Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Эта статья продолжает цикл статей об истории процессоров и платформ для них, начатый рассказами о Pentium Pro, Pentium (часть 1 и часть 2) и Pentium II. «Золотой век» Intel продолжается, небо пока выглядит безоблачным, но за горизонтом уже сгущаются тучи. Готовы снова совершить путешествие в прошлое?
Наша точка отсчета — 26 февраля 1999 года. В этот день компания Intel представила свое новое семейство процессоров: Intel Pentium III на ядре «Katmai». С маркетинговой точки зрения — очередной прорыв, покорение новых вершин производительности и эффективности. Но в техническом плане новые процессоры практически не отличались от прежних, совсем еще не старых Pentium II — сохранился техпроцесс (250 нм), чуть-чуть выросли частоты.
Из более глубинных изменений — обновленный контроллер кэша первого уровня и увеличенное количество исполнительных устройств — совсем не тянут на дополнительную «единичку» в названии, не так ли? А вот то, для чего эти исполнительные устройства понадобились, по мнению маркетологов, на прибавку как раз и потянуло — набор расширений SSE (Streaming SIMD Instructions), ответ Intel коллегам из AMD с их 3DNow!
Двое из ларца и одна жена
В самом деле, Pentium II «Deschutes» и Pentium III «Katmai» удивительно похожи друг на друга. Скажем по секрету — даже процессорная плата в картридже у них идентичная. Только кристал BGA чипа, припаянного в центре платы стал чуть больше — 128 мм2 вместо 113 мм3. Частоты — Deschutes закончился на 450 МГц, Katmai стартовал версиями на 450 и 500 МГц. Одинаковый техпроцесс и схожая сложность ядер дали и одинаковые требования к питания — 2.0 В (для вышедших позднее старших версий — 2.05 В). И, коронный трюк Intel — новый процессор при выходе не получил новых чипсетов.
Как и было упомянуто в предыдущей статье, в результате сложилась удивительная ситуация — процессоры, маркетингово относящиеся к разным поколениям использовали не просто один чипсет (как в случае с 440FX и Pentium Pro/Socket 8 и Pentium II/Slot1) или даже еще и один разъем (как поздние Pentium и Pentium MMX), но и не требовали никаких аппаратных изменений в материнских платах! Только программное обновление BIOS с новыми микрокодами.
Pentium III легко устанавливался в ранние платы на основе Intel 440BX, например Asus P2B, многие производители готовых систем выпустили компьютеры на основе Katmai, в которых замена процессора была единственным изменением. Были даже линейки, где в рамках одной модели соседствовали Pentium II и Pentium III! При этом частоты последних уже достигли 550 и даже 600 МГц!
Впрочем, эта история не продлилась долго. Сначала появились Katmai с обозначением 533B и 600B, их отличием от предшественников стала поддержка шины с частотой 133 МГц. Тут-то первые неприятности и поджидают Intel, но интересующие нас события начали происходить немного раньше.
В коллекции «Digital Vintage» ранние Pentium III представлены игровой станцией ServerGhost Rotoscope P6/2 на базе платы Asus P3B-F, одной из лучших представителей второго поколения плат на Intel 440BX. Система оснащена процессором Pentium III 550 MHz, 512 Мбайт ОЗУ и 40 Гбайт IDE жестким диском. В качестве видеоускорителя применена культовая 3Dfx Voodoo 3 3000 AGP с 16 Мбайт видеопамяти. Звуковая карта — Creative SB Live! 5.1. Установлены модем и сетевая карта. Работает компьютер под управлением Windows 98 SE и позволяет с комфортом играть в любые игры второй половины девяностых, включая и специально созданные для API Glide.
ServerGhost Rotoscope P6/2
Внезапная новинка
В начале 1999 года, Intel выпускает весьма неоднозначный, но действительно инновационный продукт — чипсет Intel 810 «Whitney». Так вышло, что большинству пользователей он знаком по недорогим и не очень производительным компьютерам начала 2000 годов, когда чипсет уже был откровенно слабым решением. А вот в момент выпуска…
Источник
Топовыми графическими решениями в тот момент были nVidia Riva TNT2, ATi Rage 128, Matrox G400 и 3dfx Voodoo 3 — последний по настоящему успешный продукт знаменитой компании. Они несли на борту от 8 до 16 Мбайт видеопамяти (32 Мбайт версии появятся позднее) и использовали 128 битную шину для работы с ней.
Стоимость таких видеокарт уже тогда была сравнима со стоимостью хорошей материнской платы. И тут Intel выпускает интегрированное (первое в своей истории) решение со встроенными контроллером звука (требовалось добавить только кодек и аналоговую часть) и достаточно серьезным 3D-ускорителем.
Его производительность находилась на уровне карт предыдущего поколения (бюджетных решений как таковых тогда не выпускалось, в этот сегмент просто попадали прежние лидеры после выхода новых) — примерно между Riva 128 и Riva TNT, в зависимости от реализации. Функциональность вполне адекватная на тот момент, включая поддержку DirectX 6.0. Сам GPU (впрочем, такого термина еще не было в те дни) основывался на довольно успешном решении Intel 740, выпущенном за год до этого. Ему подтянули функционал (i740 поддерживал только DX5.0) и частоту ядра — аж до 250 МГц.
Оригинал использовал 64-битную шину памяти с частотой 100 МГц, что давало пропускную способность до 800 Мбайт/сек при использовании 4 или 8 Мбайт локальной видеопамяти. Интерфейс AGP 2x позволял обращаться к системной памяти на скорости до 533 Мбайт/сек, немногим медленнее локальной, что позволяло не тратить время на перенос данных в видеопамять перед обработкой — именно под такой вариант работы и была оптимизирована карта.
Во встроенном видеоядре Intel 810 (оно получило обозначение i752, в крайне малых объемах были выпущены и дискретные видеокарты с этим ядром) эта идея была доведена до абсолюта! При запуске системы, видеоядро использовал 1 Мбайт системной памяти под буфер кадра, при загрузке драйверов это значение могло динамически (отсюда растет технология Intel DVMT — Dynamic Video Memory Technology, применяемая по сей день) увеличиваться до 4 Мбайт, позволяя переключиться в более высокие разрешения.
Еще 2 Мбайта резервировались при запуске 3D приложения под кэш команд и 4 — под Z-буфер. Итого — до 12 Мбайт. Вся же работа с данными текстур велась с использованием системной ОЗУ! В версии Intel 810-DC100, на материнской плате устанавливались микросхемы видеопамяти, вернее «дисплейного кэша» в терминах Intel — они использовались под Z-буфер. Объем такого «кэша» был фиксированным — 4 Мбайт, и доступ к нему не занимал пропускную полосу основной ОЗУ.
Работа с памятью напоминает упрощенный вариант реализации UMA (Unified Memory Architecture — объединенная архитектура памяти, в противовес SMA — разделяемой архитектуре памяти в большинстве других интегрированных чипсетов). В угоду скорости доступа к памяти (и при этом упрощению, конечно), чипсет лишен поддержки AGP. Само же видеоядро использует некий «Direct AGP», работающий со скоростью, равной скорости доступа к системой памяти — те же 800 Мбайт/сек, что у локальной видеопамяти предшественника.
Сам контроллер памяти был значительно оптимизирован — даже с использованием общей с видеокартой памяти, версия с дисплейным кэшем практически не уступала в производительности знаменитому 440BX, по скорости работы с SDRAM так и оставшемуся непревзойденным. Правда, лидеры графической индустрии к тому моменту перешли на 128-битную шину и более быструю, 200 МГц память, что увеличило пропускную способность уже вчетверо — несмотря на хороший задел, в дальнейшем за ними угнаться было уже не суждено.
Звучит не очень впечатляюще? А теперь давайте представим, что в сравнении с современной ситуацией, вместе с материнской платой, пользователь получал «бесплатно» видеокарту уровня GeForce GTX1660 Super или GTX2060 (для вариантов с дисплейным кэшем и без) при топовом уровне GTX3090. Intel 810 позволял играть во современные ему игры со средними настройками графики в разрешении 640х480, вполне ходовом в то время. Правда, такая технологическая продвинутость отрицательно сказалась на создании драйверов под альтернативные ОС, особенно с открытым исходным кодом — вплоть до середины «нулевых» они считались крайне нестабильными, но сейчас видео от Intel — наиболее стабильный вариант для пользователей Linux.
Но не только уровнем интеграции и встроенным видео был необычен этот чипсет. Intel и прежде обкатывала новые технологии на чипсетах начального уровня (например i430VX первым получил поддержку SDRAM), так и в этот раз — Intel 810 стал первым чипсетом с так называемой «хабовой архитектурой».
Принципиально, это обозначало отказ от PCI, как от шины для связи северного и южного мостов, которые теперь назывались хабами — GMCH/MCH (Graphics/Memory Controller Hub), в которым были, как и прежде, расположены ключевые компоненты системы и ICH (I/O Controller Hub) — концентратор шин ввода-вывода. Даже для флешки с кодом BIOS придумали новое название — FWH (FirmWare Hub). Шину PCI для связи мостов заменила фирменная шина с удвоенной относительно прежнего варианта пропускной способностью. Соответственно контроллер PCI уехал в южный мост, заняв место ISA — от нее и вовсе отказались.
Чипсет изначально нацеливался на рынок недорогих компьютеров и виделся парой к Celeron в исполнении Socket 370. Основыми вариантами были:
- Intel 810 — основная версия без дисплейного кэша и «южником» ICH с поддержкой АТА/66.
- Intel 810L — удешевленный вариант с ICH0, поддерживавшим только ATA/33 и до 4 слотов PCI
- Intel 810-DC100 — вариант с поддержкой дисплейного кэша и полноценным ICH.
Чипсет поддерживал процессоры с шиной 66 и 100 МГц и память SDRAM с частотой 100 МГц, при этом контроллер памяти стал асинхронным — появилась возможность тактировать память независимо от шины процессора. Большинство плат первого поколения на нем были выпущены в формате MicroATX и поддерживали только процессоры Celeron (Socket 370) на ядре Mendocino. Впрочем, встречались и платы, в том числе полноразмерные, со Slot1 для Pentium II/III и слотовых Celeron.
Вскоре появилась версия чипсета с поддержкой 133 МГц процессорной шины — Intel 810E/810E-DC100, при этом контроллер памяти, тесно интегрированный с видеоядром остался работать на прежних 100 МГц.
Былинный отказ
Intel планировала расширять применение 133 МГц шины, грядущие Coppermine должны были стать основными бенефициарами ее внедрения. Для процессоров с быстрой шиной требовался и новый чипсет, преемник 440BX — на эту роль был назначен Intel 820 «Camino» — с поддержкой AGP 4x и нового типа памяти — печально известной RDRAM, созданной компанией Rambus (также известна как RIMM — Rambus Inline Memory Module).
Источник
Сама RDRAM на бумаге была очень хороша — узкая 16-битная шина при крайне высокой частоте, от 600 до 800 МГц должна была упростить разводку плат и поднять скорость работы с памятью еще выше. Intel все еще рассчитывала на использование системной памяти для хранения текстур при обработке видео, поэтому и требовалась более высокая пропускная способность, нежели требовала процессорная шина (1200-1600 Мбайт/сек против 1066 Мбайт/сек).
В процессе доводки чипсета и самой памяти, при этом, оказалось, что из-за высоких частот, шина крайне подвержена различным наводкам и помехам, а чипы памяти еще и изрядно греются при работе. Для снижения влияния наводов, в пустые слоты потребовалось устанавливать специальные модули-терминаторы C-RIMM. И все равно, вместо планируемых 3 модулей на одном канале (а Intel 820 разрабатывался как одноканальный чипсет), при частоте 800 МГц могло одновременно работать не более двух — большая часть плат, в итоге вышла с 2 слотами для памяти.
Модули RIMM выпускались с объемом до 256 Мбайт (более поздние 512 Мбайт модули не поддерживались чипсетом). В результате, при максимальном поддерживаемом объеме до 1 Гбайт памяти, фактическое составило 512 Мбайт при частоте 800 МГц или 768 Мбайт при 600 МГц и в формате «если повезет». Особенно забавно было видеть двухпроцессорные платы с всего парой слотов памяти и поддержкой 512 Мбайт против 1 Гбайт у предшественника!
Но настоящей проблемой стал не объем памяти, а ее стоимость — цены на на RIMM кратно, а иногда на порядок превышали цены на привычную и немногим более медленную SDRAM. Уже на поздних стадиях разработки, Intel пришлось создать классический «костыль» — микросхему MTH, Memory Translation Hub. Благодаря ей, стало возможным создание плат с поддержкой SDRAM и даже гибридных — с RIMM и DIMM слотами (без возможности одновременного их использования).
Наконец, в ноябре 1999 года, чипсет увидел свет. Казалось бы, все его проблемы решены. Но нет — «костыль» оказался слаб, в его работе были обнаружены ошибки, исправить которые программно возможности уже не было. Все выпущенные с его использованием платы были отозваны — найти одну из них в наши дни нелегкая задача. Да и платы на Intel 820 с RIMM тоже не снискали сколь заметной популярности. Основным применением для них стали рабочие станции среднего уровня с одним или двумя процессорами.
Меди здесь нет!
Практически в то же время, в октябре, произошел еще один очень важный анонс — вышли новые Pentium III на ядре Coppermine. Они производились уже по 180 нм техпроцессу, что позволило сократить площадь ядра и интегрировать кэш второго уровня на кристалл. Он получил вдвое меньший объем — 256 Кбайт, но работал на частоте ядра и имел более широкую шину для обмена данными — 256 бит (Katmai и Deschutes работали с 64 битной шиной).
Такое ускорение кэша отлично компенсировало уменьшенный объем кэша и позволяло новым процессорам выступать на равных или даже обходить предшественников. Coppermine вышел в вариантах от 500 до 733 МГц и использовал шина 100 или 133 МГц. Помимо моделей в конструктиве Slot1, были выпущены модели в «селеронном» конструктиве Socket 370.
Вот это был уже настоящий Pentium III — наконец, набралась критическая масса улучшений, заслуживающих прибавки модельного номера! Хотя, стоит отметить, улучшенный кэш уже был опробован на мобильной версии Pentium II «Dixon», первым примерившем новый техпроцесс. Другой интересный факт — в то время обсуждался переход на использование медных внутричиповых соединений вместо алюминиевых и многие думали, что имя Coppermine (с англ. — медный рудник) выбрано неспроста. Но нет — медный интерконнект получили лишь чипы, выпущенные по техпроцессу следующего поколения — 130 нм.
VIA захватывает инициативу
По изначальному плану, Intel 820 должен был занять не только верхний, но и средний сегмент. Но из-за возникших проблем, Pentium III B/EB (так обозначались модели с 133 МГц шиной) так и не получил достойного чипсета среднего уровня. С одной стороны, этот факт несомненно усложнил жизнь Intel, а с другой — породил невиданное со времен Pentium разнообразие плат на сторонних чипсетах. И если SiS и ALi выступили сравнительно скромно и самым заметным из них стал, пожалуй, SiS 630, ультрабюджетный интегрированный чипсет, по сравнению с которым даже Intel 810 казался весьма производительным решением.
Источник
К 2000 году, у ALi был интересный козырь в рукаве — Aladdin TNT2, имевший на борту полноценную TNT2 M64 (даже с возможностью установки выделенной памяти) и который мог стать королем интегрированной графики и отбить покупателей у дискретных видеокарт среднего сегмента, но разыграть эту карту компания не смогла. Тогда VIA развернулась по полной — это время стало периодом ее расцвета, её чипсеты во времена «царствования» Coppermine не просто сравнились, но и обошли Intel по доле, занимаемой на рынке.
Источник
Первыми стали Apollo Pro Plus (VIA 693) и Apollo Pro 133 (VIA 693A) — пока еще бюджетные, сравнительно не быстрые чипсеты. Оба поддерживали AGP 2x и ATA/66, первый работал только с 66 и 100 МГц шиной и поддерживал 1 ГБайт памяти, второй — получил поддержку шины 133 МГц для процессора и памяти и мог работать уже 1.5 Гбайт ОЗУ. Эти чипсеты зарекомендовали себя очень надежными и стабильными, но скорость их работы удручала — подводил контроллер памяти. Сам контроллер, унаследованный от более ранних моделей, был очень гибким и мог демонстрировать хорошую производительность, но лишь немногие производители плат давали доступ к этим настройкам — по умолчанию же платы настраивались на большую совместимость.
Источник
Прорывом стал Apollo Pro 133A (VIA 694X/DP) — большинство проблем совместимости было уже решено, появилась поддержка AGP 4x и возможность работы в двухпроцессорном режиме. Поддерживалось уже до 2 ГБайт ОЗУ, хотя большинство плат оснащалось тремя слотами и могли работать только с 1.5 Гбайт соответственно. Одними из лучших плат этой серии заслуженно считаются Asus P3V4X (однопроцессорная Slot1 плата) и Asus CUV4X-DLS (двухпроцессорная Socket 370 с 4 DIMM и набортными контроллерами сети и SCSI).
Видя успех интегрированных решений Intel и оглядываясь на собственное удачное решение MVP4 для платформы Super 7, VIA выпустила целую плеяду решений со встроенным видео. К тому моменту, VIA приобрела целую плеяду разработчиков чипов — S3, Trident, IDT/Centaur, Cyrix. Это позволило даже дать 3D ядра — для бюджетных домашних компьютеров было доступно более быстрое решение S3 Savage (VIA PM133), для менее притязательных офисных решений — ультрадешевый Trident Blade3D (VIA PL133 c AGP и PLE133 без AGP).
Несмотря на решение проблем с контроллером памяти, слабым местом оставались драйвера чипсета. Причем проблема была даже не столько в самих драйверах, сколько в весьма глючном установщике, с интерфейсом, допускающим разночтения. Особенно много проблем доставляли драйвера AGP, без которых не работали многие функции интерфейса, например GART, а сам порт работал много медленнее, чем требовалось, а с установленными драйверами можно было получить нестабильно работающую систему, если не выполнять строго рекомендованную энтузиастами последовательность действий.
Все эти чипсеты использовали южные мосты VIA 596B/686A/686B, подключенные через шину PCI. Они поддерживали стандартный набор функций — АТА/66, USB1.1, ISA. Мосты серии 686 получили интегрированный контроллер звука стандарта AC’97 и функционал контроллера SuperIO (мониторинг, последовательные и параллельные порты итд), версия B отличалась поддержкой интерфейса АТА/100. При этом, считается, что мосты 596 были стабильнее в работе, а для ATA/100 пропускная способность шины PCI была ограничивающим фактором, ведь ее так или иначе использовали и остальные периферийные устройства, а уже два канала ATA/66 могли использовать ее пропускную способность полностью.
Источник
В 2000 году появился и один из самых производительных вариантов — VIA Apollo Pro 266 — первый и единственный чипсет для Pentium III с поддержкой DDR памяти (аж до 4 Гбайт!). Этот чипсет уже был идеологически близок DDR чипсетам для платформы AMD K7, в нем для связи мостов использовалась фирменная шина V-Link, имевшая производительность, аналогичную межхабовой шине Intel.
В бой опять идут старики
И так, в стане Intel оказались достойно прикрыты фланги, но центр оказался непростительно ослаблен. Пока шла подготовка решения, которое могло бы кардинально исправить ситуацию, бой принял ветеран-доброволец. Им оказался всем известный чипсет Intel 440BX. Intel так и не выпустила долгожданную версию с официальной поддержкой 133 МГц шины и, конечно, не санкционировала выпуск плат с заводским разгоном. И тем не менее именно они стали спасительным звеном, позволив дождаться выхода новой платформы.
Источник
Что 440BX отлично разгоняется было известно уже давно — многие платы второго поколения, анонсированные в начале-середине 1999 года поддерживали разгон по шине куда выши 133 МГц, обеспечивали требуемое для Coppermine питание и, главное, часть из них уже имела возможность установки делителя шины PCI 1:4, что обеспечивало работу ее в штатном режиме. Делитель для корректной работы AGP добавить возможности не было, ближайшим к штатному получалось значение 89 МГц (133/1.5) вместо 66 МГц.
С одной стороны, далеко не все видеокарты способны были работать с повышенной частотой интерфейса, но наиболее популярные и производительные решения от nVidia с легкостью брали эти частоты. С другой стороны — за счет повышенной частоты шины, частично нивелировалось отсутствие поддержки режима AGP 4x — выигрыш в пропускной способности относительно стандартного режима получался около 30%, что добавляло несколько процентов к общей производительности в играх и 3D-приложениях.
В 2000 году появилось третье поколение плат на 440BX — как правило, оснащенных разъемом Socket 370, гарантированной работающие на частоте 133 МГц (гарантия, конечно, была сугубо на совести производителя). Часто эти платы снабжались дополнительными контроллерами ATA/66 или даже АТА/100, иногда даже с поддержкой RAID — от HighPoint или Promise. Зачастую устанавливались качественные звуковые решения, вплоть до интеграции базовых моделей чипов SoundBlaster от Creative (CT5880), появлялись встроенные сетевые карты. Для поклонников внешних устройств расширения выпускались базовые модели плат, например одна из лучших плат своего времени Chaintech 6BJM, наследница знаменитой 6BTM, не имела на борту ни звука, ни дополнительного IDE-контроллера.
Несимметричный ответ Intel
Тем временем, в темных кузницах Intel готовился сокрушительный ответ VIA — новый чипсет Solano, при выходе получивший обозначение Intel 815. Чипсет получился быстрым, надежным, но чрезвычайно противоречивым. Посмотрим на характеристики, и решим, что же было не так:
- Поддержка процессоров с Pentium III/Celeron с частотой шины 66/100/133 МГц, официально поддерживаются только однопроцессорные конфигурации.
- Поддержка до 512 Мбайт оперативной памяти SDRAM PC133, до 4 банков, только небуферизованная память без ECC, асинхронный режим работы памяти.
- Серьезно переработанный контроллер памяти (относительно i810) — частота может варьироваться от 66 до 133 МГц, может соответствовать частоте шины или отличаться от нее на 33 МГц в большую или меньшую сторону.
- Поддержка шины AGP 4x (кроме 815G/GE).
- Опционально — встроенное видео на основе серьезно доработанного видеоядра Intel 752/754, до 8 Мбайт динамически выделяемой видеопамяти DVMT (Intel 815/815E/815G/815GE c видео, Intel 815P/EP — без).
- Поддержка АТА/66 или АТА/100 (Intel 815E/EP с южным мостом ICH2).
- Поддержка 4 портов USB 1.1.
- Встроенный звуковой контроллер AC’97.
Большинство пользователей решило, что это слегка обновленный i810 и основным отличием является наличие слота AGP. Этому же большинству, на самом деле, возможностей чипсета вполне хватило — все необходимое на борту есть, AGP для видеокарточки есть, памяти — достаточно (тогда ПК среднего уровня часто оснащались 128 Мбайт ОЗУ, 256 Мбайт было уделом продвинутых машин).
Источник
Продвинутые пользователи обратили внимание, что новый чипсет не стал наследником любимого 440BX, он мог заменить разве что 440ZX! Конечно, поддержка ЕСС, а тем более регистровой памяти нужна была немногим, но вот возможность установить 1 Гбайт ОЗУ, используя до 8 банков — была разумной необходимостью для тех, кто планировал пользоваться компьютером достаточно долго и использовать его не только для базовых нужд. Многие энтузиасты привыкли и разумным ценам на двухпроцессорные платы на основе чипсетов среднего уровня (напомним — 440LX/BX были именно чипсетами среднего уровня, в топ метил 440GX).
В реальности, одна маленькая, но очень гордая компания — Acorp, в 2001 году (когда уже вовсю продавался Pentium 4!) выпустила серию двухпроцессорных плат на базе i815. Это были модели 6A815ED (встроенное видео и звук, IDE RAID контроллер), 6A815EPD (встроенный звук и IDE RAID контроллер) и самая распространенная — 6A815EPD1 (без дополнительных контроллеров вообще). Компьютер с последней был в свое время у автора статьи в качестве домашней машины.
Также упоминается серверная/промышленная версия данной платы для установки в стоечные корпуса 1U, но в продаже в наше время они не встречаются, возможно были выпущены только демонстрационные образцы. Acorp 6A815ED является единственной двухпроцессорной платой со встроенным в чипсет видео и использующей архитектуру SMA с выделением видеопамяти из системной (второе исключение — упомянутые в прошлой статье системы SGI Visual Workstation 320/550, не являющиеся IBM PC-совместимыми).
Но вернемся к чипсету. Несмотря на схожесть характеристик с i810, он отличается от него почти столь же сильно, как тот отличался от семейства i440! Самое важное — Intel отказалась от UMA и вернулась к классической SMA-архитектуре, но с динамически выделяемой видеопамятью. Это позволило использовать стандартную реализацию AGP, но производительность встроенного видео несколько упала, несмотря на улучшение функционала и внесенные доработки. Сохранилась возможность установки «дисплейного кэша» — теперь это была именно видеопамять, выполнялась она в формате AIMM — модель памяти для установки в слот AGP.
Изменения были внесены и в контроллер памяти, в результате чего он стал несколько медленнее, чем i810, еще значительнее была разница в сравнении с 440BX. Среди достоинств контроллера памяти — поддержка чипов памяти плотностью 256 Мбит, что снизило сложность выбора модулей на 256 Мбайт и… дало возможность установить максимальный объем, используя лишь один модуль. Большинство плат на базе i815 имело 3 слота для памяти, среди компактных моделей часто встречались платы с двумя слотами.
Материнская плата Abit SA6
Но существовали и «четырехслотовые» платы, например Abit SA6 — с нее началось бурное развитие «полноразмерного» направления в коллекции «Digital Vintage». Другая интересная плата была выпущена для готовых систем HP Vectra VL в формате MicroATX. Эта плата использовала полную версию Intel 815 со встроенными видео, на плату интегрирован кодек AC’97 и сетевой контроллер 3Com, имеется два слота для памяти. Особенностью является опциональная субплата, устанавливающаяся в корпус формата ATX и подключаемая к основной гибким шлейфом. Вместе они формируют полноразмерную ATX систему. На субплате расположен ISA-мост производства ITE и пара ISA слотов — для специальных плат, классических звуковых карт и модемов.
Подавляющее большинство плат на чипсетах серии i815 несло разъем Socket 370. Известна лишь одна плата с Slot1 — Abit SH6 с 4 слотами для памяти, встроенными видео и звуком и опциональным дополнительным IDE-контроллером.
Интересный факт — в некоторых источниках утверждается, что версия i815 без встроенного видео была не отбраковкой интегрированного варианта, а имела другой кристалл с меньшей площадью.
Coppermine представлен двумя системами. Классическая рабочая станция начального уровня ServerGhost Rotoscope P6/3 на основе платы Abit SA6 и недорогая двухпроцессорная система ServerGhost Catalina P6/3L TE на базе той самой Acorp 6A815EPD1. Обе они оснащены процессорами Pentium III 733 МГц, 512 Мбайт ОЗУ и жестким диском на 40 Гбайт (IDE). Отличаются подсистемы видео — однопроцессорная машина оснащена Matrox Millennium G450 DualHead с 32 Мбайт видеопамяти, двухпроцессорная — nVidia GeForce 2MX с аналогичным объемом памяти. Работают системы под Windows Millennium Edition и Windows 2000 Professional соответственно.
ServerGhost Rotoscope P6/3
ServerGhost Catalina P6/3L TE
To be continued…
В этом месте мы, пожалуй, прервемся. История Pentium III оказалась слишком насыщена событиями и уместить их в одну статью, не сделав ее чрезмерно тяжеловесной не получается. До новой встречи!
Во второй части вас ждут:
- Погоня за гигагерцем
- Мертворожденная Тимна
- Жизнь после смерти
- Путешествия в параллельные миры