Введение
За последнее время произошло несколько мощных перемен в мире пересылки международной почты, многие из которых неслабо потрясли мир электронной коммерции.
«Требование электронного декларирования», «отмена Евросоюзом беспошлинного лимита» и куча других страшных заголовков в газетах и новостных сайтах, конечно, не врезались в память настолько же, насколько запомнились сообщения о задержках и отменах рейсов в связи с пандемией, о традиционных «рождественских» завалах на складах и сортировках всего мира, об ураганах и наводнениях и других событиях, о бешеной инфляции и росте цен, повлиявших на доставку во всём мире.
В этой статье будет рассказано о нескольких технических моментах, связанных с пересылкой международной почты, о том, для чего это вводили, и к чему это привело. Расскажем, как это отразилось на жизни «простого отправителя», «простого получателя» и «даже простого коммерсанта». Небольшой экскурс за кулисы международной почты и электронной коммерции.
Содержание:
Часть I — Что такое EAD и ITMATT, некоторые технические подробности, предпосылки, этапы внедрения и последствия его внедрения (вы читаете её сейчас)
Часть II — Налогооблажение посылок в ЕС, что такое IOSS, как он должен работать и как он работает на практике.
Для детального сквозного отслеживания международных почтовых отправлений, упрощения жизни таможни на стороне получателя, пресечения экспорта контрабанды и прочей нелегальной коммерции, а также для реализации механизма электронных уведомлений (когда можно увидеть все свои входящие посылки, в том числе ещё не прошедшие таможню, или уже прошедшие, но ожидающие доплаты, или даже просто готовые к получению на почте), для получения детальных статистических данных по объёмам почтового обмена и заказов из-за рубежа, всё большее количество почтовых администраций разных стран переходит к обязательному использованию EAD.
Что такое EAD?
EAD расшифровывается как Electronic Advance Data («данные предварительного электронного уведомления») и представляет собой информационное сообщение, передаваемое почтовым органом страны ОТПРАВЛЕНИЯ в страну НАЗНАЧЕНИЯ ещё ДО фактического экспорта посылки.
Спецификацию формата разрабатывает Всемирный Почтовый Союз (UPU). Формат передачи самих сообщений текстовый, также есть реализация на основе XML. В конце этой части приведены ссылки на описание протокола для более глубокого изучения.
Именно на основе этих данных, к примеру, «Почта России» выводит данные отправителя и получателя пакета из Китая уже тогда, когда этот пакет был оформлен в центре консолидации AliExpress и ещё никуда не вылетел (не просто не прилетел ещё в РФ, но и не покинул страну отправления!):
Событие «получение данных со стороны отправителя об ожидаемом пакете» некоторые страны выдают в отслеживании, к примеру, почта США (USPS) выдавала событие «Origin Post is Preparing Shipment»:
Latvijas Pasts (Почта Латвии) выдаст «Nodoti elektroniski dati par sūtījumu nosūtīšanu uz ārvalstīm» («Электронные сведения об отправке за рубеж переданы»):
Фишечку быстро оценили почтовые администрации и таможенные органы многих стран мира, и пошло-поехало. Стандарт стал обрастать новыми полями и спецификациями, а отдельные страны стали не просто приветствовать цифровой обмен, а требовать его от всех прочих стран, с какими осуществляется почтовое сообщение, во избежание отказа в приёме корреспонденции из этих стран.
Больше всего отличились США — с 01.01.2022 США не принимают никакую корреспонденцию без подачи данных EAD, оставив исключение только для открыток («почтовая карточка») и простых писем (без трека). А это значит, что страны, принимающие почту в США, должны спешно наладить электронный обмен и передавать данные в США по каждому отправлению.
Вот тут Почта Японии рассказывает с некоторой грустью, с чего возникли такие сложности и как теперь изменится жизнь отправителя. Обратите внимание на важную фразу — Also, items sent to the U.S. with handwritten labels cannot be accepted as a general rule.
Рукописные адреса им надоели, видите ли.
И хотя США сейчас страна номер 1 в мире в плане почтовых требований, другие тоже не отстают. Кроме США, обязательного электронного декларирования сейчас требуют Евросоюз, Россия и Китай.
Тут возникает интересный момент — на каком этапе, КОМУ и в каком объёме вносить эти данные.
С ходом эволюции стандарта те, кто жаждет получить от другой страны сведения EAD, передвигали момент необходимости внесения данных в сторону «всё раньше и раньше» по отношению к экспорту, и дошли в этом стремлении до предела.
Ещё какое-то время назад данные EAD передавались почтамтом страны отправления в момент «заделки мешка» — когда формировались ёмкости для погрузки на борт и готовились к вылету.
«Нулевой версией» можно считать «электронную опись мешка» — условно говоря, список посылок, едущих в одном мешке. Многие поля сообщения пропускались как необязательные. Критична была страна назначения, общий вес, тип отправления — достаточно! Что-то типа «Мешок в США, мелкие пакеты, 25 штук, общий вес 20 кг». В следующей версии сделали обязательным также трек-номер, вес и индекс пункта назначения каждого пакета —
Такой набор сведений уже позволяет кое-как решать задачу предсортировки — когда на основании сведений КУДА направляются посылаемые пакеты, в стране назначения уже готовят транспорт / настраивают сорт.линии согласно ожидаемым объёмам.
Раньше эти данные передавались ММПО страны отправления незадолго перед фактическим вылетом, по мере заделки мешков. Заделав мешок, к сообщению добавлялись данные на какой борт оно погружено, если авиакомпания подтверждала готовность перевезти данный объём, и на этом было «всё». Дальнейшее дело было за страной назначения. Но теперь благодаря двухстороннему обмену сообщениями EAD было реализовано «сквозное отслеживание». Сейчас можно следить за судьбой пакета от отправки до вручения И на сайте страны отправления, И на сайте страны получения. При двухстороннем обмене И там, И там будут видны события обеих стран. А раньше этого не было, и с момента отправки ДО экспорта нужно было следить за пакетом на сайте страны отправления, а ПОСЛЕ экспорта — ожидать его появления на сайте страны назначения.
Поскольку введение всё более полного обмена данными потребовало перенести момент передачи сведений как можно раньше, т.е. ближе к моменту приёма отправления, а не его экспорта, то это вызывало некоторые проблемы. Да и сотрудникам ММПО страны отправления на экспорте, если честно, совсем некогда сидеть и вносить в ведомость мешка всё растущую и растущую кучу сведений С КАЖДОГО ПАКЕТА, начиная от телефона получателя и заканчивая точным количеством конфет в коробке, которая лежит в посылке, и страны их производства.
А если не им — то кому?
Ответ не заставил себя долго ждать. Нам самим! Как известно, подать отправление для пересылки можно разными способами, отличающихся между собой не так сильно, как кажется на первый взгляд. Нет особой разницы, принесли ли Вы пакет на почту, или вызывали курьера к себе, чтобы у Вас его забрали. И там, и там оператору придётся дать Вам для заполнения нужный бланк или накладную, затем внести сведения в систему, произвести расчёт и принять у Вас оплату. Представьте себе, сколько времени это занимает даже до всех этих нововведений. Да пусть даже и тупо по стране. Внутренняя почта. Например, когда перед Вами в очереди к окошку почты вдруг возникает «фирмач» и достаёт из сумки огромную кипу писем с уведомлением в какие-нибудь фонды.
Тут можно сразу разворачиваться и уходить. Значит, сегодня не судьба. Поверьте, объём данных, которые вносит в базу оператор при приёме того самого заказного письма с уведомлением — это ещё «мало» на фоне того, что удумали сейчас для международной почты.Там — сразу хоть в петлю.
Как же упростить жизнь оператору и клиенту?
Можно, наверное, приносить марки с собой. Можно настроить кассу так, чтобы пробивать все письма одним чеком, а не горсткой отдельных. Можно взять с собой чистых бланков накладных и заполнить их дома. Стоп. Это всё не решит самый главный вопрос. Это никак не поможет оператору тыкать в кнопки ненавистной ему английской раскладки клавиатуры, забивая туда требуемые данные.
Можно разделить приём и выдачу, выдавать посылки в пунктах выдачи и постаматах, где только выдают, а не принимают, или запретить принимать более 5-ти писем на обычных отделениях и гнать всех «фирмачей» в центр коллективного обслуживания юр.лиц, требовать от крупных отправителей заключить договор с почтой, оплачивать счета по безналу согласно сданным объёмам, или даже установить у себя в организации собственную франкировальную машину,
которая автоматизирует приём, считая и «маркируя» письма уникальным отпечатком (заменяет почтовую марку).
Так появились «пункты коллективного обслуживания» / «почтово-корреспондентские отделы» (ПКО) для крупных отправителей. Это, конечно, разгрузило отделения, но главное их новшество по сравнению со сдачей кипы писем, по одному протягиваемых в окошко, заключается в новой возможности — «подача списком». У «Почты России» это называется «партионный приём» (в противовес «единичному» приёму, который пробивали операторы в окошке). Для отправителя был разработан программный пакет «АРМ ПАРТИОННАЯ ПОЧТА» на основе того же АРМ WinPost, который стоял у операторов в окошках.
По сути это такая реализация Bulk Mailing, когда самого отправителя сажают за комп, дают программу и заставляют формировать «электронную ведомость» (список) на то количество отправлений, которые он собирается подать. При подаче списком оператору уже не придётся вносить всё вручную.
Схожую модель распространили на международную почту. Только теперь даже при подаче одного отправления нужно вносить полные данные. И вариант «по умолчанию» — это внесение данных самим отправителем. Даже при подаче одного пакета формируется по сути «список», и передаётся в электронном виде оператору. Да, Вы всё правильно поняли, так работает «предзаполненный пакет»! Реализация самостоятельного внесения данных отправителем на сайте почты позволяет разгрузить операторов, которым больше не придётся вносить данные вручную. Также это позволяет избавить оператора от приёма оплаты, теперь стало возможным сделать онлайн тарификацию в зависимости от услуги и веса и тут же принимать оплату онлайн, ещё в момент создания накладной. Также это решает задачу выдачи действительного трек-номера отправления сразу же после заполнения. Более того, именно эти внесённые самим отправителем данные не просто печатаются в красивый ярлык на посылку и остаются в аналитических отчётах, но передаются в качестве данных EAD в почтовую администрацию страны назначения!
Разумеется, когда отправитель заполняет форму на сайте, то он не может передать в этот момент в страну назначения данные о мешке, рейсе, авиакомпании и пр., которые передаются незадолго до экспорта. Необходимость передавать эти сведения никуда не исчезла, просто сам обмен сейчас начинается раньше, ещё до того, как пакет поступил на почту…
Но этого показалось мало. Теперь стране назначения передаётся куда больше, чем прежде. Не просто «атрибуты», некое мета-описание посылки, а полный набор сведений как об отправителе и получателе, так и полноценная электронная опись её содержимого. Целый блок сведений под названием ITMATT (ITeM ATTributes message, сведения об атрибутах вложения) был призван порадовать таможню, упростив и досмотр, и налогообложение, и снабдив страну щедрой аналитикой «что, почём, откуда».
Взгляните на поля таможенной декларации для мелкого пакета по форме CN22:
Эта маленькая бумажка (в исполнении Почты России представляла собой небольшую зелёную наклейку) должна быть хорошо знакома всем отправителям международной почты.
И до 2021 года оператору почты при приёме пакета с такой наклеечкой не нужно было перепечатывать её содержимое в компьютер! Напомню, достаточно было ввести ПОЛУЧАТЕЛЯ, СТРАНУ НАЗНАЧЕНИЯ, ТИП ОТПРАВКИ («мелкий пакет»), ВЕС. Для EMS дополнительно ставился атрибут «документы» или «товар». ВСЁ!!! А теперь, при отправке пакета в страну, которая требует заполнения ITMATT, требуется передавать ВСЕ эти данные в электронном виде:
Пункты «Таможенный код ТНВЭД» и «Налоговый код / VAT ID» подробно разберём во второй части статьи.
Тут важно то, что при оформлении своего отправления онлайн все эти данные действительно вносит отправитель, используя поля форм на сайте. Чтобы продолжать принимать отправления в страны, которые требуют такого предварительного электронного оформления, почты разных стран стали спешно внедрять функцию самостоятельного оформления на сайте самим отправителем.
Вот так выглядит заполнение этой же формы отправителем в электронном виде на сайте Почты России:
Вот так — на сайте Почты Нидерландов (PostNL):
Заполнив все поля правильно, отправитель получает красивый «лейбл» стандартизованного вида, который достаточно налепить на посылку:
Как видим на картинке, лейбл состоит из нескольких частей:
Слева — декларация, справа вверху — данные отправителя и получателя, справа внизу — штрих-код:
А что делать, если отправитель, к примеру, пожилая бабушка, не владеющая никаким сайтом? Если она пришла на почту с готовой посылкой, на которой написан адрес максимально разборчивым почерком, аккуратно наклеена та самая декларация в виде наклеечки?
То оператору придётся прямо там вводить ВСЁ, что есть в декларации, в нужные поля программы. На месте. При необходимости печатать и клеить на посылку лейбл «нового образца». Разумеется, это отнимает массу времени. Разумеется, это создаёт очередь. Разумеется, операторы совсем не рады таким перспективам. Поэтому эта услугу вскоре собираются сделать ПЛАТНОЙ — как сейчас берут плату за наклеивание марок, к примеру. Будет ли цена «справедливой» или «заградительной» — решает каждая почтовая администрация самостоятельно. От некоторой скидки за онлайн-заполнение до «штрафа» в виде двойной цены пересылки за увеличение нагрузки операторов.
Продолжение следует…
Ссылки для желающих изучить вопрос глубже:
Всемирный Почтовый Союз публикует документацию и описание работы, от «введения в международную почту и терминологию» до подробного описания полей и сообщений протокола:
www.upu.int/UPU/media/upu/files/postalSolutions/programmesAndServices/standards/AnIntroductiontopostalEDIexchanges.pdf
и
www.upu.int/UPU/media/upu/files/postalSolutions/programmesAndServices/postalSupplyChain/Transport/publications/guidePredesResdesTransportEn.pdf
За последнее время произошло несколько мощных перемен в мире пересылки международной почты, многие из которых неслабо потрясли мир электронной коммерции.
«Требование электронного декларирования», «отмена Евросоюзом беспошлинного лимита» и куча других страшных заголовков в газетах и новостных сайтах, конечно, не врезались в память настолько же, насколько запомнились сообщения о задержках и отменах рейсов в связи с пандемией, о традиционных «рождественских» завалах на складах и сортировках всего мира, об ураганах и наводнениях и других событиях, о бешеной инфляции и росте цен, повлиявших на доставку во всём мире.
В этой статье будет рассказано о нескольких технических моментах, связанных с пересылкой международной почты, о том, для чего это вводили, и к чему это привело. Расскажем, как это отразилось на жизни «простого отправителя», «простого получателя» и «даже простого коммерсанта». Небольшой экскурс за кулисы международной почты и электронной коммерции.
Содержание:
Часть I — Что такое EAD и ITMATT, некоторые технические подробности, предпосылки, этапы внедрения и последствия его внедрения (вы читаете её сейчас)
Часть II — Налогооблажение посылок в ЕС, что такое IOSS, как он должен работать и как он работает на практике.
Для детального сквозного отслеживания международных почтовых отправлений, упрощения жизни таможни на стороне получателя, пресечения экспорта контрабанды и прочей нелегальной коммерции, а также для реализации механизма электронных уведомлений (когда можно увидеть все свои входящие посылки, в том числе ещё не прошедшие таможню, или уже прошедшие, но ожидающие доплаты, или даже просто готовые к получению на почте), для получения детальных статистических данных по объёмам почтового обмена и заказов из-за рубежа, всё большее количество почтовых администраций разных стран переходит к обязательному использованию EAD.
Что такое EAD?
EAD расшифровывается как Electronic Advance Data («данные предварительного электронного уведомления») и представляет собой информационное сообщение, передаваемое почтовым органом страны ОТПРАВЛЕНИЯ в страну НАЗНАЧЕНИЯ ещё ДО фактического экспорта посылки.
Спецификацию формата разрабатывает Всемирный Почтовый Союз (UPU). Формат передачи самих сообщений текстовый, также есть реализация на основе XML. В конце этой части приведены ссылки на описание протокола для более глубокого изучения.
Именно на основе этих данных, к примеру, «Почта России» выводит данные отправителя и получателя пакета из Китая уже тогда, когда этот пакет был оформлен в центре консолидации AliExpress и ещё никуда не вылетел (не просто не прилетел ещё в РФ, но и не покинул страну отправления!):
Событие «получение данных со стороны отправителя об ожидаемом пакете» некоторые страны выдают в отслеживании, к примеру, почта США (USPS) выдавала событие «Origin Post is Preparing Shipment»:
Latvijas Pasts (Почта Латвии) выдаст «Nodoti elektroniski dati par sūtījumu nosūtīšanu uz ārvalstīm» («Электронные сведения об отправке за рубеж переданы»):
Фишечку быстро оценили почтовые администрации и таможенные органы многих стран мира, и пошло-поехало. Стандарт стал обрастать новыми полями и спецификациями, а отдельные страны стали не просто приветствовать цифровой обмен, а требовать его от всех прочих стран, с какими осуществляется почтовое сообщение, во избежание отказа в приёме корреспонденции из этих стран.
Больше всего отличились США — с 01.01.2022 США не принимают никакую корреспонденцию без подачи данных EAD, оставив исключение только для открыток («почтовая карточка») и простых писем (без трека). А это значит, что страны, принимающие почту в США, должны спешно наладить электронный обмен и передавать данные в США по каждому отправлению.
Вот тут Почта Японии рассказывает с некоторой грустью, с чего возникли такие сложности и как теперь изменится жизнь отправителя. Обратите внимание на важную фразу — Also, items sent to the U.S. with handwritten labels cannot be accepted as a general rule.
Рукописные адреса им надоели, видите ли.
И хотя США сейчас страна номер 1 в мире в плане почтовых требований, другие тоже не отстают. Кроме США, обязательного электронного декларирования сейчас требуют Евросоюз, Россия и Китай.
Интересный факт про требование EAD Россией и про Якутию:
Россия до недавнего времени требовала передачи EAD только от крупных отправителей из Китая, и это, разумеется, продавливалось на волне огромной популярности AliExpress. В качестве альтернативы оперативному вводу полноценного обмена EAD Россия предложила китайцам доставлять мешки с отправлениями без EAD в новое специально созданное ради этого ММПО (место международного почтового обмена) в г.Мирный (Якутия). Разумеется, китайцы вместо этого решили передавать данные EAD и налегать на консолидацию мелких заказов, чтобы и снизить общее число отправлений, и упростить жизнь получателю, и снизить количество «абуза» продавцов, когда покупатель открывает претензию «я не получил» на все пакеты, отправленные самой дешёвой доставкой без трека. Поскольку узнать судьбу пакета без трека никакими средствами невозможно, то открывается простор для злоупотреблений.
Тут возникает интересный момент — на каком этапе, КОМУ и в каком объёме вносить эти данные.
С ходом эволюции стандарта те, кто жаждет получить от другой страны сведения EAD, передвигали момент необходимости внесения данных в сторону «всё раньше и раньше» по отношению к экспорту, и дошли в этом стремлении до предела.
Ещё какое-то время назад данные EAD передавались почтамтом страны отправления в момент «заделки мешка» — когда формировались ёмкости для погрузки на борт и готовились к вылету.
«Нулевой версией» можно считать «электронную опись мешка» — условно говоря, список посылок, едущих в одном мешке. Многие поля сообщения пропускались как необязательные. Критична была страна назначения, общий вес, тип отправления — достаточно! Что-то типа «Мешок в США, мелкие пакеты, 25 штук, общий вес 20 кг». В следующей версии сделали обязательным также трек-номер, вес и индекс пункта назначения каждого пакета —
Мешок номер ААААА из RUMOW в USORD
RA123456789RU, мелпак, 1 кг, 28709
RA987654321RU, бандероль, 0.8 кг, 60585
Общий вес: 1.8 кг
Общее кол-во элементов: 2
Дата заделки: 32 декваря 2121 г.
Такой набор сведений уже позволяет кое-как решать задачу предсортировки — когда на основании сведений КУДА направляются посылаемые пакеты, в стране назначения уже готовят транспорт / настраивают сорт.линии согласно ожидаемым объёмам.
Ремарка про предсортировку:
США — страна номер 1 в плане выкатывания всё новых и новых требований к другим почтам мира. Но и электронного декларирования им показалось мало. Давайте ещё больше работы перевесим на отправителя. «Разгрузим и таможню, и сортировку, и пусть ещё и подвезут поближе!» Например, от Почты Нидерландов (PostNL), которая для США вторая по объёмам поступающей корреспонденции после Почты Китая, они требуют довольно глубокой предсортировки ещё в Нидерландах — чтобы там делили почту по штатам и индексам и направляли её в соответствующие аэропорты США (всего в США действуют 5 ММПО — Нью-Йорк, Чикаго, Майами, Сан-Франциско и Лос-Анджелес. PostNL использует 4 из них, направляя почту в предпочтительные ММПО). За нарушения этого регламента США выставляет штрафы почтам мира, что вместе с очень некислым ценником на «интерконнект» (плата за доставку почты по стране, которую США выставляет стране-отправителю) делает доставку в США не очень выгодной и лёгкой для других стран.
Раньше эти данные передавались ММПО страны отправления незадолго перед фактическим вылетом, по мере заделки мешков. Заделав мешок, к сообщению добавлялись данные на какой борт оно погружено, если авиакомпания подтверждала готовность перевезти данный объём, и на этом было «всё». Дальнейшее дело было за страной назначения. Но теперь благодаря двухстороннему обмену сообщениями EAD было реализовано «сквозное отслеживание». Сейчас можно следить за судьбой пакета от отправки до вручения И на сайте страны отправления, И на сайте страны получения. При двухстороннем обмене И там, И там будут видны события обеих стран. А раньше этого не было, и с момента отправки ДО экспорта нужно было следить за пакетом на сайте страны отправления, а ПОСЛЕ экспорта — ожидать его появления на сайте страны назначения.
Поскольку введение всё более полного обмена данными потребовало перенести момент передачи сведений как можно раньше, т.е. ближе к моменту приёма отправления, а не его экспорта, то это вызывало некоторые проблемы. Да и сотрудникам ММПО страны отправления на экспорте, если честно, совсем некогда сидеть и вносить в ведомость мешка всё растущую и растущую кучу сведений С КАЖДОГО ПАКЕТА, начиная от телефона получателя и заканчивая точным количеством конфет в коробке, которая лежит в посылке, и страны их производства.
А если не им — то кому?
Ответ не заставил себя долго ждать. Нам самим! Как известно, подать отправление для пересылки можно разными способами, отличающихся между собой не так сильно, как кажется на первый взгляд. Нет особой разницы, принесли ли Вы пакет на почту, или вызывали курьера к себе, чтобы у Вас его забрали. И там, и там оператору придётся дать Вам для заполнения нужный бланк или накладную, затем внести сведения в систему, произвести расчёт и принять у Вас оплату. Представьте себе, сколько времени это занимает даже до всех этих нововведений. Да пусть даже и тупо по стране. Внутренняя почта. Например, когда перед Вами в очереди к окошку почты вдруг возникает «фирмач» и достаёт из сумки огромную кипу писем с уведомлением в какие-нибудь фонды.
Тут можно сразу разворачиваться и уходить. Значит, сегодня не судьба. Поверьте, объём данных, которые вносит в базу оператор при приёме того самого заказного письма с уведомлением — это ещё «мало» на фоне того, что удумали сейчас для международной почты.
Как же упростить жизнь оператору и клиенту?
Можно, наверное, приносить марки с собой. Можно настроить кассу так, чтобы пробивать все письма одним чеком, а не горсткой отдельных. Можно взять с собой чистых бланков накладных и заполнить их дома. Стоп. Это всё не решит самый главный вопрос. Это никак не поможет оператору тыкать в кнопки ненавистной ему английской раскладки клавиатуры, забивая туда требуемые данные.
Можно разделить приём и выдачу, выдавать посылки в пунктах выдачи и постаматах, где только выдают, а не принимают, или запретить принимать более 5-ти писем на обычных отделениях и гнать всех «фирмачей» в центр коллективного обслуживания юр.лиц, требовать от крупных отправителей заключить договор с почтой, оплачивать счета по безналу согласно сданным объёмам, или даже установить у себя в организации собственную франкировальную машину,
которая автоматизирует приём, считая и «маркируя» письма уникальным отпечатком (заменяет почтовую марку).
Так появились «пункты коллективного обслуживания» / «почтово-корреспондентские отделы» (ПКО) для крупных отправителей. Это, конечно, разгрузило отделения, но главное их новшество по сравнению со сдачей кипы писем, по одному протягиваемых в окошко, заключается в новой возможности — «подача списком». У «Почты России» это называется «партионный приём» (в противовес «единичному» приёму, который пробивали операторы в окошке). Для отправителя был разработан программный пакет «АРМ ПАРТИОННАЯ ПОЧТА» на основе того же АРМ WinPost, который стоял у операторов в окошках.
По сути это такая реализация Bulk Mailing, когда самого отправителя сажают за комп, дают программу и заставляют формировать «электронную ведомость» (список) на то количество отправлений, которые он собирается подать. При подаче списком оператору уже не придётся вносить всё вручную.
Схожую модель распространили на международную почту. Только теперь даже при подаче одного отправления нужно вносить полные данные. И вариант «по умолчанию» — это внесение данных самим отправителем. Даже при подаче одного пакета формируется по сути «список», и передаётся в электронном виде оператору. Да, Вы всё правильно поняли, так работает «предзаполненный пакет»! Реализация самостоятельного внесения данных отправителем на сайте почты позволяет разгрузить операторов, которым больше не придётся вносить данные вручную. Также это позволяет избавить оператора от приёма оплаты, теперь стало возможным сделать онлайн тарификацию в зависимости от услуги и веса и тут же принимать оплату онлайн, ещё в момент создания накладной. Также это решает задачу выдачи действительного трек-номера отправления сразу же после заполнения. Более того, именно эти внесённые самим отправителем данные не просто печатаются в красивый ярлык на посылку и остаются в аналитических отчётах, но передаются в качестве данных EAD в почтовую администрацию страны назначения!
Разумеется, когда отправитель заполняет форму на сайте, то он не может передать в этот момент в страну назначения данные о мешке, рейсе, авиакомпании и пр., которые передаются незадолго до экспорта. Необходимость передавать эти сведения никуда не исчезла, просто сам обмен сейчас начинается раньше, ещё до того, как пакет поступил на почту…
Но этого показалось мало. Теперь стране назначения передаётся куда больше, чем прежде. Не просто «атрибуты», некое мета-описание посылки, а полный набор сведений как об отправителе и получателе, так и полноценная электронная опись её содержимого. Целый блок сведений под названием ITMATT (ITeM ATTributes message, сведения об атрибутах вложения) был призван порадовать таможню, упростив и досмотр, и налогообложение, и снабдив страну щедрой аналитикой «что, почём, откуда».
Взгляните на поля таможенной декларации для мелкого пакета по форме CN22:
Эта маленькая бумажка (в исполнении Почты России представляла собой небольшую зелёную наклейку) должна быть хорошо знакома всем отправителям международной почты.
И до 2021 года оператору почты при приёме пакета с такой наклеечкой не нужно было перепечатывать её содержимое в компьютер! Напомню, достаточно было ввести ПОЛУЧАТЕЛЯ, СТРАНУ НАЗНАЧЕНИЯ, ТИП ОТПРАВКИ («мелкий пакет»), ВЕС. Для EMS дополнительно ставился атрибут «документы» или «товар». ВСЁ!!! А теперь, при отправке пакета в страну, которая требует заполнения ITMATT, требуется передавать ВСЕ эти данные в электронном виде:
- Имя отправителя
- ТИП отправления (подарок, возврат, образец, продажа товара, документы) и его описание
- Стоимость, количество, вес каждой позиции
- Общее количество вложений
- Общий вес
- Общая стоимость
- Таможенный код ТНВЭД
- Налоговый код / VAT ID
- Подпись отправителя, дата
Пункты «Таможенный код ТНВЭД» и «Налоговый код / VAT ID» подробно разберём во второй части статьи.
Тут важно то, что при оформлении своего отправления онлайн все эти данные действительно вносит отправитель, используя поля форм на сайте. Чтобы продолжать принимать отправления в страны, которые требуют такого предварительного электронного оформления, почты разных стран стали спешно внедрять функцию самостоятельного оформления на сайте самим отправителем.
Вот так выглядит заполнение этой же формы отправителем в электронном виде на сайте Почты России:
Вот так — на сайте Почты Нидерландов (PostNL):
Заполнив все поля правильно, отправитель получает красивый «лейбл» стандартизованного вида, который достаточно налепить на посылку:
Как видим на картинке, лейбл состоит из нескольких частей:
Слева — декларация, справа вверху — данные отправителя и получателя, справа внизу — штрих-код:
А что делать, если отправитель, к примеру, пожилая бабушка, не владеющая никаким сайтом? Если она пришла на почту с готовой посылкой, на которой написан адрес максимально разборчивым почерком, аккуратно наклеена та самая декларация в виде наклеечки?
То оператору придётся прямо там вводить ВСЁ, что есть в декларации, в нужные поля программы. На месте. При необходимости печатать и клеить на посылку лейбл «нового образца». Разумеется, это отнимает массу времени. Разумеется, это создаёт очередь. Разумеется, операторы совсем не рады таким перспективам. Поэтому эта услугу вскоре собираются сделать ПЛАТНОЙ — как сейчас берут плату за наклеивание марок, к примеру. Будет ли цена «справедливой» или «заградительной» — решает каждая почтовая администрация самостоятельно. От некоторой скидки за онлайн-заполнение до «штрафа» в виде двойной цены пересылки за увеличение нагрузки операторов.
Продолжение следует…
Ссылки для желающих изучить вопрос глубже:
Всемирный Почтовый Союз публикует документацию и описание работы, от «введения в международную почту и терминологию» до подробного описания полей и сообщений протокола:
www.upu.int/UPU/media/upu/files/postalSolutions/programmesAndServices/standards/AnIntroductiontopostalEDIexchanges.pdf
и
www.upu.int/UPU/media/upu/files/postalSolutions/programmesAndServices/postalSupplyChain/Transport/publications/guidePredesResdesTransportEn.pdf