Кибертурниры как способ объединить команды

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Привет! Меня зовут Катя Забавина, я CPO Утконос ОНЛАЙН — одного из крупнейших онлайн-магазинов на московском рынке e-grocery. По итогу 2020 года с долей 18% в обороте онлайн-продаж продуктов питания является лидером e-grocery Московского региона.

Мы с командой отвечаем за «витрину» — сайт и приложения Утконоса, а в свободное время играем в разные компьютерные игры. Кибертурниры появились в нашей жизни очень спонтанно и полностью нас захватили еще в далеком 2019, когда мероприятия проводили оффлайн. 

В статье я расскажу о том, что представляют из себя кибертурниры в Утконосе, как они влияют на мотивацию команды, и поделюсь идеями, как организовать такое мероприятие в своей команде/компании.

Что такое кибертурниры в Утконос ОНЛАЙН?

Кибертурнир для нас — это способ классно провести время с коллегами, тимбилдинг. Мы собираемся по 20-40 человек и классно проводим время: играем, смеемся, дарим подарки. Плюс это отличный шанс «убить» начальника и/или выиграть)

Игры выбираем разные: и олдскульные, и современные. Выбор обычно проходит по принципу голосования между постоянными участниками. 

Что касается состава участников — играют все, кто захочет. Сначала вовлекался только IT-департамент, но со временем стали присоединяться и коллеги из других отделов, например, финконтроль или сотрудники склада. 

Кибертурнир в цифрах:

  • проведено 5 кибертурниров

  • количество участников всего — 160 чел

  • сообщество в Discord — 170 участников

Как все начиналось

В 2019 году я попала в Утконос Онлайн, и, общаясь с командой мобильного приложения во время их полдника (раньше это было офлайн традицией, собирались в 16:00, ели вместе 10-15 минут и расходились по рабочим местам), предложила замутить турниры. К моему удивлению идею быстро подхватили, и уже через пару месяцев мы собрались, чтобы впервые вместе сыграть в Worms Armageddon. Это старая и очень популярная игра, в которую многие играли в детстве. 

Причем у нас сразу выделились ребята в команде, которые активно помогали и продолжают помогать с организацией. Они тестируют игры, формируют правила, настраивают оборудование, помогают с турнирными досками и подарками, и вообще без них не было бы турниров (тут лучи любви команде :)) 

На первую игру пришло намного больше людей, чем я ожидала. А те, кто проходил мимо, говорили: «Если бы я знал, что вы играете в червяков, я бы тоже пришел». Мы разбились на 5 команд, поставили 4 ноутбука с игрой, вывели ее на телевизоры, чтобы зрителям было видно, а на проекторе показывали турнирную таблицу. Играли где-то часа 2-3, было очень весело, а в конце наградили победителей.

Кстати, в червяков выиграла моя команда :)

Игры взрослых специалистов

Продолжая тему игр, расскажу, как мы выбираем, во что играть. Не буду лукавить —  первые пару игр на правах идейного вдохновителя выбирала я, а потом уже начали проводить голосования.

Кстати, мы не всегда играем на компах, зачем себя ограничивать? Когда играли в Mortal Kombat (мы играли в 3 и XL версии) — принесли старую приставку Sega с картриджем и PlayStation. Разбились на команды и стали рубиться друг против друга. Было очень весело :) 

В четвертый раз на голосовании решили играть в Unreal Tournament 99. Турнир проводили в мае 2021, когда волна ковида утихла. Играли по-большей части онлайн, но некоторые приехали в офис. Это ретро-игра, старейшая, и с ней были нюансы: пришлось разворачивать сервак и тестировать ее сильно заранее. И тут уже начали осваивать стриминг на коллегах.

Дима О.:
Это был показательный эксперимент в области организации командных турниров. Как говорится, первый блин — комом.
При этом удовольствие получили все участники. Когда еще удастся отстрелить морду лица коллегам...

С началом пандемии мы приостановили турниры, но не приостановили наши игры. Мы собирались вечером по средам с коллегами, играли в Among US и не только — в Discord сформировались комнаты под разные игры и тематики: Horror, MMORPG, Strategy, Shooter и тд.

Но все же хотелось кибертурниров, поэтому стали играть полностью онлайн. Игру для первого онлайн-турнира, но по счету — третьего, выбирали долго: то кто-то был сильно против, то игру особо никто не знал. В итоге в феврале 2021 играли в Tricky Towers — вариацию тетриса, где несколько человек одновременно строят пирамидку (есть разные вариации игр, попробуйте — оч весело). Прикол игры в том, что это не классический тетрис: падающие блоки можно прилеплять, увеличивать и, самое главное —  можно мешать другим игрокам. Мы играли онлайн, а связывались в Discord. 

Александр К.
Первый наш турнир, который пришлось проводить онлайн из-за наступления коронакризиса, но чудесным образом он создал домашнюю ламповую атмосферу. Очень «зарешала» простая и в то же время динамичная игра, в которой сходу можно понять, в какие моменты нужно сопереживать игрокам. Запомнились и финальные битвы.

Интересный факт — с нами играла жена нашего дизайнера, она бухгалтер и вообще не из нашей компании, но после парочки игр захотела пойти к нам работать (сейчас она осваивает профессию тестировщика). Она же, кстати, выиграла в Tricky Towers, а в Mortal Kombat заняла с командой первое место. 

Тонкое искусство организации

Кибертурниры очень крутая, командообразующая история, но есть много нюансов, связанных именно с организацией.

Для организации турниров мы сделали Киберспортивный комитет, который состоит из 6ти человек: Саша (product manager), Дима (руководитель направления продуктового дизайна), Костя (руководитель отдела поддержки), Андрей (системный аналитик), Андрей (специалист отдела поддержки) и я. 

По статистике только 60% от всех зарегистрированных на мероприятие реально туда приходят. И в самом начале так и было, но у нас от количества участников зависит турнирная таблица и количество призов (да, у нас есть призы, о них позже). Нам пришлось ввести правила, благодаря которым все, кто не очень хочет участвовать, сразу «отваливаются». Вход в турнирную таблицу — покупка лицензии (если игра платная). Это недорого, червяки, например, стоили 90 рублей. На призы раньше тоже скидывались (теперь наша компания помогает с призами). Даже совсем небольшие вложенные суммы здорово дисциплинируют.

Мы анонсируем игру за 2-3 недели до турнира на весь офис и собираем список участников. В связи с пандемией играем пока в онлайне. 

За неделю до старта турнира мы:

  • останавливаем прием заявок;

  • проводим рандомное деление на команды.

  • В офлайне это была отдельная традиция: мы нарезали бумажки с номерами команд, закладывали в «голову коня», и каждый участник вытягивал из головы бумажку с номером его команды :)

  • в рамках CS отказались от этой практики, оставили «контролируемый рандом». Рандомили с учетом баланса команд: опыта/уровня игроков. 

После этого команды придумывают себе креативное название. Были у нас команды: Жмуркатаза, PP-Duster, Белиссимо, Сосисочная вечерина, Зяблики и тд. 

Для общения игроков и их организации мы создали небольшое сообщество в Discord. Все участники турнира должны там зарегистрироваться, это обязательное требование. В Discord мы создали отдельные комнаты под каждую игру (например, CS, LOL, Among Us, Quake и тд), в которую коллеги ходят просто поиграть вечером после работы, а также комнату под кибертурниры. Важный факт: опытные игроки начинают тренироваться заранее перед турниром (да-да, формируют команды и тренят после работы).В Discord можно созваниваться, чатиться и общаться, стримить игры.

Про правила:

Во время самой игры у нас есть четкие правила, которые зачитывает один из организаторов (обычно это я). Организаторы также следят за игрой, правилами, поддерживают игроков и заполняют турнирную таблицу, формируют комнаты для игр команд. Кстати, под эту активность наш руководитель направления продуктового дизайна Дима рисует таблицы турниров, фоны для Zoom, фоны для заставки на проекторы, визуал для стрима. Более того, с его легкой подачи и появилось наше сообщество геймеров в Discord. 

Как я уже рассказала, до коронакризиса мы играли оффлайн — было очень душевно. Ставили в офисе компы, проекторы, телевизоры, закупали пиццу и чипсы. На телики выводили игры, а на трибунах сидели люди и смотрели трансляцию. Проектор показывал турнирную табличку, где были видны очки и какие команды играют следующими.

Кибертурниры проводим раз в 3-4 месяца. Людям надо чуть «проголодаться», чтобы полностью оценить саму игру :)

Немного о призах

Мы играем не только на интерес, а бьемся за прикольные призы. В самом начале все придумывали и закупали самостоятельно. У нас был кубок за первое место и медальки с ироничными надписями, например, «в следующий раз», don’t make me laugh и т.д. Спустя пару игр я пришла к нашим коллегам из HR и попросила помощи с призами, так что в последний раз у нас были фирменные блоки зарядки для победителей, один из которых мы отправили победителю в Петербург. Команда у нас разбросана по всему земному шару: есть коллеги из Испании, Украины, России, Абхазии и т.д.

К турниру по CS:GO у нас были поясные сумки и брендированные худи:

Рекламируем кибертурниры в компании

Поскольку все организовалось стихийно, то первое время не требовалось продвигать кибертурниры, но с переходом в онлайн стало сложнее. Здорово, что мои коллеги очень активно вовлечены в организацию.

Наш дизайнер Дима, о котором я уже упоминала ранее, создал сообщество в Discord, чтобы синхронизироваться там в онлайне. Людей туда мы заманивали вместе: рассказывали про сообщество в Slack, на онлайн встречах наших и других отделов, рекламировали на zoom-фонах с QR-кодами на регистрацию в Discord, подключали к этому HR.

Как только все привыкли к Discord, сообщество зажило своей жизнью) Более того, следующие турниры начали организовывать даже без привлечения меня. Здорово, что мероприятие развивается дальше, хоть и немного обидно :)

Как кибертурниры стали бо́льше, чем просто развлечением

Когда все только начиналось, у меня не было планов на развитие, мы с коллегами просто хотели весело проводить время. Я не представляла, что это может вырасти в сообщество людей, которые геймят после работы и так отдыхают, лучше узнают друг друга. 

Discord сейчас — место для всех из Утконоса, кто хочет поиграть в любую игру. Вне кибертурнира ребята тоже собираются: спрашивают в чате, кто готов сыграть в Counter Strike или Dota, и идут играть. Сейчас каждый вечер осваивают New World.

Для проведения последнего турнира, который прошел в октябре, мы постарались все организовать масштабнее и качественнее:

  • запустили стрим на YouTube (пока для своих)

  • добавили двух классных комментаторов, оцените их уровень на видео ниже

  • выделили 2 обсервера, стримера и оракула

  • подготовили комнаты в Discord

Видео с нашего стрима игры в CS:GO

В будущем хотим:

  • привлекать больше участников, использовать профессиональные инструменты для организации, не только Google docs и Figma — сделать отдельный сайт для ведения турнирных таблиц и распределения команд;

  • Пригласить играть с нами другие компании. Хочется, чтобы играли не только ребята из Утконоса, а все, кому интересно стать частью нашего маленького сообщества. Но мы пока только идем к этому.
    Начнем с нашего холдинга «Севергрупп», в который входят Лента, TUI, Нетология и другие компании. Если кому-то из читателей тоже захотелось с нами поиграть, пишите, в конце статьи будет контакт. Или пишите прямо в комментариях под статьей.

Как внедрить у себя эту традицию?

Вот небольшой чек-лист, который поможет организовать у себя кибертурнир:

  1. Найти фасилитатора или идейного вдохновителя, который зарядит команду этой идей;

  2. Найти тех, кто поможет с организацией всего процесса и мероприятия, желательно геймеров;

  3. Выбрать популярную игру;

  4. Разослать приглашение на игру и провести турнир;

  5. Постоянно улучшать организацию: собирать обратную связь и делать выводы (очень похоже на развитие продукта);

  6. Или можно просто присоединиться к нам, ведь у нас уже все поставлено на поток ;)

И напоследок

Все, что я рассказала выше, не обязательно применять только к кибертурнирам.

Однажды мой руководитель Миша проводил встречу по личностному развитию. На ней мы много говорили о том, что нужно иметь какое-то хобби вне работы, что оно позволяет и переключаться, и развиваться, и расширять круг общения. 

И вот тогда я осознала, что компьютерные игры — это и есть мое хобби, я люблю играть в свободное время. А то, что я смогла конвертировать это хобби в масштабное мероприятие, получилось случайно. Благодаря этому у нас есть сообщество ребят, которые каждый день играют и общаются, в том числе между отделами и между офисами и складами. И даже если участники покидают компанию, они остаются на связи, всегда интересуются следующими турнирами и предлагают изменения. И это ТАК ценно. Это очень меня вдохновляет.

Возможно, и ваше хобби тоже может изменить команду, или атмосферу в коллективе, или вашу работу в лучшую сторону. 

P.S. и отдельное спасибо всем коллегам, кто помогает с организацией турниров и постоянно участвует в них. Вы самые классные :)

P.P.S. Если хотите к нам и играть с нами пишите на почту: gaming@utkonos.ru 

Источник: https://habr.com/ru/company/utkonos/blog/584726/

Интересные статьи

Интересные статьи

В процессе изучения основ алгоритмизации и программирования в качестве студента еще в середине 2000х мне попалась довольно известная всем задача по заполнению «спиральной» матрицы. Суть с...
''Свобода* лучше, чем несвобода*''© *от мерцания подсветки Многие наверняка замечали, что за некоторыми мониторами глаза устают больше, чем за другими с такой же диагональю и раз...
В 2017 году консорциум W3C принял стандарт Encrypted Media Extensions (EME), тем самым положив конец конкуренции со стороны независимых браузеров. Теперь невозможно выпустить свой браузер, кот...
Как широко известно, с 1 января 2017 года наступает три важных события в жизни интернет-магазинов.
Компании растут и меняются. Если для небольшого бизнеса легко прогнозировать последствия любых изменений, то у крупного для такого предвидения — необходимо изучение деталей.