Сам по себе SWOT-анализ – это, в большинстве своем, набор субъективных ощущений команды. В лучшем случае мы получаем поверхностное описание текущей ситуации по тому или иному вопросу. В худшем – оформленные и разделенные на 4 категории мысли на бумажке.
Меня зовут Андрей Краснопеев. Я основатель агентства стратегических исследований «Фабрика Гипотез». Мы помогаем бизнесу тестировать гипотезы, находить новые точки роста и создавать востребованные продукты.
Вся концепция строится на создании оптимистичной стратегии действий, где мы учли угрозы, превратили слабые стороны в сильные и по-максимуму воспользовались возможностями. Какие мы молодцы!
Выше – 90% всех примеров использования.
Дальше – о правилах, которые добавят объективности.
Сторонний эксперт
Когда команда самостоятельно работает над SWOT-анализом, она рискует попасть в «ловушку идеализации» – идеализации команды, продукта, рынка, собственных возможностей.
Для того, чтобы снизить уровень искажения информации важно привлечь трекера – человека, который может незамыленным взглядом посмотреть на текущее положение проекта, т.е. провести внешнюю диагностику внутренних ресурсов.
Пост в моем ТГ-канале про инструменты анализа продукта.
Фокус-группа экспертов с релевантным опытом
Здесь нам нужно взять 3-4 эксперта с 5-10 летним опытом в сфере, которую мы хотим исследовать. Они смогут без прикрас рассказать нам текущее положение рынка.
Почему 3-4 эксперта? Такой подход позволяет снизить субъективность полученных результатов.
Кабинетный анализ
Все данные SWOT-анализа должны иметь под собой понятное обоснование, в идеале, в цифрах. Здесь мы можем посмотреть не только на опыт рынка в нашем регионе, но и на международные тенденции.
Сюда же относим анализ лучших практик, связанных с нашим продуктом, и работу с бенчмарками.
Парадигма «антиSWOT»
Приземляем пространные обсуждения о вечном на реальную работу с рисками.
Пример вопросов, которые нужно задать:
Что будет, если возможности не выполнят ожидания?
Что будет, если угрозы, наступят самым неподходящим образом?
Что будет, если конкуренты ослабят сильные стороны?
Что будет, если слабые стороны станут ещё более слабыми?
В итоге у нас должен получиться список шагов, которые не позволят реализовать стратегию. При таком подходе мы точнее сможем определить сильные и слабые стороны продукта.
Одна из причин провалов стартапов – это отсутствие ответа на вопрос «что мы будем делать, если придет условный Яндекс и зальет рынок деньгами?». У продукта должна быть фишка, которая явно выделит его или поможет ему существовать в условиях, когда придет игрок с «бесконечным» бюджетом.
Резюме
SWOT-анализ это академический инструмент, придуманный в стерильных условиях университета. На реальный бизнес его можно натянуть с существенным «но». Но в том или ином виде его аналоги или смысловые конструкции должны работать в любом другом фреймворке и на любом этапе развития.
Так SWOT-анализу быть или не быть?
Есть запрос на проведение продуктовых исследований? Будем рады обсудить сотрудничество на нашем сайте.
Подписывайтесь на мой ТГ-канал. Там я пишу о тестировании гипотез, продуктовом подходе, интересных кейсах, конференциях и своей жизни: