Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Формулируем задачу
На сетевых ресурсах, посвящённых космосу и космонавтике периодически заходит разговор об использовании космического пространства в прикладных целях. Обсуждаются различные проекты, от реально существующих, типа систем спутниковой навигации или ДЗЗ, до откровенного бреда.
В этих обсуждениях сравнительно регулярно поднимается тема коммерциализации космонавтики. Отношение к этой теме у всех разное: кто-то считает это злом, кто-то равнодушен к этому, другие считают это вопросом отдалённого будущего. Даже образованные, технически и экономически грамотные люди зачастую показывают невежество в этом вопросе. В целом, в русскоязычном сегменте интернета коммерческая космонавтика понимается как… Да строго говоря, вообще никак.
Я — «космический пират». С 2015 по 2018 годы я был лидером частного космического агентства Ultradyne — одного из нескольких, неофициально существующих в России помимо «Лин Индастриал», «Космокурса» и «НСТР Космические Системы». Предупреждая вопросы об Ultradyne, коротко скажу, что, сделав приличный тестовый ТТРД на топливной паре алюминий/перхлорат аммония, и несколько десятков прожигов и испытательных пусков, мы таки «не осилили», прозаично загнувшись по недостатку денег. Тем не менее, я, как человек отвечавший и за экономическую составляющую проекта, собрал и систематизировал некоторые знания о коммерческой и прикладной космонавтике, и теперь хочу изложить их, в нескольких статьях. Эта статья — первая из них.
Отмечу, что я не занимаюсь популяризацией космонавтики. Назначение этих статей — не возбуждать у школоты «мечты о космосе» (Этим пускай псевдо-космические блоггеры занимаются), а проанализировать, что реально делается в коммерческом сегменте космической отрасли, как с этого можно поднимать денег и как реализовывать вашу детскую мечту стать командиром космического корабля. Также предупрежу, что я буду пользоваться технической или специальной терминологией (для разъяснения непонятных терминов я буду давать ссылки на статьи в онлайн-энциклопедиях).
Вернёмся к формулировке вопросов данной статьи. Как я уже сказал выше, вместо чёткого понимания вокруг понятия «коммерческая космонавтика» клубится набор невнятных «мифов». Поэтому, в данной статье я собираюсь разобрать, какие заблуждения о коммерческой космонавтике распространены сегодня в рунете, почему они возникли и как обстоят дела в реальности.
Мифы
Мифы вокруг коммерческой космонавтики можно разделить на несколько подмножеств. Они часто пересекаются с другими распространёнными наборами заблуждений о космонавтике вообще.
Первое подмножество мифов из этого набора — «конспирологическое». Коммерческой космонавтики нет, «власти сцкрывають», Маска кормит НАСА, всё — заказ Пентагона а космос выдумали рептилоиды. Это подмножество сильно пересекается со всяческими псевдонаучными и мракобесными «теориями», распространёнными в интернете.
Второе подмножество можно назвать «космооперным». Мы родились слишком рано чтобы участвовать в освоении космоса. Сейчас ничего нет (потому что наши технологии слишком несовершенны), но когда-нибудь, в будущем, когда придумают технологию тирьямпампации, в космос будут летать все. И вот тогда и будет коммерческая космонавтика, межзвёздные перевозки генеральных грузов «навалом», космические пираты, бла… бла… бла… На этом моменте говорящий о космонавтике обычно начинает нести чушь в стиле популярной soft sci-fi, а в глазах его зажигаются образы прекрасных инопланетянок.
Третье подмножество — «твёрдопромышленное», и родом оно, судя по всему, из тЪвёрдой советской научной фантастики. Коммерческая космонавтика — зло, неча злобным капиталистам тянуть свои кровавые империалистические лапы к нашему космосу, космонавтика должна быть государственной, заводы на орбите, редкозёмы на астероидах, электростанции вокруг Солнца, поднятие целины на Марсе, даёшь 20 гектаров яблонь сверх плана к XVXIIXIZ съезду… Кхм, простите, увлёкся.
Как это всё соотносится с реальным положением дел в космической отрасли? Да чуть менее чем никак. Почему же существуют эти мифы?
Причины возникновения мифов
На мой взгляд, причин несколько. Первая — экономическая безграмотность многих заинтересованных людей. Многие из тех, кто интересуются космонавтикой, при неплохом инженерном образовании, имеют очень слабые представления об экономике даже своей отрасли, я уж не говорю об экономике вообще. Это понятно — космонавтика очень сложная, наукоёмкая отрасль, мало связанная с повседневной жизнью и требующая от технических специалистов полного (значительно большего чем, например, IT) погружения в решаемые ими технические проблемы. Однако, когда такой специалист начинает высказывать своё мнение об экономических особенностях коммерческой космонавтики, он выглядит, в лучшем случае, бледно. Но его слушают — он же, в глазах других людей, эксперт! Поэтому получается, что он транслирует своё недостаточное знание на других людей.
А бывает и ещё хуже — об экономике космонавтики начинают писать/говорить блоггеры, не имеющие ни технического, ни экономического образования, и разбирающиеся в лучшем случае в журналистике и PR, а в худшем — вообще не разбирающиеся ни в чём. В результате, аудитория запутывается ещё больше.
Вторая причина появления мифов — нехватка технических знаний при избытке фантастической литературы и «популяризации». Специалисты сравнительно мало распространяются о деталях своей работы, потому что rocket science это действительно rocket science — это сложно и очень далеко от повседневных интересов людей (дальше и сложнее чем даже IT). Также, в некоторых случаях, эта техническая информация ещё и секретна (от ракет-носителей до боевых баллистических ракет — «меньше одного шага»). Одновременно с этим существует множество научно-популярной литературы о космонавтике, и значительная часть этой литературы — примерно полувековой давности, то есть, по факту, довольно близка к ретро-фантастике и написана, с одной стороны, с учётом теоретической науки тех лет, а с другой стороны, без понимания реальных условий и возможностей современной науки и техники. В результате у заинтересованных, но не занимающихся космонавтикой профессионально людей в голове получается каша из устаревших данных и неподтвердившихся теоретических домыслов.
Третья причина — откровенное политизирование темы. Космонавтику и связанные с ней технические достижения охотно используют в целях разнообразной пропаганды. При этом забалтывается и перевирается всё что только можно.
Четвёртая причина — публикация в сети большого количества псевдонаучного (в стиле Рен-ТВ) бреда о космосе. К сожалению, космос и космонавтика, в силу специфического восприятия термина «космос» некоторыми людьми, всегда привлекала и будет привлекать фриков и сумасшедших. Интернет дал этим людям возможность публиковать свои мысли. Это создаёт в сети обилие информационного мусора, мешающего заинтересованным людям находить реальные данные.
Реальность
Как я уже сказал, перечисленные выше мифы не имеют с реальностью почти ничего общего. Но прежде чем говорить о реальной коммерческой космонавтике, давайте определимся, что это вообще такое. (Многие умудряются путаться даже с термином, понимая под этим очень разные вещи).
В англоязычных источниках (я ориентируюсь в первую очередь на них, т.к., на Западе коммерческая и частная космонавтика гораздо более развита чем в России), различают commercial use of space — коммерческое использование космоса, как по заказу государственных агентств, так и по заказу частных контор, и private spaceflight — космические полёты, выполняемые частными компаниями, опять же, как по заказу государственных агентств, так и по заказам частников. Разделение, как принято на Западе, по функционалу. Коммерческое использование космоса это вид экономической деятельности, частные космические полёты это, собственно, частные полёты, род активности на орбите (как авиаперелёты — род активности в воздухе). На русском языке какого-то более-менее формализованного определения «коммерческая космонавтика» тоже нет. Поэтому придётся вводить своё определение. Я считаю, что коммерческая космонавтика — это деятельность частных организаций по разработке, созданию, обслуживанию и эксплуатации РН и КА и/или их систем, а также предоставления связанных с указанной деятельностью услуг с целью получения прибыли. Такое определение оптимальное — оно позволяет нам рассматривать всю отрасль на предмет получения профита и одновременно отсекает те работы, которые выполнялись государственными космическими агентствами или военной космонавтикой.
Историческая справка
Точную дату начала коммерческой космонавтики назвать будет сложно. Запуски первых космических аппаратов осуществлялись военными ведомствами СССР и США. В СССР всё делалось по государственному заказу на специально созданных конкретно под ракетно-космические задачи предприятиях. Однако в США разработки очень большого количества военной техники ведутся частными компаниями. Так, например, хотя разработка первого спутника США, Explorer 1, велась в принадлежащей правительству США «Лаборатории реактивного движения» (JPL), но разработку первых пилотируемых космических аппаратов США (Проект «Меркурий») выполняла частная авиастроительная компания McDonnel. Поэтому, с одной стороны, можно сказать что коммерческая космонавтика зародилась в 1959 году. Первый спутник коммерческого назначения, Telstar-1, был выведен на орбиту 10 июля 1962 года. Однако с точки зрения «коммерческой полезности» его функционал не выглядит впечатляющим, скорее это был демонстратор технологий, сделанный по заказу НАСА. Первые космические полёты именно коммерческого назначения, с выводом на орбиту коммерческой полезной нагрузки в интересах коммерческих компаний, начались несколько позже — 6 апреля 1965 года на геостационарную орбиту был выведен Intelsat-1, первый коммерческий спутник связи.
Позже к коммерческой космонавтике подключились многие европейские и американские компании. В 1975 году была основана немецкая частная компания OTRAG, занимавшаяся разработкой ракет для частных заказчиков. Иногда она упоминается как первая частная космическая компания, обеспечивавшая полный цикл работ — от проектирования РН и КА до запуска и управления полётом КА. В 1982 году в США была запущена и достигла космоса ракета Conestoga-1 — первая принадлежащая частной компании ракета, разработанная коммерческой компанией и запущенная в космос с частной пусковой. В 1984 году президент США Рейган подписал акт, регулирующий частные космические полёты и коммерческое использование космоса, в котором была узаконена возможность свободной торговли космическими технологиями и услугами в США, по большей части выведя эти сделки из-под контроля правительства. С этого момента частные космические компании в США начали появляться с завидной регулярностью.
Россия подключилась к общей движухе после распада СССР. Первым в России коммерческим космическим агентством стало РКК «Энергия» в 1994 году. В 1995 году коммерческим стал ГКНПЦ им. Хруничева. Вместе с американской компанией Lockheed Martin они сформировали International Launch Services, фактически, первое российское частное космическое агентство. Правда, к концу 2000-х коммерческие ракетно-космические предприятия в России стали по различным причинам постепенно возвращаться под государственный контроль.
Современное состояние
А его вы можете видеть в выпусках новостей и в лентах соцсетей. Илон «как-тебе-такое» Маск, Безос, новозеландско-американская Rocket Lab, множество китайских компаний, предлагающих наперебой услуги запуска, и разработка спутников в гаражах.
Кстати, пресловутый Маск ни в чём не был первым — ни в создании частных ракет, ни в частных запусках. Просто, в отличие от десятков предшественников (а мелких частных компаний в США, занимавшихся разработкой РН и КА, было, за 30 лет, реально, десятка два!) благодаря своей хватке и большему количеству денег на старте сумел сделать то же, что полвека назад сумели Boeing, McDonnel, Lockheed-Martin, и многие другие — урвать контракт от NASA. Именно поэтому SpaceX теперь и летает — заказы (а следовательно, деньги) есть. Разработка и эксплуатация космической техники — исключительно капиталоёмкий бизнес!
У нас тоже есть компании, занимающиеся коммерческой космонавтикой — S7, «Спутникс», несколько космических стартапов, о которых я упоминал в начале статьи. Разумеется, по сравнению с западными компаниями, у нас «труба пониже и дым пожиже». Правда, денег здесь мало — заказов нет. Рынок космической техники и услуг достаточно небольшой, а спрос хотя и стабилен, но не очень велик. Поэтому конкурировать со старыми и крупными компаниями исключительно трудно.
Доходность в коммерческой космонавтике не то чтобы велика. В 2018 году общемировой годовой доход в этой сфере составил $229 млрд. И да, это не так уж много — для сравнения, годовой доход Apple в 2019 году составил $266 млрд.
Выводы
Коммерческая космонавтика — вполне себе реальная область экономической деятельности, существующая уже лет 50. В целом, это не очень большой, но весьма капиталоёмкий рынок, вокруг которого построена довольно обширная наукоёмкая индустрия с десятками тысяч сотрудников по всему миру, решающая важные задачи. О ней мало знают на постсоветском пространстве, просто потому что не умеют искать информацию на данную тему. Она мало похожа на те мифы, которые существуют о ней. В реальности это сложная и непопулярная отрасль, имеющая свою специфику и крайне высокие требования. Тем не менее, при правильном подходе это достаточно прибыльный, стабильный бизнес, где можно неплохо зарабатывать. И да, в нём есть место полётам в космос, есть, пусть и не в явном виде, много драйва и настоящей космической романтики.
Впрочем, подробнее об этом я напишу в следующих статьях.