Kotlin Multiplatform. Работаем с многопоточностью на практике. Ч.1

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Доброго всем времени суток! С вами я, Анна Жаркова, ведущий мобильный разработчик компании «Usetech»
Я давно занимаюсь не только нативной разработкой (как iOS, так и Android), но и кросс-платформенной. В свое время я очень плотно писала на Xamarin (iOS, Android, так и Forms). Так как я интересуюсь различными технологиями шаринга кода, то не прошла и мимо Kotlin Multiplatform (KMM). И сегодня мы с вами поговорим об этом SDK, и как с ним работать на практике.
В сети хватает базовых примеров приложений на KMM, поэтому мы рассмотрим что-то, более приближенное к нашим ежедневным разработческим задачам, а именно, как реализовать многопоточное приложение на Kotlin Multiplatform.



Для начала немного вводной информации. Если вы уже знакомы с Kotlin Multiplatform, то листайте ниже до примера.

Основная идея KMM, как и других кросс-платформенных технологий — оптимизация разработки путем написания кода один раз и последующего его использования на разных платформах.

Согласно концепции JetBrains, Kotlin Multiplatform не является фреймворком. Это именно SDK, который позволяет создавать модули с общим кодом, подключаемые к нативным приложениям.


Для взаимодействия с платформами используются специфические для платформы версии Kotlin: Kotlin/JVM, Kotlin/JS, Kotlin/Native. Данные версии включают расширения языка Kotlin, а также специфичные для конкретной платформы библиотеки и инструменты. Написанный на Kotlin модуль компилируется в JVM байткод для Android и LLVM байткод для iOS.


Модуль (Shared, Common) содержит переиспользуемую бизнес-логику. Платформенные модули iOS/Android, к которым подключен Shared/Common, либо используют написанную логику напрямую, либо имплементируют свою реализацию в зависимости от особенностей платформы.

Общая бизнес-логика может включать в себя:
  • сервисы для работы с сетью;
  • сервисы для работы с БД;
  • модели данных.


Также в нее могут входить архитектурные компоненты приложения, напрямую не включающие UI, но с ним взаимодействующие:
  • ViewModel;
  • Presenter;
  • Интеракторы и т.п.

Концепцию Kotlin Multiplatform можно сравнить с реализацией Xamarin Native. Однако, здесь нет модулей или функционала, реализующих UI. Эта логическая нагрузка ложится на подключенные нативные проекты.

Теперь рассмотрим подход на практике.
Если вы еще не работали с KMM, то потребуется установить и настроить инструменты. Раньше это было довольно хлопотно, но сейчас достаточно установить Android Studio (версии от 4.1) и плагин Kotlin Multiplatform Mobile . Выбираем шаблон KMM Application при создании проекта, и все отработает автоматически.


Мультиплатформенные проекты Kotlin обычно делятся на несколько модулей:
  • модуль переиспользуемой бизнес-логики (Shared, commonMain и т.п);
  • модуль для IOS приложения (iOSMain, iOSTest);
  • модуль для Android приложения (androidMain, androidTest).

В них располагается наша бизнес-логика. Всю используемую в проекте бизнес-логику можно разделить на:
  • переиспользуемую (общую);
  • платформенную реализацию.

Переиспользуемая логика располагается в проекте commonMain в каталоге kotlin и разделяется на package. Декларации функций, классов и объектов, обязательных к переопределению, помечаются модификатором expect:

Реализации должны иметь модификатор actual.
В качестве примера работы с многопоточностью рассмотрим небольшое приложение, обращающееся к стороннему API по сети:

Я выбрала www.themoviedb.org. Полный код примера будет по ссылке внизу статьи.

В общей Common части расположим общую бизнес-логику:

А именно наш сетевой сервис. Это логично.
В модулях iOS/Android приложений оставим только UI компоненты для отображения списка и адаптеры. iOS часть будет написана на Swift, Android – на Kotlin.

Начнем с бизнес-логики. Т.к весь функционал будет в модуле common, то мы будем использовать в качестве библиотек решения для Kotlin Multiplatform:

Ktor – библиотека для работы с сетью и сериализации.

В build.gradle (:app) пропишем следующие зависимости:
val ktorVersion = "1.4.0"
val serializationVersion = "1.0.0-RC"
 sourceSets {
        val commonMain by getting {
            dependencies {
                implementation("org.jetbrains.kotlinx:kotlinx-coroutines-core:$coroutinesVersion")
                implementation("io.ktor:ktor-client-core:$ktorVersion")
                implementation("org.jetbrains.kotlinx:kotlinx-serialization-core:$serializationVersion")
                implementation("io.ktor:ktor-client-serialization:$ktorVersion")
            }
        }
        val androidMain by getting {
            dependencies {
                //...
                implementation("io.ktor:ktor-client-android:$ktorVersion")
            }
        }
        val iosMain by getting {
            dependencies {
                implementation("io.ktor:ktor-client-ios:$ktorVersion")
            }
        }
        ...


Также добавим поддержку сериализации:
plugins {
    //...
    kotlin("plugin.serialization") version "1.4.10"
}


Далее нам надо определить, что делать с многопоточностью, ведь она реализуется по-разному на каждой платформе. На стороне iOS мы используем GCD (Grand Central Dispatch), а на стороне Android — JVM Threads и Coroutines. Однако, в Kotlin Multiplatform мы можем сделать общей и работу с многопоточностью.
Для этого мы будет использовать Kotlin Coroutines:
val coroutinesVersion = "1.3.9-native-mt"
 sourceSets {
        val commonMain by getting {
            dependencies {
                implementation("org.jetbrains.kotlinx:kotlinx-coroutines-core:$coroutinesVersion")
               //...
            }
        }
        val androidMain by getting {
            dependencies {
                implementation("org.jetbrains.kotlinx:kotlinx-coroutines-android:$coroutinesVersion")
               //...
            }
        }
        val iosMain by getting {
            dependencies {
                //...
            }
        }
        ...

Тут стоит сделать пояснение, как с этим работать, потому что далеко не все iOS разработчики знают, что такое Coroutines. Если вкратце, то это блок кода, который можно приостановить, не блокируя поток. У корутины может быть контекст выполнения (CoroutineContext), цикл жизни корутины управляется Job. У корутины есть область действия (CoroutineScope), а поток, в котором она исполняется, задается с помощью CoroutineDispatcher.
Если проводить аналогию с iOS, то это похоже на выполнение блока кода в DispatchQueue, имеющей определенный QoS и привязку к определенному потоку NSThread, либо Operation в OperationQueue, где GlobalScope аналогичен DispatchQueue.global(), а MainScope — DispatchQueue.main:
//Android
fun loadMovies() {
  GlobalScope.async {
    service.makeRequest()
   withContext(uiDispatcher) {
//...
}
  }
}

//iOS
func loadMovies() {
  DispatchQueue.global().async {
    service.makeRequest()
  DispatchQueue.main.async{
//...
}
}
}

Еще одной ключевой особенностью корутин является использование слова suspend. Данный модификатор не превращает метод в асинхронный сам по себе, это зависит от других деталей реализации, но маркирует, что его можно приостановить без блокировки потока. Также такой метод можно вызывать только в контексте корутины.
Ktor использует механизм корутины для реализации асинхронной работы, поэтому вызов HttpClient делаем в suspended функции:
//Network service
class NetworkService {
     val httpClient = HttpClient {
        install(JsonFeature) {
            val json = kotlinx.serialization.json.Json { ignoreUnknownKeys = true }
            serializer = KotlinxSerializer(json)
        }
    }

    suspend inline fun <reified T> loadData(url: String): T? {
       return httpClient.get(url)
    }
}

//Movies service
 suspend fun loadMovies():MoviesList? {
        val url = MY_URL
        return networkService.loadData<MoviesList>(url)
    }

При подключении Kotlin Coroutines мы не указали никакую особую версию для iOS. Это не ошибка. Дело в том, что начиная с версии Kotlin 1.4 Suspended функция Kotlin легко трансформируется в функцию Swift c completion handler блоком:
func getMovies() {
    self.networkService?.loadMovies {(movies, error) in 
      //...
    }
}

Т.к Ktor уже обеспечивает асинхронность, то в данном случае потребности в использовании DispatchQueue на стороне iOS нет.

На стороне Android используем механизм корутинов, и вызов будет иметь вид:
fun getMovies() {
    mainScope.launch {
    val movies = this.networkService?.loadMovies()
//...
    }
}
}


Такой способ обращения к общей логике мы можем использовать при подходе, когда у нас нет общего архитектурного элемента наших нативных приложений, и в Common проекте мы реализуем только бизнес-логику. Это вполне рабочий подход.

Если же мы хотим сделать максимально расшариваемый между наивными проектами общий код, включить туда архитектурное решение, а взаимодействие с UI через протоколы, то нам потребуется поменять работу и с потоками.

Посмотрим это в следующей части

Исходники примера github.com/anioutkazharkova/movies_kmp
Подробнее о работе корутин вы можете узнать тут

Источник: https://habr.com/ru/post/533864/


Интересные статьи

Интересные статьи

Доброго всем времени суток! С вами я, Анна Жаркова, ведущий мобильный разработчик компании «Usetech». В предыдущей статье я рассказывала про один из способов реализации многопоточности в...
В августе мы приготовили для вас нечто совершенно особенное. Во-первых, все наши прямые эфиры переходят на все платформы: теперь стрим можно смотреть на ютубе, в ВК, в Фейсбуке и...
Привет, друзья! Меня зовут Петр, я представитель малого белорусского бизнеса со штатом чуть более 20 сотрудников. В данной статье хочу поделиться негативным опытом покупки 1С-Битрикс. ...
Среди советов по улучшению юзабилити интернет-магазина, которые можно встретить в инете, один из явных лидеров — совет «сообщайте посетителю стоимость доставки как можно раньше».
Согласно многочисленным исследованиям поведения пользователей на сайте, порядка 25% посетителей покидают ресурс, если страница грузится более 4 секунд.