карьеры

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Привет, Хабр. Я - Андрей Ревяшко, занимаю позицию CTO финтех-трайба М.Видео-Эльдорадо. В прошлом году компания приобрела кредитного брокера и запустила собственную финтех-платформу. В планах на этот год - втрое расширить финтех-команду и запустить сразу несколько продуктов, которые изменят клиентский опыт. Далее расскажу о новых для рынка сервисах, разработках на базе ML и почему за строчкой в резюме интересно идти именно в финтех ритейла. 

Среди преимуществ работы в ритейле: объемы бизнеса, а у нас это порядка 20 млн идентифицированных клиентов, более 50 млн транзакций в год, быстрая скорость проверки гипотез и вывода продуктов на рынок, современный стек технологий.

Не потерять контакт

Собственные решения нужны М.Видео-Эльдорадо, чтобы предлагать покупателям персонифицированные и релевантные инструменты оплаты. Скрытых мотивов здесь нет: это еще и экономически выгодно, так как предотвращает отток клиентов на сторону партнера. Если у нас на сайте стоит технологическое решение партнера, мы не видим, как именно клиент производит оплату, как взаимодействует со страницей, у нас нет возможности анализировать эти данные и контролировать качество сервиса. Собственная платформа позволяет эффективно использовать данные для будущего взаимодействия, значительно повышает конверсию, а при правильном использовании — еще и снижает ставку на эквайринг. Так, с учетом имеющихся у нас данных мы сможем менять наполнение и функционал платежной страницы, персонализировать опыт. 

Анализ данных о предпочтительных способах платежа, возврата кредита и о тех платежных инструментах, которыми пользуются клиенты, позволяет строить различные модели, дифференцировать аудиторию и улучшать таргетинг. Например, если на сайт заходит человек, который обычно не берет кредиты, а сумма покупки значительная, система предлагает ему оплатить по принципу BNPL (Buy Now, Pay Later). Другой покупатель, допустим, не беспокоится по поводу кредитной нагрузки, но не хочет оформлять документы каждый раз — для него мы подготовим кредитный лимит на покупки. Наконец, есть те, кто хочет просто оплатить онлайн картой через биометрическую авторизацию, по QR-коду или ссылке.

Варианты оплаты могут списком выдаваться в карточке товара, а могут быть ранжированы в порядке приоритизации уже на чекауте. Наиболее приоритетные решения при этом подбирает ML-модуль, который сегментирует клиентов на основе накопленных данных. Machine learning широко используется в финтехе в таргетинге, для разработки инструментов антифрода и в направлении выдачи кредитов. Мобильное приложение продавца позволит применять технологии и создавать цифровой персонализированный опыт покупателей и в обычном магазине. 

В 2022 году мы планируем запустить отдельное направление ML-дата внутри финтех-направления, чтобы таргетировать клиентов и показывать подходящие варианты оплат на этапе выбора товаров или завершения сделки, качественно улучшать клиентский путь. 

“Умные” платежи, подписки и другие “фишки” 

В конце прошлого года М.Видео-Эльдорадо приобрела ведущего провайдера финтех-сервисов, включая онлайн- и офлайн-кредитование, “Директ Кредит”. Мы продолжим развивать кредитного брокера и в рамках собственной мобильной платформы One Retail. В любом канале - на сайте, в мобильных приложениях клиента и продавца, покупателям будут доступны заполнение одной анкеты и мгновенные предложения большого количества банков. Такой формат обеспечивает высокий процент одобрений и лучшие условия по кредиту. “Директ Кредит” будет предлагать свои финтех-решения для интеграции и другим ритейлерам.  

Сейчас мы разрабатываем сервис возобновляемой кредитной линии - решение, которое станет своеобразной мультибанковской кредитной картой на технику. Покупателю будет доступен определенный лимит средств на любые траты в наших магазинах. После погашения - он восполнится вновь. Сложность решения состоит в том, чтобы все банки-партнеры были интегрированы в единую систему и одинаковым образом выдавали это предложение клиентам. 

В нашей стране инструменты BNPL еще не так известны широкой аудитории, хотя они уже давно пользуются популярностью за рубежом. Это одно из самых перспективных решений для российского ритейла, и мы в рамках мобильной платформы планируем встроить его в систему приоритизации платежей во всех каналах. Мы считаем, что это оптимальная рассрочка платежа для определенных товаров. Клиент вносит 25% стоимости сразу, а остальную сумму выплачивает в течение шести недель без кредитного договора или дополнительных условий вроде страховок. Определять, для кого из покупателей возможность воспользоваться такой упрощенной рассрочкой станет триггером к покупке будет ML-модуль.

Еще один формат, который уже привычен в  области сервисов, мультимедиа и ИТ, но только появляется в ритейле – рекуррентные (регулярные) платежи. Такие списания не требуют авторизации владельца карты, и поэтому удобны для совершения покупок. Их внедрение позволяет развивать формат подписок на технику или дополнительные сервисы. Например, человек купил дорогой смартфон и хочет его застраховать, но услуга дополнительно обойдется в 10-15% стоимости устройства. Подписка на страховку позволит не увеличивать единовременную нагрузку от и без того дорогостоящей покупки. Страховка по подписке будет предоставляться партнерами. То есть после отправки одной заявки клиент получит предложения сразу от нескольких страховых компаний и сможет выбрать подходящий вариант.

Пожалуй, самое интересное — это подписка на технику, поскольку это новый для ритейла функционал. Это будет комплексный продукт, состоящий из рассрочки, полной страховки на устройство и последующего трейд-ина. Устройство по подписке будет застраховано от любых рисков, а раз в год или два его можно будет обменять на новую модель, сдав предыдущую в трейд-ин. Ежемесячный платеж при этом будет на 30% ниже обычной рассрочки, он будет списываться с карты так же удобно, как у любых сервисов подписки на кино или музыку.  

За архитектурой и cloud-native разработкой 

Многие финансовые сервисы в ритейле приходится создавать с нуля, это совершенно новое направление. Это уникальные для рынка проекты: как уже упомянутые сервисы рассрочки и подписок, так и разработка собственной платежной страницы. Сейчас у нас в команде 50 человек, но к концу года мы планируем расшириться втрое (до 150), поэтому активно ищем новых людей.

Финтех М.Видео-Эльдорадо - это микросервисная платформа на базе Kubernetes. Финтех-команды формируются из разработчиков, специализирующихся на разных платформах. Наши сервисы построены на Java, Python, Golang, PHP, Angular, React.  Для специалистов смежного профиля это возможность расширить свою экспертизу и открыть новые карьерные горизонты. При этом я скорее выступаю за T-shape разработчиков, чем просто за фулстек. Такой сотрудник хорош не тем, что его можно бросить на проекты с разными технологиями, а тем, что он стремится быть всесторонне развитым. Именно это желание развиваться в нескольких направлениях — ключевой момент для работы всей команды. 

Конкуренция за грамотных ИТ-специалистов и разработчиков на рынке по-прежнему высока, но ритейлу не привыкать конкурировать. Если опустить такие классические моменты, как зарплата, гибкий график, удаленная работа и возможность работать из топовых туристических локаций за счет компании, соискателей в М.Видео-Эльдорадо привлекают громкие проекты, быстрая скорость проверки гипотез и разработки новых функциональностей. 

Разработчикам интересно быть первыми. Так, наш кредитный брокер изначально был монолитной конструкцией и работал в одном ЦОД. Сейчас у нас идет переход на микросервисы, работающие в нескольких ЦОД с использованием Kubernetes — это всегда интересная тема в разработке. Наконец, далеко не у всех кандидатов есть опыт работы в продуктовом подходе, взаимодействия с agile-коучем, не во всех компаниях есть работа с архитектурой.

Нашим разработчикам не придется мучиться один на один с задачей в поисках оптимального архитектурного хода. Команды нередко решают сообща, какой архитектурный ход выгоднее, строят иерархии и моделируют изменения. В каждом трайбе есть архитектурный комитет, который обсуждает, какой подход лучше использовать и почему, что можно усовершенствовать. Кроме того, в компании работают стандарты, которые прошли проверку временем во многих компаниях с мировыми именами - у разработчика всегда под рукой актуальная информация. Это огромный плюс в отношении новых знаний и опыта. В наших программах пока что нет “легаси-кода”, который приходится оставлять неизменным, а некоторые микросервисы нужно создавать с нуля — это настоящий вызов для финтех-команды.

Источник: https://habr.com/ru/company/mvideo/blog/649439/


Интересные статьи

Интересные статьи

15 июня в 19:00 (Мск.) Яндекс.Практикум проведёт открытое публичное собеседование на тестовую вакансию мидл фронтенд-разработчика. Будут два собеседующих, кандидат и вакансия, на которую ...
Нередко при работе с Bitrix24 REST API возникает необходимость быстро получить содержимое определенных полей всех элементов какого-то списка (например, лидов). Традиционн...
Некоторое время назад мы закончили строить процесс безопасной разработки на базе нашего анализатора кода приложений в одной из крупнейших российских ритейловых компаний. Не скроем, эт...
Отец платформы, Кен Кутараги, проектировал PlayStation не просто как ответ на неуместные действия со стороны Nintendo, он стремился создать эталонный продукт, на который будут ориентироваться все...
Этот пост будет из серии, об инструментах безопасности, которые доступны в Битриксе сразу «из коробки». Перечислю их все, скажу какой инструмент в какой редакции Битрикса доступен, кратко и не очень р...