Когда привлекать SEOшника до разработки сайта или после

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Каждый для себя решает сам. Я рекомендую до — поможет сэкономить время, стоимость доработок и бюджет на продвижение. В статье расскажу, когда лучше привлекать SEO-специалиста: до разработки сайта или после, поделюсь опытом и историями с консультаций.


Всем привет. Меня зовут Толстенко Александр. Я частный SEO специалист. В сфере разработки и продвижения бизнеса в интернете я с 2009 года. Ознакомиться с другими статьями, можно в профиле habr.


Видео: Когда выбирать SEO-подрядчика — до или после создания сайта?

Как обычно собственники бизнеса запускают сайты

Чаще всего, собственники бизнеса не разбирается и не знают, как происходит продвижение бизнеса в интернете. В большинстве случаев, даже если делали сайт и занимались продвижением, знания скорее всего будут поверхностные (нет времени читать профильные чаты, постоянно проходить обучения, актуализировать знания и применять их на практике).

Обычная ситуация – собственник бизнеса решил создать сайт или сделать редизайн старого (обновить старый). Ищет исполнителя на фрилансе, обращаются к частным специалистам или в веб студию. 

Заказчику делают сайт на какой-то системе управления (CMS), учитывая пожеланий владельца бизнеса и видения дизайнера. Программист верстает шаблон, натягивает его на движок (CMS) и передает все доступы заказчику. Далее заказчик сам решает, что с ним делать. 

Кто-то сразу готов инвестировать в привлечение новых клиентов через платную рекламу или SEO-продвижение, кто-то делает сайт, чтобы он был как визитная карточка, возможно позже возвращаются к вопросу увеличения продаж, задействовав разные маркетинговые инструменты.

Рекомендую почитать статью: Какой метод продвижения сайта лучше выбрать?

В момент запуска нового сайта, чаще всего собственник бизнеса или не знает, или не задумывается о SEO-продвижении. Самое интересное, начинается дальше, когда нужно оптимизировать ресурс под требования Яндекс/Google (настроить SEO).

Что происходит дальше

Обычная ситуация – владелец бизнеса принимает решение заняться SEO-продвижением в Яндекс/Google. Начинаются поиски SEO-подрядчика.

Рекомендую почитать статью: Как выбрать надежного SEO-исполнителя?

Собственник, находит SEO-исполнителя и спрашивает стоимость услуг. Пред тем, как дать ответ, эксперт проводит аудит и выясняет, что его нужно дорабатывать или на текущей версии CMS продвигаться невозможно, или нужны доработки: не внедрены нужные блоки в шаблон, нет нужного функционала, доработать текущую версию движка нельзя или будет дороже, чем сделать все с нуля, тексты нужно переписывать под требование поисковых систем, нужной структуры на сайте нет или она неверная и т.д. 

Почему так происходит

Созданием и запуском проекта занимаются: заказчик, дизайнер, программист, маркетолог и т.д. — все, кто угодно, только не СЕО-специалист.

Важно понимать: Лучше SEO-специалиста, никто не знает, как работают алгоритмы поисковых систем (если знают, скорее всего поверхностно, вряд ли кто-то ежедневно оптимизирует web-ресурсы). 

Какие ошибки, допускаются если не привлекают SEO-эксперта

Когда проект запускает не SEO-специалист, чаще всего возникают следующие ошибки:

1.) Неверно выбрали CMS

Чаще всего, владельцы не знают какую CMS выбрать. Им рекомендуют ту, на которой специализируются разработчик, а не то, что еще может подойти или стоить дешевле.

При создании сайта и выборе движка управления, есть множество нюансов, которые будут влиять на конечный выбор CMS: 

— Конструктор (Tilda, Craftum, Flexbe и т.д.);

— Движок с админкой (WordPress, opencart, ModX и т.д.);

— Самопис на фреймворке (Yii, Laravel, React, php и т.д.).

Чтобы правильно дать рекомендацию, нужно знать какой функционал и интеграции нужны, на кого ориентируется заказчик, сколько товаров на сайте будет, как будет происходить обновление цен и т.д.

Рекомендую почитать статью: Какую CMS выбрать для управления сайта из ТОПовых

Ошибки, которых можно избежать:

1.1.) Избежать «костылей» при доработке функционала;

1.2.) Выбрать оптимальный движок под решение ваших задач и не переплачивать деньги за доработки;

1.3.) Избежать дополнительных затрат по переезду на новую версию сайта и переносу информации.

2.) Отрисовали не все SEO-блоки в дизайне

Дизайн должен отрисовываться по техническому заданию SEO-специалиста, на основе проведенного анализа 5-10 конкурентов (не 2 как обычно) из выдачи Яндекс/Google. 

Ошибки, которых можно избежать:

2.1.) Сразу правильно расположить блоки в дизайн шаблонах;

2.2.) Внедрить необходимые элементы для увеличения продаж;

2.3.) Внедрить важные коммерческие блоки, которые нужны для роста позиций в Яндекс/Google (также влияют на увеличение заказов).

3.) Внедрили неверную структуру

Чаще всего структуру сайта внедряют самостоятельно, как умеют или знают.

Без анализа конкурентов, не будет понятия, какую структуру сайта необходимо сделать для продвижения в Яндекс/Google, на кого равняться, сколько у конкурентов трафика и т.д.

Ошибки, которых можно избежать:

2.1.) Уже на этапе разработки, знать ваших конкурентов в лицо: от их структуры, до количества трафика (можно примерно, просчитать количество их продаж);

2.2.) Узнать, какие стратегии продвижения конкуренты используют, как продвигаются в регионах;

2.3.) Заложить сразу правильную структуру для SEO сразу, а не ломать ее потом.

4.) Сменили url адреса

Если web-сайт запускаются или переносятся на новую версию CMS без СЕОшника, чаще url просто меняют и все. Смена URL — практически всегда связана с потерей трафика.

Ошибки, которых можно избежать:

4.1.) Внедрить сразу правильную структуру для SEO-продвижения;

4.2.) Минимизировать риски потери трафика при смене url и быстро его восстановить.

5.) Написаны тексты на произвольные темы

Чаще всего, тексты страниц пишутся собственниками или авторами и выкладываются на ресурсе на любые темы, которые НЕ дают трафик: НЕТ кластеризованной семантики, анализ конкурентов не проводился, кто находится в результатах выдачи не проанализирован, объем и структура документов - не соответствуют конкурентам из ТОП-10.

Ошибки, которых можно избежать:

5.1.) Не писать тексты страниц, которые не дают трафик (есть поисковые запросы, по которым в ТОП-10 не попасть);

5.2.) Сразу написать тексты с нужной структурой, объемом, нужными поисковыми ключевыми словами и LSI фразами — позволит ресурсу попасть на первую страницу выдачи;

5.3.) Обучить редакторов и авторов писать SEO-тексты правильно — позволит сэкономить время, деньги, быстро расти по трафику.

6.) Не устранены технические ошибки

Чаще всего программисты сдают проект без какой-либо оптимизации. Они не думают о SEO (если знают, скорее всего знания базовые). Их главная задача: сверстать шаблоны, натянуть из на движок, показать рабочий функционал и сдать проект заказчику. Дальше, владелец делает с ним все, что посчитает нужным.

Ошибки, которых можно избежать:

6.1.) Избежать грубых ошибок, за которые поисковые роботы понижают сайт в результатах поиска:

— Проверить, корректна ли верстка шаблонов отображается на всех устройствах;

— Проверить, все ли элементы видит поисковая машина или какие-то выводятся js-скриптом;

— Перед выкатом ресурса в сеть, провести технический аудит проекта и исправить ошибки, до начала индексации ресурса поисковой машины;

— Проверить, быстро ли открывается сайт на разных устройствах;

— Проверить другие, важные технические моменты.

6.2.) Избежать понижение позиций для молодых сайтов, запущенных с ошибками;

6.3.) Сделать базовую оптимизацию метатегов и заголовков для увеличения позиций.

Стоит ли привлекать SEO-специалиста до разработки сайта

Каждый решает сам. Я рекомендую привлекать. Вот несколько причин, почему:

1.) С долей вероятности 90%+ вам не нужны будут доработки по функционалу (можно сразу продолжить заниматься SEO);

2.) Можно сэкономить от 2-4 месяцев на оптимизацию ресурса (минимум от 120 т.р.);

3.) Выбрать правильную CMS сайта, а не переезжать потом со старого движка на новый (разработка нового решения будет стоить x2 по стоимости от старого + нужно от 2-3х месяцев на запуск нового);

4.) Сэкономить затраты от 10-20 т.р./месяц на тексты (не ЗП SEO-специалиста);

5.) Подготовить web-ресурс для SEO, пока будет идти разработка (собрать ключевые поисковые запросы, проанализировать конкурентов, найти точки быстрого роста, проверить работу программиста, написать SEO-тексты и т.д. После сдачи, ресурс в течении нескольких месяцев начнет генерировать заявки).

Некоторые ошибки, которые слышал на диагностиках

1.) Переделываем интернет-магазин не первый раз! 

Текущую версию SPA сайта поддерживать и дорабатывать дорого, долго и сложно и дорого дорабатывать.

2.) Сделали поддомены для разных городов. 

Случай 1: В Москве сделали поддомены для разных районов, т.к. несколько офлайн магазинов в городе (с большой долей вероятности, они мешают продвижению).

Случай 2: Под Москву сделан поддомен, а главный для продвижения по РФ — анализирую метрику, трафик с МСК идет на главный домен, а не поддомен для МСК.

3.) Программисты или контент менеджер изменили url или структуру — упал трафик.

4.) Сделали редизайн сайта — сильно упал трафик. Анализирую метрику, задаю вопрос: почему поменяли url и не внедрили карту 301 редиректов — Ответ: НЕ знаем.

5.) Уговорили сделать сайт на Тильде / 1с Битрикс / самописе. Захотели настроить SEO, нам сказали нужно переезжать на другую CMS. Спросили сколько будет стоить — цена разработки нового.

Некоторые ошибки, с которыми сталкивались при продвижении

При продвижении проектов, когда его запускали без SEO специалиста бывает много. Сейчас, даже все не вспомнить. Вот некоторые из них: 

1.) Сделали интернет-магазин на 1с Битрикс на лицензии блога с помощью самописного решения. Найти программиста было сложно, долго, дорого. Для доработк SEO-функционала пришлось делать костыли в коде.

2.) Сделали верстку сайта, важные элементы вывели js скриптом —  негативно сказывается на позициях. (Поисковые роботы, плохо понимают js, чаще содержимое блока не видят. У SPA сайтов, если нет пререндеринга html — большие проблемы с индексацией.)

3.) Контент менеджеры пачками создают страницы самостоятельно на произвольные темы. Объем текстов статей 2000-3000 символов, структура документа отсутствует — пустая трата денег, трафика они не дают.

4.) Сайт сделал программист, начали SEO-продвижение, провели анализ конкурентов — нужно внедрить: другую шапку, переделать меню, добавить другие важные SEO-блоки, нет нужного функционала для продвижения.

5.) Программисты не устранили технические ошибки сайта, которые мешают росту (title и description - заполнены НЕкорректно, есть проблемы с кодами ответа сервера, важные элементы подгружаются js скриптом и т.д.)

6.) Заказчик купил коробочный продукт на самописе.
Провели техаудит, написали рекомендации по доработкам, техподдержка сказала: «Извините, доработать невозможно». Клиент начал разработку собственного решения под нашим руководством.

Что могу порекомендовать

Если позволяет бюджет, делайте SEO во время разработки, а не после. Участие SEO-специалиста поможет сэкономить время на достижение результата и деньги.

На этом все, спасибо за внимание. Если есть чем дополнить или поделиться, пишите в комменты или в личку.

Источник: https://habr.com/ru/articles/803667/


Интересные статьи

Интересные статьи

Многие сайты сталкиваются с необходимостью переноса на новую версию по разным причинам – бизнес-логика требует обновления, создание новой версии с целью улучшить пользовательский опыт, просто ребренди...
Некоторые проекты зачастую требуют специфичные версии локально установленных программ. Это может быть как определенная версия node.js или npm (например, npm@7 с поддержкой workspaces), та...
В статье подробно расскажем в каком формате заказчик должен предоставить информацию исполнителю, для разработки VR проекта и какие материалы необходимо предоставить, для четкого описания проекта ...
Я снова про утечки персональных данных, но на этот раз расскажу немного про загробный мир ИТ-проектов на примере двух недавних находок. В процессе аудита безопасности баз данных часто бывает,...
Статистика для сайта-СМИ – это её хлеб. Рекламодатель, на деньги которого живёт и развивается проект, хочет знать – сколько же человек увидели его рекламу.