Сейчас, когда до Нового года остались считанные часы, логично оглянуться назад и посмотреть, каким оказался 2019 год. Этот материал не претендует на полноценный и всесторонний обзор, скорее, некоторые яркие штрихи уходящего года.
Сборка РН «Союз», фото Роскосмоса
На фоне подсчетов количества запусков, как мне кажется, был недостаточно замечен факт того, что впервые за 16 лет у Роскосмоса не произошло ни одного аварийного пуска. В последний раз такое было аж в 2003. И ведь не сказать, что обошлось совсем без происшествий.
21 февраля с Байконура стартовала ракета-носитель «Союз-2.1б» со спутником EgyptSat-A. Спутник был выведен успешно, но спустя несколько дней выяснилось, что примерно за шесть секунд до отделения разгонного блока «Фрегат» от третьей ступени на ней аварийно выключился двигатель. Связка разгонного блока и спутника находилась на суборбитальной траектории с перицентром на 57 км ниже расчетного. К счастью, система управления «Фрегата» посчитала, что сможет вывести спутник несмотря на более низкую начальную орбиту, и благополучно справилась с задачей. Расследование показало, что причиной выключения двигателя стала ошибка в документации — перепутали объемы топлива и окислителя, одного заправили больше, чем нужно, второго — меньше.
Борьба за качество — штука нелегкая и заметная обычно только по неудачам, так что важность первого за долгое время безаварийного года стоит всячески подчеркивать. И, конечно же, смотреть за тем, что будет дальше — был ли 2019 год удачной случайностью, или же можно надеяться на тенденцию.
По своеобразной иронии судьбы в этом же году произошла авария с потерей полезной нагрузки у Европейского космического агентства, у которого, наоборот, серьезная авария происходит раз в несколько лет. Ракета-носитель «Вега» с разведывательным спутником ОАЭ была потеряна на второй минуте полета практически сразу после включения второй ступени.
Кадр из трансляции
Видимые по трансляции исчезновение пламени выхлопа и переход траектории на баллистическую предполагали полный отказ твердотопливного двигателя второй ступени. Расследование установило, что после 14 секунд работы вторая ступень разрушилась в верхней части, разорвав ракету пополам. Это был пятнадцатый пуск ракеты-носителя «Вега» и ее первая авария.
Вообще, уходящий год неоднократно и наглядно показал сложность космонавтики — падений и взрывов хватало с лихвой. Вроде бы уже простая и близкая Луна «показала зубы» — после успешной посадки на обратную сторону китайского зонда о наш спутник разбились израильский и индийский. А ведь всего несколько лет назад Индия стала первой страной, успешно доставившей аппарат на орбиту Марса с первой попытки.
След от падения «Берешита»
Израильский зонд «Берешит», первоначально показавший себя блестяще в сложном и длительном перелете, не смог справиться с основной задачей посадки. Отказ гироскопа и отправленная на зонд команда запустили цепочку событий, в результате которой аппарат в самое ответственное время торможения падал с выключенным двигателем и в итоге разбился. Индийский аппарат Vikram успешно снизился до высоты 7,4 км и скорости 146 м/с, но вот затем двигатели гасили скорость быстрее, чем требовалось, и к этапу точного торможения и посадки зонд подошел с полетными параметрами, исходя из которых система управления не смогла обеспечить мягкую посадку. Трансляция показала отклонение от плановой траектории, затем кувыркающуюся модель зонда на фоне уменьшающейся высоты, и потом связь пропала. Аппарат разбился о Луну.
Сразу два эффектных происшествия случились у SpaceX. В апреле при наземных испытаниях взорвался Crew Dragon (протечка обратного клапана привела к тому, что при подаче давления в трубопроводе перед газом наддува двигалась порция окислителя, разрушившая протекший клапан и вызвавшая пожар со взрывом).
А в ноябре при испытаниях прототипа Starship он красиво лопнул, не выдержав давления.
Совсем недавно только частично успешно завершился беспилотный испытательный полет корабля Starliner от Boeing — из-за неверной установки таймера корабль растратил топливо для стыковки с МКС и был вынужден вернуться на Землю раньше срока. Вообще стоит отметить, что в 2019 не полетели не только астронавты на Crew Dragon и Starliner, но и не добрались до космоса туристы на суборбитальных New Shepard и SpaceShipTwo — у обоих кораблей сроки все продолжают сдвигаться вправо. Правда, Virgin Galactic в феврале прокатила туристку до почти 90 км, сделав ее астронавткой по классификации США (выше 50 миль/80 км), но линии Кармана в 100 км они не достигли, и больше полетов не было.
А вот Ирану, наверное, не повезло сильнее всего — два пуска в 2019 были неудачны, а в августе третья ракета взорвалась прямо на стартовой площадке.
Фото Maxar Technologies
В начале 2019 года была официально признана завершенной миссия марсианского ровера Opportunity — он так и не вышел на связь, выключившись во время рекордной пылевой бури на Марсе в 2018. За пятнадцать земных лет аппарат проехал 45 с небольшим километров, почти в 60 раз превысив расчетный срок службы. Но уже скоро на Марс составить компанию оставшемуся одному Curiosity должны отправиться аж три ровера: американский, китайский и европейский с российской посадочной платформой.
Превысив почти в три раза гарантийный срок закончилась миссия российского аппарата «Спектр-Р». Уникальный телескоп, в тысячу раз более зоркий, чем «Хаббл» (ах, если бы в его диапазоне изображения выглядели так же прекрасно!), к счастью, почти дождался смены — в этом же году на орбиту отправился второй телескоп из программы «Спектр» — «Спектр-РГ».
Транснептуновый объект (486958) 2014 MU69, мимо которого в январе пролетел аппарат «Новые горизонты», получил официальное название. Вместо «Ультима Туле» (легендарного острова на севере Европы) его назвали Аррокот («небо» на языке индейцев поухатан). У «Новых горизонтов» пока нет определенной новой цели, но она вполне может появиться.
И совсем недавно, на прошлой неделе, вернулась к полетам китайская тяжелая ракета-носитель «Великий поход-5», от которой зависит множество космических программ — лунный «Чанъэ-5», марсианский аппарат и модули новой орбитальной станции. В 2017 году второй пуск закончился неудачно — из-за разрушения турбонасоса ракета и полезная нагрузка были потеряны.
Ну и закончить мне хочется напоминанием про, на мой взгляд, самую экстравагантную миссию года — японский зонд «Хаябуса-2» стрелял по астероиду и бомбил его. В ноябре миссия аппарата у астероида Рюгу закончилась, и после теста двигателя в начале декабря он возвращается домой.
Сборка РН «Союз», фото Роскосмоса
На фоне подсчетов количества запусков, как мне кажется, был недостаточно замечен факт того, что впервые за 16 лет у Роскосмоса не произошло ни одного аварийного пуска. В последний раз такое было аж в 2003. И ведь не сказать, что обошлось совсем без происшествий.
21 февраля с Байконура стартовала ракета-носитель «Союз-2.1б» со спутником EgyptSat-A. Спутник был выведен успешно, но спустя несколько дней выяснилось, что примерно за шесть секунд до отделения разгонного блока «Фрегат» от третьей ступени на ней аварийно выключился двигатель. Связка разгонного блока и спутника находилась на суборбитальной траектории с перицентром на 57 км ниже расчетного. К счастью, система управления «Фрегата» посчитала, что сможет вывести спутник несмотря на более низкую начальную орбиту, и благополучно справилась с задачей. Расследование показало, что причиной выключения двигателя стала ошибка в документации — перепутали объемы топлива и окислителя, одного заправили больше, чем нужно, второго — меньше.
Борьба за качество — штука нелегкая и заметная обычно только по неудачам, так что важность первого за долгое время безаварийного года стоит всячески подчеркивать. И, конечно же, смотреть за тем, что будет дальше — был ли 2019 год удачной случайностью, или же можно надеяться на тенденцию.
По своеобразной иронии судьбы в этом же году произошла авария с потерей полезной нагрузки у Европейского космического агентства, у которого, наоборот, серьезная авария происходит раз в несколько лет. Ракета-носитель «Вега» с разведывательным спутником ОАЭ была потеряна на второй минуте полета практически сразу после включения второй ступени.
Кадр из трансляции
Видимые по трансляции исчезновение пламени выхлопа и переход траектории на баллистическую предполагали полный отказ твердотопливного двигателя второй ступени. Расследование установило, что после 14 секунд работы вторая ступень разрушилась в верхней части, разорвав ракету пополам. Это был пятнадцатый пуск ракеты-носителя «Вега» и ее первая авария.
Вообще, уходящий год неоднократно и наглядно показал сложность космонавтики — падений и взрывов хватало с лихвой. Вроде бы уже простая и близкая Луна «показала зубы» — после успешной посадки на обратную сторону китайского зонда о наш спутник разбились израильский и индийский. А ведь всего несколько лет назад Индия стала первой страной, успешно доставившей аппарат на орбиту Марса с первой попытки.
След от падения «Берешита»
Израильский зонд «Берешит», первоначально показавший себя блестяще в сложном и длительном перелете, не смог справиться с основной задачей посадки. Отказ гироскопа и отправленная на зонд команда запустили цепочку событий, в результате которой аппарат в самое ответственное время торможения падал с выключенным двигателем и в итоге разбился. Индийский аппарат Vikram успешно снизился до высоты 7,4 км и скорости 146 м/с, но вот затем двигатели гасили скорость быстрее, чем требовалось, и к этапу точного торможения и посадки зонд подошел с полетными параметрами, исходя из которых система управления не смогла обеспечить мягкую посадку. Трансляция показала отклонение от плановой траектории, затем кувыркающуюся модель зонда на фоне уменьшающейся высоты, и потом связь пропала. Аппарат разбился о Луну.
Сразу два эффектных происшествия случились у SpaceX. В апреле при наземных испытаниях взорвался Crew Dragon (протечка обратного клапана привела к тому, что при подаче давления в трубопроводе перед газом наддува двигалась порция окислителя, разрушившая протекший клапан и вызвавшая пожар со взрывом).
А в ноябре при испытаниях прототипа Starship он красиво лопнул, не выдержав давления.
Совсем недавно только частично успешно завершился беспилотный испытательный полет корабля Starliner от Boeing — из-за неверной установки таймера корабль растратил топливо для стыковки с МКС и был вынужден вернуться на Землю раньше срока. Вообще стоит отметить, что в 2019 не полетели не только астронавты на Crew Dragon и Starliner, но и не добрались до космоса туристы на суборбитальных New Shepard и SpaceShipTwo — у обоих кораблей сроки все продолжают сдвигаться вправо. Правда, Virgin Galactic в феврале прокатила туристку до почти 90 км, сделав ее астронавткой по классификации США (выше 50 миль/80 км), но линии Кармана в 100 км они не достигли, и больше полетов не было.
А вот Ирану, наверное, не повезло сильнее всего — два пуска в 2019 были неудачны, а в августе третья ракета взорвалась прямо на стартовой площадке.
Фото Maxar Technologies
Окончания, начала, возобновления и продолжения
В начале 2019 года была официально признана завершенной миссия марсианского ровера Opportunity — он так и не вышел на связь, выключившись во время рекордной пылевой бури на Марсе в 2018. За пятнадцать земных лет аппарат проехал 45 с небольшим километров, почти в 60 раз превысив расчетный срок службы. Но уже скоро на Марс составить компанию оставшемуся одному Curiosity должны отправиться аж три ровера: американский, китайский и европейский с российской посадочной платформой.
Превысив почти в три раза гарантийный срок закончилась миссия российского аппарата «Спектр-Р». Уникальный телескоп, в тысячу раз более зоркий, чем «Хаббл» (ах, если бы в его диапазоне изображения выглядели так же прекрасно!), к счастью, почти дождался смены — в этом же году на орбиту отправился второй телескоп из программы «Спектр» — «Спектр-РГ».
Транснептуновый объект (486958) 2014 MU69, мимо которого в январе пролетел аппарат «Новые горизонты», получил официальное название. Вместо «Ультима Туле» (легендарного острова на севере Европы) его назвали Аррокот («небо» на языке индейцев поухатан). У «Новых горизонтов» пока нет определенной новой цели, но она вполне может появиться.
И совсем недавно, на прошлой неделе, вернулась к полетам китайская тяжелая ракета-носитель «Великий поход-5», от которой зависит множество космических программ — лунный «Чанъэ-5», марсианский аппарат и модули новой орбитальной станции. В 2017 году второй пуск закончился неудачно — из-за разрушения турбонасоса ракета и полезная нагрузка были потеряны.
Ну и закончить мне хочется напоминанием про, на мой взгляд, самую экстравагантную миссию года — японский зонд «Хаябуса-2» стрелял по астероиду и бомбил его. В ноябре миссия аппарата у астероида Рюгу закончилась, и после теста двигателя в начале декабря он возвращается домой.