Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Некоторые читатели Хабра, вероятно, не застали период взаимоотношений корпорации Microsoft с Linux, который можно охарактеризовать как «резкое неприятие». Но для многих из нас до сих пор несколько странно видеть новости и статьи об интеграции различных Open source-систем и ядра Linux в операционную систему Windows.
Сотрудничество Microsoft с Open source сообществом не может не радовать, тем более что сейчас корпорация является одним из крупнейших контрибьюторов в разные открытые проекты. Но, повторюсь, раньше было не так — совсем не так. Под катом — относительно короткая история взаимоотношений Microsoft и Linux, начиная с конца 90-х и заканчивая нашим временем.
Начало всего
Первый этап взаимоотношений Linux и Microsoft можно описать как полное безразличие компании. Собственно, все логично — для Microsoft новая ОС изначально не представляла никакого интереса. Опасаться системы, которая является уделом нескольких тысяч гиков, смысла нет. Использовать эту систему тоже бесполезно, — ведь на ранних этапах Linux не был сколько-нибудь серьезным инструментом.
Уже потом, когда стали появляться разные и весьма примечательные дистрибутивы, отношение компании несколько изменилось. Но до определенного момента в стане Microsoft царило полное безразличие. Бизнес шел отлично, волноваться абсолютно не о чем.
Легкое беспокойство
К концу 90-х Linux становится уже заметным игроком на рынке серверного ПО. Начинается бурное развитие открытого программного обеспечения, что стало ответом на проприетарное ПО корпораций.
У компании пока что нет единой стратегии взаимодействия с рынком открытого ПО и Linux в частности. Но изучать все это она уже начала.
Это стало известно благодаря так называемым «Хеллоинским документам» (Halloween documents) — пакету аналитических записок, созданных сотрудником Microsoft по имени Винод Валлоппиллил (Vinod Valloppillil). Документация была внутренней, она начала распространяться внутри корпорации <a href=«www.catb.org/~esr/halloween/'>в середине осени 1998 года.
Среди прочих утверждений интересны несколько тезисов:
- Linux вряд ли когда-нибудь станет угрозой для Microsoft в сфере настольного ПО. А вот на рынке серверного ПО Linux — серьезная угроза.
- Бороться с Linux можно путем разработки технологий, превосходящих то, что есть в Unix, а также поиска слабых мест в архитектуре Unix.
- Предложение бороться с открытыми стандартами „тихой сапой“, то есть понемногу заменять открытые стандарты на проприетарные, желательно, конечно, от Microsoft.
Противостояние
Конечно, до открытого конфликта дело не доходило, но Microsoft старалась противостоять экспансии Linux. В начале 2000-х открытое ПО стало развиваться весьма активно, и в компании поняли, что игнорировать новые тенденции не получится — это становилось просто опасно.
В 2001 году издание Chicago Sun-Times взяло интервью у СЕО Microsoft Стива Баллмера. Тот рассказал много интересного и, в частности, заявил, что свободное программное обеспечение — это рак рынка ПО. По его словам, проблема в том, что использовать такое ПО можно лишь в проектах, которые сами потом должны быть открытыми. Для корпораций по этой причине путь в Open source закрыт, поскольку используемый фрагмент открытого ПО затем обязывает компанию открывать проприетарное программное обеспечение, чего коммерческая компания сделать не может.
Корпорация запустила инициативу Get the Facts — отдельный сайт, который показывал преимущества Windows и других проприетарных проектов компании, рассказывая о недостатках Linux.
Кроме того, Microsoft старалась обнаружить любые признаки нарушения своих запатентованных технологий со стороны разработчиков свободного ПО. В 2007 году один из представителей Microsoft рассказал, что Linux нарушил сразу 235 патентов корпорации, так что компания готовится к судам со всеми, кто станет использовать „украденные“ технологии в своем бизнесе.
Осторожное изучение
Возможно, противостояние Microsoft с рынком свободного ПО возникло из-за непонимания топ-менеджерами компании сути Open source. В итоге команда Microsoft решила начать осторожное изучение новой для себя идеи и даже сделала предложение экс-архитектору ПО IBM Биллу Хилфу — помочь корпорации разобраться в преимуществах Linux. Дело в том, что в конце 90-х IBM сделала ставку на Linux и открытое ПО, надеясь получить преимущество перед конкурентами — тогда, кстати, Microsoft тоже была конкурентом этой компании.
Представители Microsoft заявили, что не разбираются и не понимают Open source, попросив Хилфа стать главным по открытому ПО в корпорации. Его главной задачей было обучение членов команды. Первое время он был очень занят ответами на вопросы: „А как вообще этот Open source работает? Как действуют лицензии на это ПО? Люди действительно работают бесплатно?“
После этого Хилф с сотрудниками уже пытались найти пути развития Microsoft в сотрудничестве с коммьюнити Open source и с использованием свободных продуктов. Все это привело компанию к использованию Node.js и Hadoop.
В 2007 году Microsoft закрыла свой сайт Get the Facts и вместо него запустила новый ресурс для Windows Server, который назывался Compare.
Полный вперед!
В начале 2000-х стала бурно развиваться SaaS-отрасль, и это стало началом „Золотого века“ Open source. Корпорация Microsoft к тому времени уже немного освоилась с открытым программным обеспечением и Linux, поэтому стала внедрять многие решения.
Примерно в то время стартовал проект BizSpark и некоторые другие, не такие масштабные. Внутри корпорации появилось целое подразделение по работе с Linux и Open source. С 2007 года корпорация стала участвовать в разработке таких продуктов, как Apache, PHP, Eclipse и других. Годом позже Microsoft открыла Linux Interoperability Lab.
Ну а с 2009 года компания стала активнейшим образом участвовать в разработке ядра Linux, являясь контрибьютором и в других открытых проектах, например, CodePlex, на котором хостились Open source проекты. В 2011 году корпорация заявила о начале разработки версии Hadoop, которая может работать под Windows. Также компания стала контрибьютором Hadoop, о чем уже говорилось выше.
В 2008 году произошло еще одно знаковое событие — уходя со своего поста, Билл Гейтс провел собрание с рядом сотрудников, имеющих отношение к свободному ПО, и обсудил с ними возможность активизации разработки Open source проектов и вообще полного изменения отношения компании к Linux. Конечно, все это делалось не из-за идеологии и внезапной любви к Linux, а потому что компания хотела получить возможность использовать открытое программное обеспечение. Оно стало чрезвычайно важным для развития облачной сферы, и Microsoft как компания, имеющая в этой отрасли интерес, не могла пройти мимо Open source.
Облачный рынок и влияние Linux
С самого начала развития отрасли было заметно, что доля открытого ПО выше проприетарного. Все потому, что свободное программное обеспечение можно было быстро адаптировать под собственные нужды, не ведя ни с кем переговоров. А если что-то шло не так, сменить решение можно было без проблем и бесплатно. В случае же проприетарного ПО компании обычно должны были купить его, а потом использовать, даже если возникали сложности — просто потому, что покупки такого рода обходились дорого.
Microsoft иногда упускает возможности для развития — так было с отказом от разработки планшетов, собственной поисковой системы и т.п. Но в случае с Linux корпорация среагировала быстро: несмотря на упорство некоторых топ-менеджеров, включая Стива Баллмера, Microsoft все же стала активно работать с Open source и Linux. Возражения попросту отметались.
Все это не было напрасным. Например, уже в 2019 году стало известно, что у клиентов Azure стали превалировать Linux-системы, а не Windows. C течением времени Microsoft стала играть в Linux-сообществе настолько важное значение, что представитель корпорации даже стал членом совета Linux Foundation. Впервые это произошло в 2016 году, с тех пор кто-то из компании постоянно присутствует в совете этой организации.
Ну а потом дело пошло еще быстрее:
- Microsoft представила открытый .NET Core 1.0.
- Активно сотрудничала с сообществом FreeBSD для внедрения в Azure.
- Открыла devkit Xamarin.
- Добавила поддержку Debian GNU/Linux для Azure.
- Проводит сертификацию для открытого ПО.
- Присоединилась к Open Invention Network.
- Предоставила неограниченную лицензию для работы со своим патентным портфелем другим членам консорциума.
Благодаря этому еще в 2016 году доход облачных сервисов компании вырос на 116% по сравнению с предыдущим периодом, и активное развитие продолжается до сих пор.
Впервые о тесной дружбе Microsoft с разработчиками Linux стало известно 4 года назад. Тогда компания вместе с Canonical заявила об интеграции ОС Ubuntu в Windows. Получилось нечто вроде эмулятора, но вполне работоспособного. Но это были лишь первые эксперименты, которые постепенно продолжались, пока не переросли в нечто большее.
Так, корпорация оптимизировала ядро Linux для серверных ARM, выпустила Microsoft Edge для Linux, выпустила Windows для Linux 2 и даже представила собственный дистрибутив Linux.
В общем, корпорация подружилась с Linux настолько, что в прошлом году Евангелист Open source Эрик Реймонд предсказал, что Windows перейдет на ядро Linux в недалеком будущем. Реймонд утверждает, что Windows станет слоем эмулятора на ядре Linux. Интерфейс же ОС от Microsoft станет просто графической средой для Linux, где можно будет запускать приложения под Windows через эмулятор.
Что ж, реалистичен ли этого прогноз, покажет только время. Но сомнения в том, что Microsoft и дальше будет дружить с Linux, нет уже никакого.