Koin — библиотека для внедрения зависимостей, написанная на чистом Kotlin

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Как управлять внедрением зависимостей с помощью механизма временной области (scope)

Для будущих студентов курса "Android Developer. Professional" подготовили перевод полезной статьи.

Также приглашаем принять участие в открытом вебинаре на тему "Пишем Gradle plugin"


О чем эта статья

Вы узнаете, как с помощью модулей Koin ограничивать область живучести зависимостей, относящихся к конкретному компоненту. Вы также познакомитесь со стандартными областями Koin и способами работы с настраиваемыми областями.

Введение

Разработчики ОС Android не рекомендуют использовать внедрение зависимостей (Dependency Injection, DI (англ.)), если в вашем приложении три экрана или меньше. Но если их больше, лучше применить DI.

Популярный способ реализации DI в Android-приложениях основан на фреймворке Dagger. Но он требует глубокого изучения. Одна из лучших альтернатив этому фреймворку — Koin, библиотека, написанная на чистом Kotlin.

Если вы уже пользовались Dagger или любой другой библиотекой для DI, то, скорее всего, знаете, насколько важен в этом процессе механизм временной области (scope). Он позволяет определять, в каких случаях нужно получать один и тот же зависимый объект, а в каких — новый. Он также помогает освобождать невостребованные ресурсы и память.

Области в Koin

Концепция области в Koin аналогична таковой в Android. Она позволяет, например, ограничить область живучести модели представления (ViewModel) до определенной активности и использовать эту модель во фрагментах, которыми наполняется активность.

Как правило, в Koin три вида временных областей.

  • single (одиночный объект) — создается объект, который сохраняется в течение всего периода существования контейнера (аналогично синглтону);

  • factory (фабрика объектов) — каждый раз создается новый объект, без сохранения в контейнере (совместное использование невозможно);

  • scoped (объект в области) — создается объект, который сохраняется в рамках периода существования связанной временной области.

Одиночный объект(single). Фабрика объектов(factory)
Одиночный объект(single). Фабрика объектов(factory)

Область вида single при каждом запросе возвращает один и тот же экземпляр, а factory каждый раз возвращает новый экземпляр.

Настраиваемая область

Стандартные области single и factory в Koin живут в течение жизненного цикла модулей Koin. Однако в реальных сценариях использования требования к внедрению зависимостей будут отличаться.

Зависимости обычно нужны только на определенный период времени. Например, репозиторий OnBoardRepository в Android-приложении требуется только при регистрации пользователя. Как только пользователь авторизуется, удержание этого репозитория в памяти станет лишней тратой ресурсов.

Чтобы добиться нужного поведения в Koin, можно воспользоваться API для работы с временными областями. В модуле Koin можно создать область со строковым квалификатором и объявить зависимости внутри нее с помощью уникальных квалификаторов. Давайте сделаем это шаг за шагом.

Шаг 1

Сначала создадим модуль, объявим пустую область и присвоим ей имя. В данном случае мы дали области имя CustomScope. Вы можете назвать ее в соответствии со своими требованиями. Вот как это выглядит:

creating custom koin scope

Шаг 2

Следующим шагом объявим необходимые зависимости с использованием областей single и factory в соответствии с требованиями проекта. Ключевой момент заключается в присвоении областям уникальных квалификаторов. Вот так:

dependencies inside custom scopes

Шаг 3

Мы закончили настройку в модуле Koin. На этом шаге нам нужно создать область из того компонента, из которого мы импортируем нужные зависимости. Обычно области создаются из Android-компонентов, например Activity, Fragment и т. п.

Чтобы создать область, сначала нам нужно получить существующий экземпляр компонента Koin, а затем вызвать функцию createScope, передав ей идентификатор и имя области.

val stringQualifiedScope = getKoin().createScope(    
  "ScopeNameID", named("CustomeScope"))

Получив CustomScope как значение параметра имени, Koin будет искать область, которую мы объявили под этим именем в модулях Koin. ScopeNameID — это идентификатор, который мы применяем, чтобы отличать одну область от другой. Он используется на внутреннем уровне в качестве ключа для поиска этой области.

Если вы обращаетесь к областям или создаете их из нескольких Android-компонентов, то вместо функции createScope рекомендуется использовать функцию getOrCreateScope. Из названий этих функций очевидно, что они делают.

Шаг 4

Наконец, создаем экземпляр зависимости, которую хотим использовать. Мы сделали это с помощью созданной нами области. Вот что получилось.

val sampleClass = stringQualifiedScope.get<SampleClass>(        
qualifier = named("scopedName"))

scopedName и factoryName — это квалификаторы, которые мы объявили внутри модуля Koin на шаге 2.

Шаг 5

Чтобы избавиться от зависимостей, созданных посредством stringQualifiedScope, в частности sampleclass, необходимо вызвать функцию close. Например, если вы хотите избавиться от созданных в этой области зависимостей при уничтожении активности, то нужно вызвать функцию close в рамках соответствующего метода onDestroy. Вот так:

override fun onDestroy() {
    super.onDestroy()
    stringQualifiedScope.close()
}

Koin-Android

Выше описан общий подход к ограничению живучести зависимостей определенной временной областью. Его можно применять на любой платформе, поддерживаемой Koin. Будучи Android-разработчиком, теперь я бы хотел совместить механизмы области Koin и области жизненного цикла, чтобы свести к минимуму работу, которую мне приходится делать при каждом создании активности.

Для этого необходимо импортировать библиотеки Koin-Android. Добавьте следующие строки в узел dependencies файла build.gradle уровня приложения:

// Koin for Android
implementation "org.koin:koin-android:$koin_version"
// Koin Android Scope features
implementation "org.koin:koin-android-scope:$koin_version"

Модули Koin-Android

Теперь с целью сократить шаблонный код мы хотим, например, автоматически закрывать область в рамках метода onDestroy компонента Android. Это можно сделать путем привязки Koin к импорту зависимостей посредством lifecyclescope.

Для начала необходимо создать в модуле Koin область для зависимостей с компонентами Android. Как это сделать:

val androidModule = module {

    scope<SampleActivity> {
        scoped { SampleClass() }
    }
  
}

scoping dependency with android activity

Затем нужно выполнить внедрение зависимости в активности при помощи lifecyclescope:

val sampleClass : SampleClass by lifecycleScope.inject()

Это позволит закрывать область при уничтожении активности, избавив нас от ручных операций. Вот так выглядит наш код:

@OnLifecycleEvent(Lifecycle.Event.ON_DESTROY)    
fun onDestroy() {
    if (event == Lifecycle.Event.ON_DESTROY) {       
        scope.close()
        }
    }
}

Такой подход позволит автоматизировать работу по созданию областей, назначению квалификаторов и уничтожению областей. Кажется, что это простые действия, их можно выполнить и вручную. Но повторяющуюся работу важно автоматизировать, и по мере развития приложения это становится очевидно.

Дополнительные материалы

  • Подробнее о внедрении зависимостей читайте в другой статье о библиотеке Koin.

  • Чтобы узнать больше о Kotlin, прочитайте вторую часть статьи о программировании на Kotlin (продвинутый уровень).

  • Читайте о корутинах и других расширенных функциях Kotlin в статье о том, как научиться комбинировать потоки в Kotlin.

На этом все. Надеюсь, вы узнали что-то полезное для себя. Спасибо за внимание!


Подробнее о курсе "Android Developer. Professional". Записаться на открытый урок "Пишем Gradle plugin" можно здесь.

Источник: https://habr.com/ru/company/otus/blog/530024/


Интересные статьи

Интересные статьи

Привет, Хабр! Сейчас будет мини-пост без единой строки кода для тех, кто имеет дело с многоиндексными задачами ЛП (линейное программирование) в Python и решает их при помощи библиотеки-по...
Любое ПО содержит уязвимости, причем они появляются на разных этапах его жизненного цикла. Полностью избавиться от уязвимостей в коде достаточно сложно, но можно, как минимум, сократить и...
Студенты и сотрудники лаборатории Машинного обучения Университета ИТМО разработали библиотеку для Python, которая решает ключевую задачу машинного обучения. Расскажем, почему появи...
Вы можете использовать это руководство для различных целей: Чтобы понять, что такое Spring Framework Как работают ее основные фичи: такие как внедрение зависимостей или Web MVC Это также и...
Приглашаем 31 июля в московский офис Mail.ru Group на Kotlin / Everywhere митап. В программе мероприятия доклады про опыт использования Coroutines, DSL в Kotlin и тестирование. Описание докл...