Метод быстрого прохода в управлении проектами. Редкий успешный кейс

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Привет, Хабр! Меня зовут Андрей, руковожу проектами в РСХБ-Интех. В бэкграунде 6 лет управления проектами, портфелями проектов в интехе, ритейле, сертификация PME, PRIME. Сегодня я хочу рассказать о редком успешном кейсе использования метода быстрого прохода, и что это дало заказчику.

Итак, погнали!

Рождение задачи

В июле 2020 г. решили обновить продуктовую линейку кредитной линии для клиентов юридических лиц. Основным драйвером была необходимость автоматического расчета лимита кредитования на следующий месяц на основании трат/поступлений предыдущего месяца плюс всякие нюансы для автоматизации. Звучит сложно, в двух словах: большие обороты – хорошая кредитная линия, обороты падают – сигнал для того, что есть потенциальные риски с возвратом кредитных средств. Этого функционала не было в дистрибутивной реализации Автоматизированной Банковской Системы (АБС), а без него на ручной расчет лимитов и сопровождение кредитов тратится огромное количество Ч\Ч.

Первоначальное планирование

В соответствии с регламентами, принятыми у нас, которые разрабатывались на основе PMBOK, запустился жизненный цикл доработки:

1) Экспресс-анализ бизнес-инициативы. На этом этапе технолог определяет системы, которые необходимо доработать. Аналитики этих систем оценивают в майках, сколько потребуется ресурсов на разработку.

2) Сформировали оценки по всем системам, сложили их, получили примерную стоимость и потенциальную длительность работ.

3) Отправили оценку на согласование заказчику. После того, как заказчик сказал, что ему нужен этот функционал за эти деньги, технологи начинают писать бизнес-требования — перенос бизнес-хотелки из двух строк в формализованный артефакт.

4) Одновременно с этим руководитель проекта начинает рисовать «колбаски» в проджект-офисе.


По стандартному жизненному циклу разработки (написание БТ (бизнес-требований) – согласование БТ – написание ФТ (функциональных требований) – согласование ФТ – разработка – тестирование систем – тестирование интеграций между системами – ПСИ ( приемо-сдаточные испытания) – тираж) получился срок реализации 200 рабочих дней, а календарных с учетом праздников – 9 месяцев.

Ниже представлена часть плана из критического пути, вокруг которого были налеплены остальные работы.

Автоматизация расчета ЧКО по овердрафтам ЮЛ

201 дней

Пн 10/08/20

Пн 17/05/21

Написание БТ

20 дней

Пн 10/08/20

Пт 04/09/20

Согласование БТ

15 дней

Пн 07/09/20

Пт 25/09/20

Работы в АБС

166 дней

Пн 28/09/20

Пн 17/05/21

Написание ФТ АБС

20 дней

Пн 28/09/20

Пт 23/10/20

Согласование ФТ АБС

10 дней

Пн 26/10/20

Пт 06/11/20

Собственная разработка АБС

60 дней

Пн 09/11/20

Пт 29/01/21

Написание тест-кейсов

8 дней

Пн 01/02/21

Ср 10/02/21

Согласование тест-кейсов

10 дней

Чт 11/02/21

Ср 24/02/21

Функциональное тестирование АБС

20 дней

Чт 25/02/21

Ср 24/03/21

Поддержка ПСИ АБС

15 дней

Чт 25/03/21

Ср 14/04/21

Тиражирование АБС

23 дней

Чт 15/04/21

Пн 17/05/21


Но руководитель проектов уверен, что если 1 женщина может родить 1 ребенка за 9 месяцев, то 9 женщин могут родить 1 ребенка за 1 месяц. Зная заранее, что заказчик не согласится с первоначальными сроками, приступаем к магии, чтобы сократить критический путь.

Оптимизация плана — разбиение на этапы

Сначала немного терминологии:

Быстрый проход (Fast Tracking) – метод сжатия расписания проекта, изменяющий логику сети путем наложения друг на друга фаз, которые в обычной ситуации выполнялись бы последовательно, например, фазы проектирования и фазы строительства, или разработки и тестирования.

Также будем использовать разбиение работ на этапы, но сейчас речь не про декомпозицию – она у нас в плане есть. Сейчас мы берем часть из фреймворка гибких методологий. А именно создаем MVP — минимально жизнеспособный продукт. Хотя, в чистом виде, это тоже не MVP. Мы даем заказчику хоть что-то, несущее business value (бизнес ценность), максимально быстро, потом переходим на реализацию основного этапа.

Мы помним, что заказчик тратит огромное количество ресурсов на ручной расчет. На оптимизацию плана накладываются ограничения – релизная политика. Все доработки АБС перед тем, как попасть на промышленную среду, должны пройти череду тестирований, потом приемку у заказчика, потом сертификацию у производителя АБС, и в заранее запланированную дату установки обновлений на промышленную среду быть готовыми.

Сначала мы выделили из всего функционала то, что точно успеем сделать, чтобы попасть в ближайший тираж, и назвали это нулевым этапом. Ручная работа остается, но что-то уже не надо делать руками:

Автоматизация расчета ЧКО по овердрафтам ЮЛ

161.88 дней

Пн 10/08/20

Пн 22/03/21

Написание БТ

20 дней

Пн 10/08/20

Пт 04/09/20

Согласование БТ

15 дней

Пн 07/09/20

Пт 25/09/20

BIQ-6685 0-й ЭТАП Автоматизация расчета ЧКО по овердрафтам ЮЛ

57.06 дней

Пн 28/09/20

Ср 16/12/20

Написание ФТ

2 дней

Пн 28/09/20

Вт 29/09/20

Согласование ФТ

3 дней

Ср 30/09/20

Пт 02/10/20

Собственная разработка

10 дней

Пн 05/10/20

Пт 16/10/20

Написание тест-кейсов

4 дней

Пн 19/10/20

Чт 22/10/20

Функциональное тестирование

8 дней

Пт 23/10/20

Вт 03/11/20

Поддержка ПСИ

16 дней

Ср 04/11/20

Ср 25/11/20

Тиражирование

12 дней

Пн 30/11/20

Ср 16/12/20

Мы изменили скоуп работ – добавили доп. работы на тестирование, тиражирование, да и сроки тоже планируем сокращать – их увеличивать нельзя. Мы помним о тройственной ограниченности в управлении проектам: содержание, стоимость, время.

Что же… Идем к заказчику и объявляем:

Не 10 000 баксов, но это не суть как важно, получаем одобрение на увеличение расходов, приступаем к оптимизации сроков по основному функционалу.

Оптимизация плана — быстрый проход

Чем опасен быстрый проход в ИТ? Тем, что увеличивается риск снижения качества продукта. В нашем конкретном случае мы верим в команду – в то, что все сделают свою часть работы на 100%, и не дожидаемся формальных согласований документов.

Тем не менее, чтобы действовать последовательно, в соответствии с PMBOK определяем риск. Добавляем его в нашу матрицу рисков. Оцениваем и определяем стратегию реагирования (а у нас здесь возможно только принятие этого риска –ни минимизировать, ни уклониться никак нельзя). В случае возникновения риска мы не попадем в планируемую дату тиража, то есть проект у нас не соблюдет сроки. Кто наиболее заинтересован в соблюдении сроков? – опять-таки заказчик.

Вот у нас и определился владелец риска. В очередной раз идем к заказчику, получаем согласование на этот риск и в результате имеем следующий план:

Автоматизация расчета ЧКО по овердрафтам ЮЛ

122 дней

Пн 10/08/20

Пн 25/01/21

Написание БТ

20 дней

Пн 10/08/20

Пт 04/09/20

Согласование БТ

15 дней

Пн 07/09/20

Пт 25/09/20

BIQ-6685 0-й ЭТАП Автоматизация расчета ЧКО по овердрафтам ЮЛ

57.06 дней

Пн 28/09/20

Ср 16/12/20

Написание ФТ

2 дней

Пн 28/09/20

Вт 29/09/20

Согласование ФТ

3 дней

Ср 30/09/20

Пт 02/10/20

Собственная разработка

10 дней

Пн 05/10/20

Пт 16/10/20

Написание тест-кейсов

4 дней

Пн 19/10/20

Чт 22/10/20

Функциональное тестирование

8 дней

Пт 23/10/20

Вт 03/11/20

Поддержка ПСИ

16 дней

Ср 04/11/20

Ср 25/11/20

Тиражирование

12 дней

Пн 30/11/20

Ср 16/12/20

BIQ-6685 ОСНОВНОЙ ЭТАП Автоматизация расчета ЧКО по овердрафтам ЮЛ

102 дней

Пн 07/09/20

Пн 25/01/21

Написание ФТ

21 дней

Пн 07/09/20

Пт 02/10/20

Согласование ФТ

8 дней

Пн 05/10/20

Ср 14/10/20

Собственная разработка

50 дней

Пн 05/10/20

Пт 11/12/20

Написание тест-кейсов

10 дней

Чт 15/10/20

Ср 28/10/20

Согласование тест-кейсов

7 дней

Чт 29/10/20

Пт 06/11/20

Функциональное тестирование

15 дней

Пн 14/12/20

Пт 01/01/21

Поддержка ПСИ

10 дней

Пн 04/01/21

Пт 15/01/21

Тиражирование

6 дней

Пн 18/01/21

Пн 25/01/21

Таким образом мы сократили длительность разработки почти в 2 раза.

Быстрый проход — итоги

Обычно использование метода быстрого прохода влечет за собой ком проблем, как на КДПВ. Однако в этот раз у нас все получилось! Мы смогли уменьшить длительность разработки в 2 раза, а самое главное — сократили time2market от идеи до тиража с 9 месяцев до 5 (этот параметр очень важен для оценки эффективности ДИТ, он может быть зашит в KPI подразделения). И самое лучшее, что произошло — не сработал риск уменьшения качества, не сработали никакие другие риски, к примеру, болезнь или увольнение ключевых сотрудников.


А у вас были реальные успешные кейсы быстрого прохода или сжатия в управлении проектами?

Источник: https://habr.com/ru/company/rshb/blog/571490/


Интересные статьи

Интересные статьи

Яаков Зив разработал то, что мы привыкли называть термином lossless data compression — сжатие данных без потерь. Его работы стали основой для технологий, которыми мы поль...
Наш проект Quarkly по-прежнему в открытой бете, мы готовимся к релизу и в хорошем темпе добавляем функционал, который заложен в Roadmap. При этом апдейты апдейтами, а более активно щупа...
Может ли недавно запущенный стартап с небольшой аудиторией быстро повысить рыночную капитализацию? Оказывается, может. Команде BDCenter Digital удалось увеличить капитали...
Продложаю публикацию своих лекций, изначально предназначенных для студентов, учащихся по специальности «цифровая геология». На хабре это уже третья публикация из цикла, первая статья была вводной...
В задачах управления бывают случаи, когда закон движения управляемого объекта известен и необходимо разработать регулятор с определенными характеристиками. Порой задача осложняется тем, что уравн...