Привет, Хабр! В предыдущем материале мы рассказали, как в нашей жизни появился бензин. Его появление, в том числе, обратило внимание человечества на нефть как источник топлива. И тем самым определило дальнейший ход развития цивилизации вплоть до нашего времени.
Вот об этом мы и постараемся ёмко рассказать в сегодняшнем материале! Приятного чтения :)
Ревущие сто лет назад
К началу «ревущих двадцатых» нефтяная отрасль в развитых странах переживала свой первый настоящий расцвет – Первая Мировая война окончательно убедила цивилизацию в преимуществах техники с двигателями внутреннего сгорания перед конной пехотой. И преимуществах бензина перед углём, который также не выдержал жестокой (буквально) конкуренции.
Конкуренции не выдержали и потрёпанные сражениями державы Старого Света на мировой арене. Главенство ныне принадлежало Соединённым Штатам, в которых гладко и стремительно развивались нефтедобыча, дорожное строительство и массовое производство автомобилей. Причём все отрасли подгоняли друг друга до масштабов экономического бума.
Hidden text
Дисклеймер: Мы уделяем особое внимание США только потому, что к 1929 году на них приходилось 78% автомобилей мира. А на автомобилях соответственно, держалось потребление топлива.
Так нефтяные электростанции насытили Штаты энергией и позволили повсеместно внедрять на предприятиях электроприводы и конвейеры, а они, в свою очередь, подняли производительность труда на совершенно фантастический для человечества уровень.
Посудите сами: если в 1915 году на сборку одного Ford Model T уходило в среднем 14 часов, то уже к 1925 году полностью собранная машина сходила с конвейера каждые 10 секунд.
Динамика выглядит впечатляюще даже из 2022-го. Но вернёмся, пожалуй, обратно – на век раньше.
Торг, Депрессия и гнев
Вернулись прямиком в 1929 год. Удобно взять период перед великим биржевым крахом, чтобы оценить экономические показатели на их локальном пике. К тому моменту личный автомобиль имелся уже у каждого пятого американца, а общее потребление нефти выросло на 150% по сравнению с 1919 годом – до 2,58 млн баррелей в день.
Если миллионы баррелей представить сложно, то представьте себе классические автозаправки из голливудских фильмов. Их количество, например, выросло в 1921-1929 гг. с 12 000 до 143 000.

Великую Депрессию американская нефтяная промышленность также встретила в любопытном состоянии. С одной стороны, на нефтяников давил общий спад в экономике, а с другой – регулярное открытие новых месторождений. К примеру, в 1920 году баррель нефти в США стоил $3,36, а в мае 1933 года – внимание – $0,04. Поскольку себестоимость добычи была примерно в десятки раз больше, нефтяникам пришлось обращаться к помощи государства во избежание своего банкротства и краха отрасли в целом.
Это помогло – сперва цены стабилизировались в результате государственного ограничения торговли нефтью, а затем – с помощью «Нефтяного соглашения» между штатами, которые теперь были согласны сообща регулировать объёмы добычи. Ситуация наладилась, и компании вновь могли смотреть в будущее – в том числе, в сторону новых месторождений за рубежом.
Так в непростые 1930-е, помимо прочего, произошло ещё одно важное событие, которое сыграло поворотную роль в мировой истории. В 1932 году нефть нашли в Бахрейне, небольшом островном государстве в Персидском заливе. Для амбициозных западных компаний это было знаком, что залежи нефти могут найтись и на Арабском полуострове, где геологические особенности были примерно такими же.
Изыскательные работы требовали много времени и зачастую заканчивались разочарованием, но в 1938 году, с разницей в пару недель, гигантские месторождения нашли в Кувейте и Саудовской Аравии. В апреле 1939 года за нефтью из Саудовской Аравии прибыл первый западный танкер. Вентиль для перекачки поворачивал лично король Ибн Сауд.

Уже скоро нефть с Аравийского полуострова подпитывала военную машину союзных сил в Европе и на Ближнем Востоке в течение Второй Мировой. Во многом именно стратегические запасы нефти и налаженные линии поставок определили исход войны, как и дефицит топлива у Германии и Японии. Уроки Второй мировой и последующая конфронтация США и СССР приковали внимание почти всех стран мира к нефти как одному из ключевых элементов национальной безопасности, внешнеэкономических интересов, да и международных отношений в целом.
В первую очередь это внимание сосредоточилось на Ближнем Востоке, где основным центром американской политики стала Саудовская Аравия с её необъятными ресурсами «чёрного золота». В 1950 президент Гарри Трумэн гарантировал королю Ибн Сауду полную экономическую и военную поддержку со стороны Соединённых Штатов, чтобы нефтяные месторождения региона случайно не оказались в руках оппонента. Они были настолько ценны со стратегической точки зрения, что американские чиновники всерьёз рассматривали разрушение всех аравийских нефтяных месторождений на случай конфликта с СССР в регионе. Но к счастью, не пришлось. В итоге на крепком союзе американцев и саудитов начало строиться послевоенное благополучие западных стран.
Колосс на глиняных ногах
Период с 1945 по 1973 год называют по-разному: и «славным тридцатилетием», и «долгим бумом», и «золотым веком капитализма». Растущая глобализация, становление социального государства, демографический подъём и формирование зажиточного среднего класса способствовали экспоненциальному росту потребления.
Потребление росло с такой скоростью, что уже в 1948 году импорт «чёрного золота» в США впервые превысил экспорт, и Америка попала в зависимость от иностранной нефти. В других странах Запада эхом отзывались те же тенденции. Нефтепродукты были фундаментом экономического роста и модернизации промышленности, а потому каждый крупный нефтяник чувствовал себя кем-то вроде Илона Маска.

Технологии, в которые бешено инвестировала отрасль, помогли увеличить выход качественного топлива из одного барреля сырой нефти примерно с 50% до 90%. В результате дешёвое топливо позволило опоясать весь мир транспортно-логистическими цепочками.
Уже к концу 1960-х уровень жизни в индустриальных странах стал по-настоящему утопичным для всех, кто застал XX век в периоды турбулентности. Средние обыватели впервые могли позволить себе дома, автомобили, бытовые приборы, а порой и предметы роскоши. Фактически, большинство простых благ, к которым мы привыкли, стали достоянием масс именно в этот короткий период мировой истории.
Потребление всех этих благ, конечно, напрямую зависело от уже знакомой нам субстанции. Объёмы потребления нефти с 1949 по 1972 выросли в 5,5 раз, если говорить в мировых масштабах. Причём это сильно усреднённый показатель. В Западной Европе, к примеру, они выросли в 15 раз – с 970 000 до 14,1 млн баррелей в день, а в Японии – в 137 раз, с 32 000 до 4,4 млн баррелей в день. Вы скажете «эффект низкой базы», а мы ответим «всё равно впечатляющая динамика!». И, к тому же, весьма иллюстративная.
Но утопия, которая фактически держалась на одном ресурсе, рано или поздно была обречена на столкновение с новой реальностью. Это показало нефтяное эмбарго 1973 года, когда арабские страны одновременно ограничили добычу и продажу нефти странам Запада, что привело к четырёхкратному росту цены барреля и последующему срыву поставок по всему миру.

Несмотря на то, что ограничения фактически продлились 4 месяца, они усугубили уже зреющие кризисные тенденции. В итоге с января 1973 по декабрь 1974 индексы ведущих фондовых бирж потеряли от 45% (Dow Jones) до 83% (Hang Seng) своей стоимости, а экономика индустриальных стран впервые за долгое время столкнулась со стагфляцией, за которой маячил знакомый призрак «Великой депрессии».
Так «славное тридцатилетие» завершилось грандиозным падением, а мир ждали всё новые потрясения и чудеса, всё так же неизменно связанные с нефтью.
Среди этих чудес – становление нефтехимии как отрасли, обеспечивающей производство большинства потребительских благ, которые нас окружают.
Но об этом – в следующих сериях :)