Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Когда речь заходит о сахаре и модных фичах в языках программирования, среди первых вариантов на ум приходят C# и Kotlin. Поскольку эти два языка занимают схожие ниши, то есть, строго типизированы, обладают сборкой мусора, кроссплатформенны, применяются как на бекенде, так и в мобильной разработке, то сегодня мы попытаемся сравнить их синтаксические возможности и устроить небольшое голосование. Чтобы сравнение прошло честно, будем рассматривать последние версии обоих языков. Оговорюсь о своей непредвзятости: мне одинаково нравятся оба языка, они находятся в непрерывном развитии и не отстают друг от друга. Эта статья является сравнительной, а не обучающей, поэтому некоторые заурядные синтаксические возможности могут быть опущены.
Начнем с точки входа
В C# эту роль играет статический метод Main или top-level entry point, например
using static System.Console;
WriteLine("Ok");
В Kotlin нужна функция main
fun main() = println("Ok")
По этим небольшим двум примерам в первую очередь можно заметить, что в Kotlin можно опускать точку с запятой. При более глубоком анализе видим, что в C#, несмотря на лаконичность показательного entry point, статические методы в остальных файлах по прежнему требуется оборачивать в класс и явно импортировать из него (using static System.Console)
, а Kotlin идет дальше и возвращает нас к top level функциям.
Обьявление переменных
В C# тип пишется слева, а для создания экземпляра используется ключевое слово new. В наличии есть специальное слово var, которым можно заменить имя типа слева. При этом переменные внутри методов в C# остаются подвержены повторному присваиванию.
Point y = new Point(0, 0);
var x = new Point(1, 2);
x = y; // Нормально
В Kotlin типы пишутся справа, однако их можно опускать. Помимо var, доступен и val который не допускает повторного присваивания. При создании экземляров не нужно указывать new.
val y: Point = Point(0, 0)
val x = Point(1, 2)
x = y // Ошибка компиляции!
Работа с памятью
В C# нам доступны значимые (обычно размещаются на стеке) и ссылочные (обычно размещаются в куче) типы. Такая возможность позволяет применять низкоуровневые оптимизации и сокращать расход оперативной памяти. Для объектов структур и классов оператор '==' будет вести себя по разному, сравнивая значения или ссылки, впрочем это поведение можно изменить благодаря перегрузке. При этом на структуры накладываются некоторые ограничения связанные с наследованием.
struct ValueType {} // структура, экземпляры попадут на стек
class ReferenceType {} // ссылочный тип, экземпляры будут в куче
Что до Kotlin, то у него нет никакого разделения по работе с памятью. Сравнение '==' всегда происходит по значению, для сравнения по ссылке есть отдельный оператор '==='. Объекты практически всегда размещаются в куче, и только для некоторых базовых типов, например Int, Char, Double, компилятор может применить оптизмизации сделав их примитивами jvm и разместив на стеке, что никак не отражается на их семантике в синтаксисе. Складывается впечатление что рантайм и работа с памятью это более сильная сторона .NET в целом.
Свойства классов
В C# доступна удобная абстракция вместо методов get/set, то есть всем известные свойства. При этом традиционные поля остаются доступны.
class Example
{
// Вычислено заранее и сохранено в backing field
public string Name1 { get; set; } = "Pre-calculated expression";
// Вычисляется при каждом обращении
public string Name2 => "Calculated now";
// Традиционное поле
private const string Name3 = "Field";
}
В Kotlin полей нет вообще, по умолчанию доступны только свойства. При этом в отличие от C# public это область видимости по умолчанию, поэтому это ключевое слово рекомендукется опускать. Для разницы между свойствами сетером и без используются все те же var/val
class Example(var name1: String = "Pre-calculated expression") {
val name2 get() = "Calculated now"
}
Классы данных
В C# достаточно слова record чтобы создать класс для хранения данных, он будет обладать семантикой значимых типов в сравнении, однако по прежнему остается ссылочным (будет размещаться в куче):
record Person(string FirstName, string LastName);
...
Person person1 = new("Nancy", "Davolio");
Person person2 = person1 with { FirstName = "John" };
В Kotlin нужно дописать ключевое слово data к слову class
data class Person(val firstName: String, val lastName: String)
...
val person1 = Person("Nancy", "Davolio")
val person2 = person1.copy(firstName = "John")
Методы-расширения типов
В C# такие типы должны находиться в отдельном статическом классе и принимать вызывающий первым аргументом, помеченным this
static class StringExt
{
public static Println(this string s) => System.Console.WriteLine(s)
public static Double(this string s) => s + s
}
В Kotlin расширямый тип должен находиться слева от метода, который можно разместить в любом месте. При этом расширить тип можно не только методом, но и свойством
fun String.println() = println(this)
fun String.double get() = this * 2
Лямбда выражения
В C# для них есть специальный оператор =>
numbers.Any(e => e % 2 == 0);
numbers.Any(e =>
{
// объемная логика ...
return calculatedResult;
})
В Kotlin лямбды органично вписываются в Си-подобный синтаксис, кроме того во многих случаях компилятор заинлайнит их вызовы прямо в используемый метод
numbers.any { it % 2 == 0 }
numbers.any {
// объемная логика
return calculatedResult
}
Условия и шаблоны
У C# есть очень мощный pattern matching c условиями (пример из документации)
static Point Transform(Point point) => point switch
{
{ X: 0, Y: 0 } => new Point(0, 0),
{ X: var x, Y: var y } when x < y => new Point(x + y, y),
{ X: var x, Y: var y } when x > y => new Point(x - y, y),
{ X: var x, Y: var y } => new Point(2 * x, 2 * y),
};
У Kotlin есть аналогичное switch выражение when, которое, несмотря на наличие возможности сопоставления с образцом, не может одновременно содержать деконструкции и охранных условий, но благодаря лаконичному синтаксису можно выкрутиться:
fun transform(p: Point) = when(p) {
Point(0, 0) -> Point(0, 0)
else -> when {
x > y -> Point(...)
x < y -> Point(...)
else -> Point(...)
}
}
// или так
fun transform(p: Point) = when {
p == Point(0, 0) -> Point(0, 0)
p.x < y -> Point(p.x + y, p.y)
p.x > y -> Point(p.x - p.y, p.y)
else -> Point(2 * p.x, 2 * p.y)
}
Подводя итоги
Уложить в одной статье все отличия обоих языков практически нереально. Однако кое какие выводы сделать уже можем. Заметно что Kotlin-way скорее в том чтобы минимизировать количество ключевых слов, реализуя весь сахар на базвом синтаксисе и оставляя опциональность, а C# стремится стать более удобным увеличивая количество доступных выражений на уровне самого языка. У Kotlin преимущество в том что его создатели могли оглядываться на удачные фичи C# и лаконизировать их, а C# выигрывает за счет более мощной поддержки в лице Microsoft и лучшего рантайма .NET
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Я бы хотел начать новый проект на…
-
0,0%C#0
-
100,0%Kotlin2