Привет, Хабр. Нетология провела большое исследование, чтобы понять: кто такой дизайнер, сколько он зарабатывает, а главное — кого будут называть дизайнером через два–три года. Оказалось, что дизайнеры понимают, что для карьеры нужно осваивать UX. Пока такие вакансии есть только в столицах, но переезжать не обязательно: в регионах зарплаты растут быстрее, а работать всё равно на удалёнке. Сколько зарабатывают дизайнеры и каких специалистов не хватает — под катом.
Исследование Нетология проводила с февраля по июнь 2021 года вместе с интегратором digital-решений AGIMA, экспертами рекрутинговой компании HAYS и hh.ru. В опросе приняли участие работодатели, компании-заказчики, начинающие и опытные дизайнеры, выпускники онлайн-курсов.
Материала получилось так много, что все выводы не поместятся в статью.
Полные результаты доступны здесь. Там же — ссылка на митап для дизайнеров и о дизайнерах. Он пройдёт 2 сентября. Разберём, почему теперь дизайн начинается с аналитики, как работают основные инструменты, что делать на собеседованиях и куда двигаться специалистам, которые давно переросли статус джуниора. Заходите, регистрируйтесь, изучайте. А пока — основные выводы и прогнозы на будущее.
Спрос на дизайнеров превышает предложение
В 2020 году спрос на специалистов резко упал — как во многих сферах в пик первой волны пандемии. Зато в 2021 году спрос не просто восстановился, он ещё и вырос. Число опубликованных вакансий по направлению «Дизайн» за январь – июнь 2021 года выросло на 78% в сравнении с аналогичным периодом 2020 года.
Чаще всего работодатели публикуют вакансии для дизайнеров с опытом работы от года до трёх лет. Подобную расстановку приоритетов можно объяснить тем, что специалистов с опытом работы от шести лет ищут по рекомендациям знакомых — или переманивают ценные кадры из других компаний.
Вместе с количеством вакансий стали расти и зарплаты, хотя и не везде. Самую впечатляющую динамику показывают регионы. За время пандемии зарплаты дизайнеров здесь выросли на 50%, а с начала 2021 года — на 71%. На июнь 2021 года медианная зарплата дизайнера в регионах составляет 60 000 рублей.
В Санкт-Петербурге медианная зарплата на 5 000 рублей больше — и в целом с начала пандемии этот показатель вырос.
А вот в Москве картина другая. В первой половине 2020 года бизнес сократил количество вакансий, но увеличил размер заработной платы. И в 2021 году предлагаемые зарплаты просели на 13% год к году. На июнь 2021 года средняя медианная зарплата в Москве составляет 75 000 рублей, тогда как в мае 2020 года она равнялась 80 000 руб.
Максимальные зарплатные ожидания самих дизайнеров оказались меньше предлагаемой медианной зарплаты. В Москве и Санкт-Петербурге — на 5 000 рублей, в регионах — на 15 000 рублей. Один из вариантов объяснения сложившейся ситуации — спрос на дизайнеров превышает предложение.
Каких же дизайнеров не хватает на рынке
Бесспорными лидерами спроса у работодателей являются графические дизайнеры и дизайнеры интерьеров — 1-я и 2-я позиции в топе в любом регионе. Потом идут специальности, которые уже ближе к ИТ.
Веб-дизайнеры заняли третье место в Москве и четвёртое — в регионах и Питере. За ними следуют дизайнеры-верстальщики. Интересная ситуация складывается с UX/UI-дизайнером: специалисты этой сферы популярны в обеих столицах (5-е место), но даже не упоминаются в топ-10 запросов в регионах.
Популярные вакансии в столицах и регионах
В топ вакансий, на которые откликаются дизайнеры, вошли графический дизайнер, просто дизайнер и веб-дизайнер. В Москве и регионах 4-ю строчку занял дизайнер интерьеров, в Санкт-Петербурге он стоит на 5-м месте, уступив позицию UX/UI-дизайнеру. Последний занимает 6-ю строчку в Москве и 5-ю — в регионах.
Работодатели по результатам опросов считают наиболее актуальными направлениями продуктовый, интерактивный, графический и веб-дизайн. Красота отходит на второй план — дизайн обязан решать конкретные задачи, соответствовать маркетинговым метрикам. Повышается важность работы с аналитикой и психологией пользователя.
Hard skills дизайнера — базовые знания и умения. Без них стать востребованным профессионалом невозможно. К таким skills относятся основы графического дизайна (композиция, теория цвета, типографика) и юзабилити (UX). Без первого блока навыков ваши визуальные образы не будут соответствовать эстетическим нормам. Если нет UX, дизайн окажется симпатичным, но неудобным.
Владислав Тютюников, директор по визуальным коммуникациям VisCom, Rambler&Co, Москва.
Больше половины экспертов, которые принимали участие в исследовании, сходятся в этом мнении. Егор Иванов, Team Lead of Design из агентства-интегратора MST, отмечает, что UX-копирайтинг — это тот навык, который необходим при работе с текстом. Если раньше дизайнеру хватало знаний типографики, то теперь надо думать над контентом. Илья Муравьёв, креативный директор iD EAST, соглашается, что думать о доступности интерфейса и обдуманного онбординга пользователей — тоже задача для дизайнера.
Сами дизайнеры поддерживают тренды, когда оценивают, в каких сферах стоит развиваться. Наибольшим интересом у дизайнеров пользуется продуктовый и веб-дизайн. На 2-м и 3-м месте по популярности стоят интерактивный дизайн, коммуникации и графический дизайн. На 4-м и 5-м — шрифты и иллюстрация, далее следуют фото и видео.
В целом, видно, что профессия меняется, и UX — тот тренд, который прослеживается наиболее ярко. Но это не всё, чем будет жить дизайн в ближайшие годы. По мнению Владислава Тютюникова, директора по визуальным коммуникациям VisCom, Rambler&Co, скоро будут востребованы:
нелинейный дизайн, когда каждый пользователь получает тот сценарий путешествия по проекту, который он хочет;
AR, VR и другие способы преодолеть плоскость экрана;
усиление эмоциональной составляющей взаимодействия пользователя с интерфейсом: использование бесконтактных динамических аудио-, био-, нейро- и других приёмов;
применение искусственного интеллекта.
Что делать с этой информацией
Как уже было, сказано, в этот обзор вошло не всё исследование. Что конкретно хотят видеть работодатели в резюме и какие навыки станут must have — читайте здесь.
Здесь же есть форма регистрации на митап о дизайне, его роли и влиянии на пользователей. Митап проведут эксперты AGIMA вместе с гостями-дизайнерами из Тинькофф и Райфайзенбанка. Главное темой станет, конечно, UX. Но встреча будет полезна даже тем дизайнерам, которые специализируются на чём-то другом.
О чём поговорим:
Каким может быть индивидуальный план развития UX/UI-дизайнера.
Какими бывают подходы к разработке прототипов для будущего продукта.
Почему аналитика и проектирование стоят рядом и почему нельзя выкинуть аналитику из процесса.
Какими гибкими навыками нужно обладать дизайнеру, как прокачивать себя и ставить себе личные цели.
Что ждет дизайн в ближайшем будущем.
Заходите, мы вас очень ждём.