Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
В 1959 году компания Volvo стала оснащать свои автомобили трёхточечным ремнём безопасности, а затем поделилась этой технологией со всеми производителями. Спустя десятилетие появились подушки безопасности, которые после тестов внедрили в серийные автомобили. От ремней до контроля поведения водителя, от пассивной до активной безопасности: какие технологии создали в последнее время и какие из них считаются одними из эффективных, рассказываем в этом материале.
Active safety и ADAS
Автомобили оснащаются электроникой, датчиками, сенсорами, радарами, которые позволяют чувствовать себя на дороге чуть более спокойными. Одна из них — технология active safety — это различные стабилизационные системы, которые берут на себя управление автомобилем в критических ситуациях.
ADAS (Advanced driver-assistance systems) включает ряд функций, таких как адаптивный круиз-контроль, стабилизационные системы, автоматическое экстренное торможение, обнаружение слепых зон, предупреждение о столкновении, предупреждение о перекрёстном движении и система удержания полосы. Автомобили могут определить, покинули ли вы свою полосу движения, упустили ли из виду пешехода или животное на дороге, помогут с парковкой в неудобных ситуациях.
Эксперты считают, что автомобили, оснащённые ADAS, снизили количество аварий и спасли жизни. Согласно исследованию LexisNexis Risk Solutions, владельцы автомобилей с системой ADAS на 27% реже обращались по поводу телесных повреждений и на 19% реже обращались по поводу повреждения имущества.
Возможное снижение количества несчастных случаев по мере роста внедрения ADAS.
Данные страхового института дорожной безопасности (IIHS) и производителей CCC Information Services, показывают, что автомобили, оснащённые ADAS, сокращают количество аварий на 20-50%. Институт прогнозирует резкое снижение аварийности в ближайшие 30 лет благодаря ADAS.
Automatic Emergency Braking
Одним из самых популярных и эффективных ADAS-решений для владельцев машин является автоматическое экстренное торможение (Automatic Emergency Braking). Американский страховой институт дорожной безопасности (IIHS) считает, что системы AEB предотвратят 28000 аварий к 2025 году.
Эта система использует датчики и камеры для обнаружения потенциального лобового столкновения и измерения расстояния до любого транспортного средства, а затем автоматически включает тормоза. Сокращая время реакции человека на торможение, система AEB может снизить вероятность аварии или, по крайней мере, уменьшить тяжесть удара.
В некоторых автомобилях используются радары, установленные на передней решётке, бампере или вентиляционных отверстиях. Другие полагаются на камеры, которые обычно устанавливаются внутри лобового стекла за зоной зеркал заднего вида. Некоторые используют и то, и другое. Независимо от метода обнаружения, программное обеспечение постоянно рассчитывает вероятность аварии на основе данных датчиков.
20 автопроизводителей согласились включить в свои автомобили автоматическое экстренное торможение как стандартную опцию к 2022 году. По данным страхового института дорожной безопасности, некоторые компании выполнили обещание, хоть и не идеально. Среди них Audi, Mercedes-Benz, Volvo and Tesla, а также BMW, Hyundai, Mazda, Subaru, Toyota and Volkswagen. Некоммерческая организация Consumer Reports считает, что внедрение технологий для спасения жизней должно быть не добровольным, а обязательным. Они призывают внести в федеральный закон США необходимость оснащения уже созданными технологиями всех новых моделей автомобилей, поступающих на рынок. Компания указывает, что автопроизводители должны сменить вектор и перестать продавать safety technologies как очередную дорогостоящую надстройку, как люк на крыше или модные стереосистемы.
Какие ещё есть системы и приложения?
Помимо экстренного торможения существуют технологии, помогающие наблюдать за происходящим внутри и снаружи. Среди них:
Адаптивное освещение
Ограниченная видимость может затруднить движение в ночное время, особенно по извилистым дорогам. Адаптивные фары улучшают ночное видение за счёт регулировки направления в зависимости от дороги впереди. AFS (Adaptive Front-Lighting System) использует датчики для измерения действий рулевого управления, затем система регулирует наклон и поворот фар, чтобы лучше видеть, куда вы собираетесь. Поэтому, когда водитель поворачивает, у него будет больше шансов понять, куда он направляется, вместо того, чтобы освещать обочину дороги. Кроме того, такая система позволяет избегать попадания прямых лучей на встречные автомобили.
Камера в салоне
К примеру, проект Honda CabinWatch, где используют камеру, чтобы помочь водителям минивэнов внимательно следить за детьми на заднем сиденье. Другие компании и сервисы экспериментируют с программным обеспечением для распознавания лица, чтобы разблокировать автомобиль или определить, когда водитель устаёт или отвлекается. К примеру, так делает Яндекс.Такси с их камерой Yandex Signal Q1, которая анализирует 68 точек на лице человека с помощью технологий компьютерного зрения и нейросети. Она фиксирует различные параметры, например, частоту и длительность моргания.
Мониторинг сонливости
У Jaguar разработана система контроля степени усталости водителя (Driver Condition Monitor), которая определяет признаки сонливости и предупреждает об этом. Она анализирует широкий ряд показателей: отклик системы электроусилителя руля, нажатие на педали газа и тормоза и общее поведение во время управления автомобилем. Алгоритмы изучают полученные данные, чтобы определить момент, когда водитель устаёт. Распознав признаки сонливости, система предлагает остановиться и отдохнуть.
Проекционный дисплей
Heads Up Display позволяет не спускать глаз с дороги, проецируя важную информацию на лобовое стекло автомобиля. Во время движения водитель видит скорость транспорта и GPS-навигацию на приборной панели. Такие дисплеи, например, есть у BMW.
Что может быть не так?
Все автомобильные технологии помогают, если их действительно использовать. Исследования показывают, что водители намеренно отключают функции, которые могут помочь избежать аварий. Некоторые родители опасаются, что новые решения мешают подросткам освоить основы. Они переживают, что различные сигналы, гудки и яркие огни сами по себе могут отвлекать.
Ещё один момент — стоимость обслуживания автомобилей с ADAS. Ремонт датчиков, сенсоров, радаров дорог, и иногда только производитель может им заняться.
Пассивная безопасность
Помимо ремней и подушек, к пассивной безопасности можно отнести зоны деформации, поглощающие энергию столкновения. Для введения этих технологий были организованы краш-тесты, которые проводились на телах умерших людей, животных, живых испытателях и манекенах. Помимо самих автопроизводителей, краш-тесты проводят такие ассоциации, как европейская Euro NCAP, Национальное управление безопасностью движения на трассах США (NHTSA) и страховой институт дорожной безопасности IIHS, и похожие ассоциации в Германии, Австралии, Китае и Японии. В разных странах они отвечают за рейтинг безопасности и вывод на рынок новых моделей автомобилей. Тесты проводятся с помощью манекенов и компьютерного моделирования.
Женские манекены
Как раз о манекенах мы и упомянем. В 2019 году статья Guardian «Смертельная правда о мире, построенном для мужчин — из жилетов к автомобильным авариям» вызвала бурное обсуждение. Оказалось, что когда женщина попадает в ДТП, у неё на 47% больше шансов получить серьёзные травмы и на 71% больше шансов получить травмы средней степени тяжести. А всё потому, что в экспериментах никогда должным образом не использовали женский манекен. Он существует, но его тестируют чаще на месте пассажира, а не водителя. И это просто уменьшенная версия мужского манекена, которая не учитывает размеры и состояние грудной клетки, шейного отдела, вес, рост и возможность быть беременной.
Что изменилось за это время?
Шведские исследования показали, что современные сиденья слишком прочные, чтобы защитить женщин от хлыстовых травм: они выбрасывают женщин вперёд быстрее, чем мужчин. Закономерно, что в авангарде решений находится компания Volvo. Они создали инициативу EVA и согласно накопленным данным подготовили систему защиты от хлыстовой травмы WHIPS. Она сочетает прочный подголовник с продуманной конструкцией сиденья для защиты головы и позвоночника. По мнению Volvo, сейчас отсутствует разница в риске травмы между мужчинами и женщинами. Помимо этого, есть инновация SIPS (система защиты от боковых ударов) — которая вместе с подушкой безопасности при боковом ударе снижает риск серьезных травм грудной клетки более чем на 50% для всех пассажиров. И не последнее решение от шведов — они разработали первый в мире манекен среднего размера для краш-тестов для беременных. Это компьютерная модель, которая позволяет изучить, как движется пассажир, и как ремень безопасности и подушка безопасности влияют, среди прочего, на женщину и плод.
Новая линейка манекенов для краш-тестов под названием THOR доступна давно, но ещё не была официально принята системами оценки безопасности NHTSA или IIHS. По форме они больше соответствуют мужскому и женскому телу и имеют на 100 датчиков больше для сбора данных, чем семейство Hybrid III — стандартных манекенов. Женская версия имеет тазовую кость и грудь женской формы.
Астрид Линдер, директор по исследованиям безопасности дорожного движения Шведского национального исследовательского института дорог и транспорта, сотрудничала с европейскими учёными, чтобы разработать EvaRID, первую женскую виртуальную модель манекена, предназначенную для проведения краш-тестов низкой степени тяжести при ударе сзади. Виртуальное моделирование не всегда даёт такие конкретные результаты, как физические тесты, но оно обеспечивает гораздо большую гибкость при моделировании автомобильных аварий с различными типами телосложения.
Джессика Джермакян из IIHS, которая стал соавтором нового исследования риска травм для мужчин и женщин, обнаружила, что, хотя улучшения в области безопасности сделали автомобили безопаснее для всех, женщины по-прежнему «значительно» чаще получают травмы нижних конечностей, например, ноги и ступни.
Что нас ждёт?
Появляется всё больше решений для более безопасного вождения или сокращения ДТП. Из последних новостей: в Кембридже разработали голографический дисплей для автомобиля. Голограммы появляются в поле зрения водителя в соответствии с их фактическим положением, создавая дополненную реальность — по мнению авторов, это может быть менее отвлекающим решением, чем проекционный дисплей.
Никакого алкоголя
Ожидается внедрение технологии, предотвращающей вождение водителями с опьянением Driver Alcohol Detection System for Safety (DADSS) — это единственная технология, разрабатываемая для измерения или количественного определения точной концентрации алкоголя в крови. Это решение не позволит водителю, находящемуся в подвыпившем состоянии, завести двигатель автомобиля и управлять им в нетрезвом виде.
География авторынка
Решения будут зависеть и от географии авторынка. Так, Volvo запланирована современные технологии предупреждения о скользкой дороге и аварийной остановке для Северной Америки.
Кибербезопасность
Из-за увеличения количества программного обеспечения в автомобиле игроки рынка автомобилестроения должны обратить внимание на кибербезопасность. Она становится новой гранью качества для транспорта. В скором времени планируется ввод обновленных стандартов и регуляций, касающихся обновления программного обеспечения автомобиля по беспроводным сетям.
Источники материала:
https://www.forbes.com/sites/christopherelliott/2020/10/03/your-car-knows-best-these-new-auto-safety-features-will-surprise-you/
https://www.erieinsurance.com/blog/best-car-technology-features-2020
https://www.volvocars.com/mm/why-volvo/human-innovation/future-of-driving/safety/cars-safe-for-all
https://www.theguardian.com/lifeandstyle/2019/feb/23/truth-world-built-for-men-car-crashes
https://humanetics.humaneticsgroup.com/products/anthropomorphic-test-devices/frontal-impact/thor-5f
https://www.mckinsey.com/industries/automotive-and-assembly/our-insights/cybersecurity-in-automotive-mastering-the-challenge#
https://cccis.com/wp-content/uploads/2020/12/CCC-Crash-Course-2020.pdf
Если вы разбираетесь в теме технологий и вам нравится сфера автомотив, у нас открыты интересные вакансии. Мы ищем С/С++ разработчиков, QA автоматизаторов, архитекторов и других специалистов. Все вакансии в автомотив практике в Luxoft по ссылке