Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Обзорная статья от лида-тестировщика "ITQ Group" Сергея Мурашова.
За свой более чем 10-летний опыт я ни разу не проработал в IT-подразделении российского банка или финтеха, несмотря на то, что 90% времени провел именно в тестировании банковского функционала. Не знаю, у скольких тестировщиков и других IT - специалистов профессиональная жизнь складывалась похожим образом, но думаю, что таких не мало.
Этот парадокс обусловлен структурой финансового сектора и рынка IT-услуг для банков. Большую часть проектов банки отдают на аутсорс, пользуются услугами интеграторов. Эти самые интеграторы и привлекают специалистов с нужной квалификацией (в нашем случае речь идет о тестировщиках) или воспитывают таких спецов сами (что случается реже, несмотря на заверения самих интеграторов).
В этой статье я хочу порассуждать на тему работе в аутстафе и аутсорсе и найти плюсы и минусы такого формата. И совсем не планирую убеждать идти работать в интегратор, чтобы получить больше опыта и аккредитацию или агитировать тестировщиков избегать таких работодателей.
Сначала разберемся, что такое аутстафф и что такое аутсорс.
Если попробовать рассказать в двух словах, то аутстаф — это аренда сотрудника третьей стороной (далее буду использовать в качестве синонима слово «банк», так как зачастую именно банки являются самыми крупными заказчиками) у компании, в которой этот сотрудник трудоустроен . В то время как сотрудник числится за компанией-интегратором, которая платит ему зарплату, должностные обязанности, однако, он исполняет для банка. По сути, получается, что у вас два начальника в двух разных организациях.
Чаще всего на аутстаффе вы, как сотрудник, физически работаете на территории банка. По крайней мере так было до массового перехода на удаленку и гибридный формат работы.
Аутсорс — это заказная разработка. В такой схеме сотрудник продолжает быть членомсобственной команды интегратора, которая выполняет заказ для банка. Бывают случаи, когда во время проекта или на стадии поддержке, кто-то из членов команды может быть оформлен на частичную занятость в банке, но это редкость.
***
Прежде чем окунуться в подробности аутсорса и аутстаффа хочется привести для примера следующую ситуацию.
Представьте, что в поисках новой работы вы выкладывайте резюме и получаете приглашение на собеседование в крупный банк. Вы радостно соглашаетесь и идёте на первое интервью с HR, после которого вас зовут на второй этап. Уверенный в себе, не ожидающий подвоха, вы спокойно идете на второе собеседование с руководителем тестирования, и успешно его проходите. К вашему удивлению, после вас ждет совсем не оффер, а еще одно собеседование. Тут вы начинаете чувствовать что-то неладно... У вас явно крутится в голове несколько вопросов и мыслей. С большим подозрением идете на третье собеседование, молчите там как партизан, и не задаете лишних вопросов, чтобы не спугнуть слишком вкусное для вас финансовое предложение. После третьего этапа узнаете, что есть и четвертый. Тут вы окончательно понимаете, что работодатель решил устроить вам день сурка. Проклинаете контору, заносите ее в черный список и убегаете, сверкая пятками.
Абсурдная ситуация, которая имела место быть в моей жизни.
Корень проблем проистекает из-за недопонимания. Возможно, соискатель просто не понял, что первые 2 собеседования были ничем иным, как собеседованием в компанию-интегратор, тогда как следующие — собеседования непосредственно с банком, куда его хотят продать. Или же ему этого вообще не объяснили и не донесли сути происходящего. Вариант умышленного сокрытия такой важной информации, я даже не рассматриваю, так как это впоследствии понесет большие проблемы прежде всего самому интегратору.
Работа в аутстаффе.
Как вы уже могли догадаться, пример с устройством тестировщика на работу есть ни что иное, как попытка продать потенциального, но ещё не устроенного сотрудника в аутстафф.
У незнакомых с данной темой читателей, возникнет закономерный вопрос «а что с происходит с такими специалистами дальше?» В чем отличие от стандартного трудоустройства в департамент информационных технологий IT конторы или банка? Уверен, некоторым на ум приходят ассоциации, связанные с колониальной империей, кому-то видится образ с иголочки одетого риэлтора, а у кого-то перед глазами возникает картина воскресного дня на базаре.
Подобные сравнения я привожу не просто так: все это прообразы и стереотипы, которые возникают у людей, впервые столкнувшихся с подобным видом деятельности компаний интеграторов или которые слышат слово аутстафф.
Ведь если слишком обобщать и говорить простыми словами, компания-интегратор — это просто посредник между вами и третьей стороной. Такое посредничество накладывает свой отпечаток на дальнейшую судьбу специалиста
Как я сказал выше — в первую очередь у вас целых два непосредственных начальника сразу. Первый — административный (в компании интеграторе). Тот кто платит вам зарплату и получает все шишки за ваши промахи. И второй — фактический функциональный (в банке, которому вас продали), который раздает задачи и контролирует работу.
Дальше - больше. Любые поощрения вы будете получать только от одного, начальника, который платит вам зарплату. А вот нагоняй получать вы будете от двух одновременно. Вот такой вот штраф за выбранную вами роль.
Среди прочих особенностей — «one way street». Фактический начальник в банке может сделать вам неслабый дебафф в виде лишения ежегодной или ежеквартальной премии, обязательных условий прохождения курсов и прочих прелестей жизни. Естественно, сам он это сделать не сможет, потому что де-юре вы все же сотрудник не его компании. Зато де факто он запросто сможет написать кляузу вашему начальству и “произнести талак, талак, талак” попросить снять вас с проекта, а может даже уволить. Конечно, за этим не обязательно следует фактическое увольнение компании-интегратора. Вероятнее всего, вас переведут на другой проект. Но репутационные риски очевидны.
Вечен ли контракт?
Обычной практикой при заключении договоров на аутстафф между вашей компанией и банком является краткосрочный договор, например, на год, с дальнейшей пролонгацией.
Главное, что стоит знать, — у вас всегда есть возможность сменить проект и уйти с осточертевшего болота куда-то ещё, в рамках вашей же компании. При этом стоит трезво оценивать свои компетенции и осознавать вашу ценности в глазах ваших начальников, и, что не менее важно, — в своих собственных. В противном случае может получится несколько занимательных конфликтов.
Вот несколько реальных примеров:
Вы работаете не слишком хорошо, начальник со стороны банка спокойно готов вас отпустить, но вот начальник со стороны работодателя не может найти вам новый проект, ровно как и платить вам за простой.
Вас готовы перевести на новый проект при условии, что начальник банка вас отпустит. А он не отпускает, потому что вы незаменимы в его команде.
Банк сокращает внештатных сотрудников или вообще распускает сотрудников аутстаффа. Вашему работодателю не остаётся ничего другого, кроме как в сжатые сроки найти вам любой другой новый проект, по сравнению с которым старый покажется вам райским уголком. Ведь ни один работодатель не будет в восторге от необходимости платить зарплату человеку, за которого его фирма не получает никакой прибыли
Все ли так плохо?
Допускаю, что после такой информации у читателя, никогда не работавшего на аутстаффе, наверняка пропадет желание туда попасть. Но однако, несмотря на все страшилки выше, я большую часть времени проработал именно в этом формате, и могу с уверенностью сказать, что это дело привычки и ключевых особенностей проекта, к которому ты относишься.
Знаю, что некоторые аспекты может вызывать ассоциации близкие к крепостному праву, но аутстафф — всего лишь одна из форм трудовых отношений. И как во всех других случаях, во главе угла — человеческие отношения и общение.
В случае откровенных махинаций и профанаций со стороны начальника банка, никто не запретит вам отстоять свою позицию и обратиться за помощью к своему руководству. Вам также никто не запретит попросить сменить проект, либо улучшить свои условия труда, в случае чего.
Что также важно, только в компаниях-интеграторах есть возможность расти не только по вертикали и горизонтали, а еще и по диагонали.
Ну и конечно же, работа в аутстаффе помогает круто прокачать множество софт-скиллов, важных для дальнейшего профессионального развития. Это и коммуникабельность во множестве ее проявлений, и ответственность, и конечно же самостоятельность. Ведь очень важно уметь грамотно взаимодействовать с представителями обеих сторон процесса, а также в короткие сроки занять позицию эффективного члена команды, где изначально ты можешь восприниматься как “чужой среди своих”.
Особенности работы в аутсорсе.
Как мы уже выяснили выше — аутстафф одна из форм рабочих отношений , где сотрудника компании продают с потрохами отдают в аренду третьей стороне на определенный срок.
Переходим к аутсорсу. Представьте, что у вас есть бригада, которой нужно построить дом. Но вот незадача: ваш мастер по укладке крыши неожиданно уволился, или вообще вы впервые получаете такой комплексный заказ, и требуемого специалиста в вашем арсенале не водится. Что будете делать?! Правильно, отдадите эти работы на аутсорс нужному мастеру, может заплатив выше средней цены по рынку, но в получите в итоге большой заказ.
Да, вы переплатите мастеру по крышам, но сами при этом построите дом в срок. В итоге все останутся довольны: вы— полученной прибылью, мастер по крышам — круглой суммой, а заказчик — в срок сданной качественной работой.
Примерно тоже самое происходит и мире IT, среди крупного финансового сектора и не только. Бывает, что под аутсорсинг требуется отдать не только крышу, но и вообще целый дом. Со стройкой такого дома на помощь спешат те же самые компании-интеграторы, которые не только умеют и могут сдавать в аренду своих сотрудников, но и подписываются на такие вот комплексные работы под их же управлением.
Как уже сказано выше, заказчик чаще всего будет заказывать не только крышу. Он сразу закажет себе целый дом. В нашем случае это может быть разработка крупной микросервисной архитектуры или сложного приложения.
У читателя может возникнуть закономерный вопрос, зачем тратить большие деньги на аутсорс, если можно собрать команду и сделать самому. Основных причины всегда две:
У заказчика есть деньги, но нет нужных ресурсов (людей) для подобного внедрения.
У заказчика есть деньги, но нет времени и возможности, чтобы этих людей нанимать в штат и обучать.
К тому же, после реализации подобного дома, придется отпускать на волю всех плотников и кровельщиков,
Вот тут-то снова и приходит на помощь компания-интегратор, которая готова предоставить целые команды специалистов самого широкого профиля для решения подобных задач, да еще и с надежным менеджментом со своей стороны. Если вы вдруг попали как раз на такой проект, советую помнить о нескольких важных вещах.
Сжатые сроки.
В отличие от аутсаффа, где вы можете работать годами, у аутсорса ограниченный бюджет и ресурсы. И соответственно, время.
В аутстаффе нет такого понятия как финальный срок в его привычном виде. У вас могут быть релизы и спринты, но в итоге после одного такого релиза будет ещё, а потом еще и еще.Заглядывать слишком далеко не нужно. Для этого есть начальник банка или его сотрудники, которые ставят вам задачи и отчитываются перед своим высшим руководством о результатах.
В аутсорсе так не получится. Тут вы, ваш лид и руководитель проекта заправляете всем сами и получаете все шишки в случае чего.
Вы — команда, а не отдельно собранные специалисты. Должна быть хорошо налажена координация и взаимодействие как внутри команды, так и с командой заказчика. Также должно быть проведено глобальное планирование и анализ всех рисков, на срок, вплоть до последнего дня разработки. Потому что при ошибочном анализе рисков и трудозатрат именно компания-интегратор понесет убытки, а вся ваша команда получит большой такой нагоняй.
Никакого онбординга на стороне заказчика.
В проекте на аутсорсе никто не будет проводить вам онбординг со стороны заказчика. По крайней мере, на большинстве проектов. В отличие от аутсаффа, где банку выгоднее держать вас 2-3 года и, соответственно, вложить время и деньги в ваше обучение, на аутсорсе такое практически недопустимо. Представьте, что к вам придет бригада мастеров отделывать вам квартиру и вас попросят провести им инструктаж по проклейке обоев и укладке плитки. Именно так эта абсурдная ситуация может выглядеть в глазах заказчика.
Всегда на чемоданах.
В аутсорсе вы всегда сидите на чемоданах и в любой момент можете сорваться на другой проект. Ведь в отличие от аутстаффинга, где вам платят по часам за отработанное время и формально вы являетесь частью банка, в аутсорсе платят за результат.
Вернусь к строительным примерам: можно сравнить это с работой бригады мастеров, которую вы пускаете в свою квартиру с черновой отделкой и ждете, что через 2 месяца она превратится в люкс-апартаменты. В это время вы периодически, может, раз в неделю, заглядываете туда и смотрите
, что получается в процессе.
В чем преимущества работы в аутстаффе или аутсорсе по сравнению с прямым трудоустройством в банке.
В случае аутстаффа вы будете находиться между двух огней. Если работаете в аутсорсе — придется жестко контролировать сроки и свои трудозатраты, даже если вы не лид тестирования.
Эти схемы работы приводят к частой смене проектов. Для кого-то это является минусом. Переход на новый проект это почти как переход на новое место работы: новый коллектив, новые обязанности, новый функционал к которому нужно привыкать с нуля. Для большинства тестировщиков, привыкших работать с ограниченным функционалом и инструментарием, все это выливается на первых порах в стресс и необходимость тратить свое время на изучение новых предметных области. На позапрошлом проекте человек работал только с UI, на прошлом с микросервисами, а на текущем ему придется ещё и учиться считать бухгалтерские проводки.
Такие ситуации исключены, если вы работаете не в компании интеграторе, а в ин-хаусе — организации, где смена проекта и профиля чаще всего означает только одно — увольнение.
Но вместе с тем, такие «перепрыгивания» с проекта на проект дают очень ценный опыт. Он заключается не только в том, что вы накапливаете знания и навыки в разных областях, интенсивно осваивая новое, но и в растущей способности быть гибким, адаптивным. У вас появляется возможность поработать и понять, как устроены разные организации, отрасли, вы сможете увидеть их отличия и сходство, научитесь успешно работать с каждой из них.
Результат: ускоренное повышение квалификации, расширение скиллов и кругозора, больше возможностей для роста. В конце концов, протестировав на собственном опыте разные структуры, команды и предметные области, в какой-то момент вы захотите уже осознанно остановиться на одной и них, опираясь на личную глубокую осведомленность.