Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Многим известен эффект стеклянного потолка, когда действия есть, а результата нет. Кажется, еще чуть-чуть и все изменится: бизнес попрет, мастерство выйдет на новый уровень, доходы увеличатся, но несмотря на все усилия — ничего не меняется. В первой части я рассказал про одну из ловушек мышления, которая порождает этот бег на месте, а сегодня речь про вторую.
Одержимость результатом
Наверное, вы не раз сталкивались с людьми, озабоченными результатами. Они так и говорят: «Мне нужен результат! И без разницы как вы его добьетесь!» Вероятно, тот, кто произносит эти слова, кажется себе крутым лидером, но для меня это звучит как: «Я понятия не имею, как этот результат получить. Сделайте что-нибудь. Пожалуйста». Почему? Все дело в этом «без разницы».
Если игнорировать то, как результат будет достигнут, можно получить кучу геммороя, но это очевидная проблема. А неочевидная проблема в следующем.
Если человек одержим результатом, но не понимает, какие процессы должны его обеспечить, такой человек оказывается во власти магического мышления. Он вынужден делать что-то в надежде, что это приведет к нужному результату, но до конца никогда не уверен, что пазл сложится так, как ему надо.
Если вы смотрели «Во все тяжкие», то в первой серии есть отличная сцена, которая иллюстрирует этот тонкий момент. Герои собираются варить мет, и между ними происходит следующий диалог:
— И вот что я вам еще скажу, — говорит Джесси Пинкман Уолтеру Уайту. — Это вам не химия, ясно? Это искусство. Варево — это искусство. А то дерьмо, что я готовлю это бомба! Ясно? Так что не вам мне указывать!
— В том-то и дело, что ты готовишь дерьмо, — возражает Уайт. — Я видел вашу лабораторию. Это нелепость. Мы с тобой не будем делать мусор. Мы будем производить химически чистый и неизменный продукт, который сам себя рекламирует. Никаких примесей. Никакой присыпки. И никакого перца чили!
Джесси Пинкман имеет смутное представление о процессах, которые обеспечивают нужный результат. Для него это магия, искусство, где результат зависит от вдохновения. Для Уолтера Уайта никакого искусства в этом нет — обычные химические процессы, которые обязательно обеспечат нужный результат, если соблюсти все условия.
Слава процессам!
Долгое время я был зациклен на результатах и недостаточно внимания уделял тому, чтобы хорошо отладить процессы, которые их обеспечивают. Но без второго не будет первого. Можно, конечно, собрать волю в кулак и сбросить ненавистные пять килограмм (а потом расслабиться и набрать десять). Но не лучше ли так организовать процесс питания, чтобы оставаться в комфортном для себя весе? И ведь это касается всего без исключения.
Когда я радуюсь заключенной сделке? Когда у меня не отлажен процесс продаж.
Тогда каждая сделка — это счастье и радость. Неожиданный подарок судьбы. Зато, когда заявки поступают регулярно и также регулярно превращаются в продажи, то открывать шампанское каждый раз становится утомительно.
Фиксация на результате приводит к попытке достичь их силой воли и припадочной активностью. «Хочу, чтобы мой блог посещала 1000 человек ежемесячно», — решаю я, пишу в блог 7 статей, но чуда не случается. Я огорчаюсь и решаю, что этот способ не работает, и мир несправедлив.
А если бы я фокусировался на процессе, то думал бы не о том, как написать 7 статей, а о том, как писать хотя бы 7 статей каждый месяц и делать это регулярно хотя бы год. Хорошо выстроенный процесс неминуемо привел бы к результату, а вот погоня за результатом ни к чему, кроме фиаско не приведет.
Все мы вынуждены конкурировать, кто с компаниями, кто с другими сотрудниками за место под солнцем. Возникает вопрос, за счет чего можно превзойти конкурентов? Можно пытаться создать уникальный продукт или освоить уникальные умения. А можно принять тот факт, что и вы, и ваши конкуренты совершают одни и те же действия: настраивают рекламные кампании, изобретают креативы, пишут код. И победить вы можете за счет того, что будете делать это быстрее, дешевле или лучше.
Любой из вариантов предполагает, что вам нужно оттачивать и стандартизировать процессы. Конкурент пишет статью за 12 часов? Освойте метод слепой печати и пишите за 10. Конкурент генерирует креативные идеи с помощью мозгового штурма? Попробуйте использовать специальные креативные техники и исследования, чтобы идеи были интереснее, но при этом точно решали бизнес-задачу. Если вы шаг за шагом усовершенствуете ключевые процессы, чтобы они были лучше, чем у конкурента, вы неизбежно выйдете в лидеры.
Это кажется абсолютно логичным, но далеко не каждый человек, которому важен результат, готов выстраивать процессы, чтобы его получить.
Почему есть соблазн забить на процессы?
Для этого есть несколько причин.
Во-первых, все сталкивались с ситуациями, когда процедура, которая никак не способствует нужному результату или откровенно ему вредит, абсолютизируется и приобретает самоценность. Поскольку от дурацких регламентов, возведенных в абсолют, пострадал, наверное, каждый, то возникает соблазн объявить процесс ничем, а результат всем.
Во-вторых, не всегда понятно, что надо делать, чтобы получить результат. Гораздо проще симулировать бурную деятельность и искать, что подправить в консерватории, чем выяснить, как все работает на самом деле.
Старый анекдот
Офис. В отделе продаж все суетятся, переставляют мебель с места на место, посреди всего этого хаоса стоит бабушка уборщица и бормочет: «Только что все вытерла, а они опять натоптали». Менеджеры начинают расставлять мебель, вымерять положение каждого стула и стола по линейке и компасу. Бабушка не выдерживает и спрашивает:
— Ребята, а что вы делаете-то?
Один из менеджеров объясняет:
— Да вот, бабуль, у нас что-то в последнее время обороты упали, но мы сейчас мебель по фэншую расставим — и все у нас будет замечательно.
— Знаешь, милок, — говорит бабка, — до революции в этом доме был бордель, так когда у них доходы падали, они кровати не двигали. Они проституток меняли.
В-третьих, даже когда достоверно известно, что нужно делать, чтобы получить нужный результат, это еще нужно сделать. Но ведь скучно меньше есть и больше двигаться, чтобы снизить вес, а вот искать волшебную таблетку, чтобы без усилий похудеть, гораздо увлекательнее.
Выдающиеся процессы — выдающиеся результаты
Мне очень нравится история про Джона Вудена, которую приводят Джим Коллинз и Мортен Хансен в «Великих по собственному выбору». Джон Вуден был баскетбольным игроком и тренером команды Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Под его руководством команда 10 раз становилась национальным чемпионом, а многие игроки, прошедшие его школу, сделали успешную карьеру в НБА.
Как Вуден этого добивался? Маниакально оттачивал процессы, начиная с того, что объяснял спортсменам, как... завязывать шнурки.
Каждая тренировка начиналась с фразы: «Научимся надевать кеды». Затем тренер методически показывал, как натянуть носки, чтобы выровнять складки, как зашнуровать кеды, чтобы шнуровка оставалась тугой и надежной. И все игроки, новички и опытные, раз за разом повторяли этот урок.
Почему это было важно? Потому что во время матча игрок мог натереть мозоль или наступить на развязавшийся шнурок. Время от времени это случалось с другими командами и приводило к поражению, но не с ребятами Джона Вудена. Отработанный до мелочей процесс приводил к превосходному и, что важно, воспроизводимому результату.
Когда я читал эту историю, она напомнила мне документальный фильм «Мечты Дзиро о суши». Он рассказывает о Дзиро Оно, который довел искусство готовить суши до совершенства, а его ресторан получил три мишленовские звезды. Если честно, я с трудом понимаю, как можно совершенствовать искусство приготовления суши в течение десятилетий и находить, что в них можно улучшить.
Тем интереснее было посмотреть этот фильм. Если вам нужно проникнуться философией, которая уделяет внимание каждой мелочи, посмотрите его.
Почему полезно переосмыслять процессы и выстраивать их по уму
Когда я стал больше внимания обращать на процессы, то смог увеличить не только рабочие показатели, но и облегчить свой быт и даже улучшить самочувствие.
Во-первых, оказалось, что регулярный дневной сон практически удваивает производительность. Я, конечно, знал, что он эффективен, но не знал, что настолько, пока не начал внимательно отслеживать свое состояние.
Во-вторых, я уменьшил число и разнообразие задач. Раньше мой день делился на две части. Утром и днем я делал рабочие проекты, а вечером личные. Это наносило двойной удар по продуктивности. Рабочие проекты страдали от того, что я бессознательно экономил силы на вечер, не выкладывался по-полной и, соответственно, меньше успевал. Однако к вечеру я все равно уставал, а переключение на принципиально новую задачу само по себе жрало нехило энергии. В результате, я тупил в фейсбуке, собирался с духом, наконец, брался за личный проект, немножко ковырял его для очистки совести и шел спать. Теперь же я выделил дни только для рабочих и только для личных проектов. И о чудо, делать стал больше, а уставать меньше.
В-третьих, утром и днем я стал делать более сложную работу, а на вечер оставлять задачи, которые способен выполнить в полубессознательном состоянии. Скажем, нарисовать картинку или сверстать статью.
В-четвертых, выделил задачи, которые можно делать фоном. Например, для одного проекта в начале каждого месяца я составлял контент-план, придумывал темы статей, которые нужно будет написать. Теперь же поступаю иначе. Держу эту задачу в голове, когда читаю интернеты, и при взгляде на чужие статьи меня осеняет, что «а ведь об этом мне стоит написать!» или «а вот эту цитату можно утащить себе в статью!» В итоге, контент-план спокойно собирается в течение месяца и больше не требует отдельного времени.
В-главных, сосредоточился на финансовых показателях в своих проектах и стал уделять внимание именно тем процессам, которые на них влияют, а не всем подряд.
Для позитивных перемен достаточно всего лишь всерьез заинтересоваться собой, чтобы начать лучше разбираться в своей жизни и экологично ее перестраивать. Я много пишу об этом у себя в телеграм-канале, поэтому, если вам интересно, подписывайтесь.