Отечественное ЖКХ, изначально ориентировалось на дешевые энергоносители. Оно и теперь продолжает оставаться колоссальной ресурсозатратной отраслью, неэффективность работы которой в виде завышенных коммунальных платежей перекладывается на потребителя.
Наиболее эффективным выходом, как демонстрирует мировая и отечественная практика, из ситуации – это проведение мероприятий по оптимизации потребления энергетических ресурсов (электро-, теплоэнергии, воды) на объектах отрасли. Решить эту задачу, как подсказывает опыт, можно благодаря внедрению современных систем диспетчеризации объектов потребляющих энергоресурсы.
Почему пишу эту статью
Решил написать продолжение статьи «15 причин подключения приборов учета к системам диспетчеризации», которую ранее публиковал на Хабре.
Контроль поставщика тепловой энергии, это 16-я причина внедрения диспетчеризации.
Суть внедрения в том, что результатом диспетчеризации, стал контроль качества ресурсов тепло- и энергоснабжающей компании. Пожалуй, это самая важная и значимая причина использовать диспетчеризацию у себя в компании.
Однако вначале рассмотрим подробнее, как было до появления диспетчеризации и стало после.
Как контролировали теплоснабжение до внедрения систем диспетчеризации
Мы регулярно сталкиваемся с тепловыми ресурсами, которые отличаются не всегда достаточным качеством. Иногда температура в системе отопления жилых домов оставляет желать лучшего, бывает, наоборот, в квартире сауна. Отсюда жалобы населения на обогрев или перегрев, последнее случается, конечно, намного реже. Управляющие компании обязаны реагировать на жалобы людей в связи с недостатком тепла.
1. Поступает жалоба от жильцов на низкую температуру в квартире в зимний период, жалобы могут быть в различные инстанции: администрацию города, района или области, обслуживающую компанию, прокуратуру и так далее
2. Любая жалоба находится на контроле в администрации района, которой подчинен объект теплоснабжения.
3. Соответственно администрация направляет уведомление о проведении комиссионного осмотра объекта вместе с представителями: теплоснабжающей компании, обслуживающей, жилищной инспекции, сотрудников администрации, в случае если жалоба поступила через прокуратуру, то с их представителем.
Всем может показаться, что схема идеальная, и не требующая никаких улучшений описанная выше процедура является исчерпывающей и достаточной для качественного контроля поставщика тепловой энергии.
Какая была главная задача контроля или как работала комиссия
Все представители выходили на объект.
На вводе теплоснабжения в жилой дом замеряли температуру. Для этого использовали простейший термометр или пирометр. У каждого представителя служб был свой аппарат.
Измерили температуру, сравнили результаты убедились, что показания соответствуют нормам.
Сразу возникает вопрос: жалоба есть а пострадавших нет, как так?
Ответ простой. Распределение теплоснабжения не везде, но в большей части городов происходит в рамках единой системы теплоснабжения от крупного источника.
В нашем примере происходило следующее. Когда выявилась недостача тепла и собиралась комиссия, теплоснабжающая компания оперативно реагировала на происходящее. Добавили нужную мощность путем перераспределения теплоэнергии. Процесс не быстрый, но 10-15 часов запаса времени всегда было. Поэтому к приезду комиссии показатели температуры обычно удовлетворяли нормам и соответствовали ГОСТ. Обнаружить некачественный ресурс было практически невозможно.
Что собой представляет схема распределения теплоснабжения и ГВС
Схема теплоснабжения подразумевает наличие центрального узла (источника) , который находится в ведении поставщика тепловой энергии. Далее идут распределительные узлы и конечные потребители. В чем-то схема похожа на распределение электроэнергии. От главной понизительной подстанции, например, 110/35/6 кВ к распределительным подстанциям 35/6 кВ и к тупиковым КТП-6 кВ, от которых запитаны конечные потребители. Это самый простой вариант распределения электроэнергии.
Что-то подобное происходит и с теплом, но не всегда, в каждом регионе свои моменты, где то ТЭЦ не может выдерживать график поставки больше 90 градусов и работает как котельная, где-то применяются мини-котельные, а где-то отапливают каменным углем.
Подробно ознакомиться с правилами распределения тепла можно в Своде Правил СП 124.13330.2012 «Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003».
Критический взгляд на тарифы потребления тепловой энергии
Регулирование потребления, экономия тепла и зверские тарифы еще один повод внедрить систему диспетчеризации.
Идеальное решение, конечно, когда под боком стоит Атомная станция (да, я пишу Атомная с большой буквы). Тогда тепла хватит не на один город.
Однако давайте взглянем на тарифы. К сожалению на сайте АтомТеплоЭлектроСеть есть информация только за 2019 год и 2020 год.
Что мы видим: 638,93 рублей за 1 Гкал. При таких тарифах в нынешних реалиях, от себя могу сказать: можно ничего не считать и не контролировать, а жить по нормативу заложенному строителями. Хороший тариф из доброй страны «СССР».
Что происходит сейчас? Давайте откроем тариф из Санкт-Петербурга ГУП «ТЭК СПБ». В основном наблюдаем котельные, которые разбросаны по всему городу.
Очень хороший тариф в первом полугодии 2 057 рублей (80 копеек). К сожалению, тарифы выше почти в 3 раза.
Бывают и такие примеры: современный бизнес-центр, много этажей, большая площадь, высокая энергоэффективность здания.
Пример потребления тепла этого здания на картинке ниже.
Вроде бы 1 208 Гигакалорий. Но от мирного атома они стоили бы чуть больше 770.000 рублей, а по счёту стоят более 9 млн рублей за сезон. Вот такая констатация фактов. В этом, не единичном случае диспетчеризация помогает только считать и оплакивать счета.
Как с внедрением диспетчеризации происходит контроль за поставками тепловой энергии
Для того чтобы видеть качество теплоснабжения, сейчас нет нужды собирать комиссию. Жалобы сами по себе не стали нужны. Благодаря серверу, обслуживающая компания делает опрос потребления тепла микрорайоном за очень короткое время. Сразу видим карту распределения теплоносителя и проблемные места.
После внедрения автоматизированной системы управляющие компании перешли на другую схему. Каждое утро представители УК мониторят потребление тепла, проводят опрос жилого района и смотрят, чтобы температура ГВС и отопления соответствовала нормам.
Нормы температуры ГВС и то, какими критериями должна обладать тепловая энергия можно посмотреть в ГОСТ Р 56501-2015 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования».
Один из важных показателей в контроле – это температура на вводе подающего трубопровода в дом, как отопления так и гвс. Поэтому принудительный ручной мониторинг осуществляется каждое утро. Не все операции можно доверять роботу, особенно контроль финансов. В 8.00 специалист проводит принудительный ручной опрос микрорайона и смотрит температуру ГВС. Проводит сортировку домов, где температура теплоносителя не соответствует нормам. Обычно это те потребители, где температура воды менее 60оС.
После этого заполняется заявка на комиссию в администрацию и жилищную инспекцию. В этот же день после 12 часов дня, отталкиваясь от оперативных данных, комиссия выезжает на место, чтобы убедиться в наличии нарушений теплоснабжения.
С помощью опроса микрорайонов легко сравнить качество теплоснабжения. Отталкиваюсь от системы теплоснабжения своего города. По сравнению с 2020 годом, уровень качества тепла вырос минимум на 15%. Однако поставщики тепловой энергии и Управляющие Компании активно занимаются доработкой сетей теплоснабжения. Так что, можно сказать, жители города даже выиграли от внедрения систем диспетчеризации.
Сам факт появления контроля в режиме онлайн, который работает практически в реальном времени, улучшил качество теплоснабжения.
Кстати, с повышением качества теплоснабжения попутно улучшается энергосбережение в зданиях и качество самого обслуживания.
С нормативами по тепловой защите и тепловодоэлектроснабжению можно ознакомиться в нормативных документах МГСН 2.01-99. Эти нормы для Москвы, но для каждого региона действуют свои нормы. Например, для Омской области ТСН 23-338-2002, для Санкт-Петербурга ТСН 23-340-2003.
И так далее. Список ТСН для всех регионов РФ можно посмотреть здесь.
Контроль поставщика тепловой энергии для решения судебных споров
Данные мониторинг-опроса не спрячешь. Все процессы остаются в памяти базы данных сервера. В случае спорной ситуации между теплоснабжающей организацией и потребителем данные по температуре и по качеству ГВС – реальное доказательство в суде.
Теперь все просто, мы имеем возможность видеть недостачу тепла, а при необходимости можем предъявить счет.
Опрос-мониторинг демонстрирует недостатки теплоснабжения наглядно. Поэтому теплоснабжающие компании стараются повышать качество поставок тепла. На вводе некоторых домов можно видеть температуру ГВС + 70 оС.
Мониторинг потребления тепловой энергии производится согласно ГОСТ Р 58940-2020 Требования к протоколам обмена информацией между компонентами интеллектуальной системы учета и приборами учета