Мобильные операторы и их внутренняя кухня

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

image

Будущее наступило совсем не так, как представляли себе фантасты прошлого: у нас нет летающих скейтбордов, по улицам не ходят клоны и роботы, и мы до сих пор не покорили Луну, что уж там говорить про более далекие космические объекты. Однако в одном мы неожиданно преуспели – теперь у каждого, едва ли не с рождения, есть собственный компьютер с мощностями, которые казались невероятными ещё полвека назад. И этот компьютер лежит у нас в кармане.

Однако каким бы навороченным не был ваш смартфон, существенная часть его магии моментально пропадает стоит вам только очутиться за пределами покрытия мобильной сети. Что в наше время ощущается откровенно так себе, особенно если без связи и интернета приходится сидеть достаточно продолжительное время или уж тем более при возникновении какой-нибудь жуткой непредвиденной фигни.

image

Большая Четверка



Поэтому к выбору мобильного оператора стоит подойти со всей серьёзностью, а не просто взять первую попавшуюся симку в переходе. Благо, нам есть из чего повыбирать:

1. Открывает список «Большой Четверки» самый свежий её представитель – «Теле2». Изначально филиал шведской одноименной компании, который в 2003 году попробовал с двух ног влететь в этот бизнес в России и довольно быстро приземлился на пятую точку – им тупо не давали нормальных частот. После того, как «Теле2» поняли, чья это корова и кто её доит, а также поделились своими долями своего бизнеса в России, частоты им дали и бизнес пошел в гору, что позволило в итоге влиться в ряды «Большой Тройки» и стать частью «Большой Четверки». С прошлого года «Теле2» в России на все 100% принадлежит «Ростелекому», который, в свою очередь, принадлежит банку ВТБ, а следовательно и России как таковой. Можно сказать, что «Теле2» это такой государственный мобильный оператор, хотя они это, по понятным причинам, на плакаты не вешают. Весьма вероятно, что из-за смены владельца, в следующем году будут называться как-то иначе. По совместительству – мой бывший работодатель.

2. В противоположном углу ринга – «МТС», которым владеет по большей части инвестиционная компания АФК «Система». С недавнего времени активно лезет в разные новые дыры и осваивает спутниковый интернет, умный город, выступает провайдером интернета традиционного и т. д. и т. п. По последним имеющимся у меня данным – крупнейший оператор России по количеству абонентов (однако есть вопросы к тому, как это количество считалось).

3. Следующий крупный оператор – «Билайн», который в свое время сделал гениальных ход и «присвоил» себе «черно-полосатость», из-за чего любой столб и старый шлагбаум в соответствующих цветах стал восприниматься как их реклама, даже если его ещё при Царе красили. Без шуток, гениально. Сам по себе «Билайн» – дочерняя компания «ВымпелКома», примечательная тем, что владеет ещё и сетями в Европе, а также своей поддержкой поиска пропавших людей «Лиза Алерт».

4. Последний по списку, но не по значению – «Мегафон», который помимо мобильной связи занимается ещё и широкополосным доступом в интернет, кабельным телевидением и, зачем-то, местной телефонной связью. В отличительные особенности можно записать использование более качественных частот и более качественный 4G интернет (кое-где даже 4G+).

image

Конкуренция, в общем то, получается достаточно мощная, но на самом деле…

Особой конкуренции нет



В какой-то момент, в деле великого противостояния за клиентов и их кошельки, в нашей дилемме четырех заключенных наступило неизбежное равновесие Нэша и все со всеми договорились. По сути, если внимательно взглянуть на тарифы разных операторов, то можно увидеть, что не такие уж они и разные, и там где условия немного получше – там и ценник немного повыше. Паритет соблюдают все. В том числе и в вопросах подключения без спроса всяких левых услуг и в других нехороших вещах – это не случайности, это целенаправленная бизнес-стратегия и источник неплохой части дохода.

Именно по этой причине выбирать мобильного оператора из соображений стоимости – занятие бессмысленное. Это на первый взгляд не очевидно, но цена у «Большой Четверки» за последние три-четыре года, после того, как было объявлено перемирие, стала примерно одинаковой.

По схожим причинам, кстати, не стоит даже рассматривать других операторов за пределами этой четверки. Они либо слишком уж мелкие, либо же используют вышки большой четверки, и YOTA, например, это проект «Мегафона», а набирающий обороты «Тинькофф» использует вышки «Теле2».

В чем между операторами действительно есть разница, и разница немаленькая, так это в зонах покрытия.

Мобильный интернет: сегодня он есть, а завтра нет



Зона покрытия зависит от вышек связи: их наличия, высоты расположения, количества абонентов вокруг одной вышки и самого оборудования. Визуально это либо три антенны на столбе, либо же просто антенны на крыше какого-то достаточно высокого здания, плюс аппаратная. Кстати, к вопросу о «конкуренции» между операторами: на одной вышке вполне могут быть навешаны и антенны прямых конкурентов, причем за бесплатно, по схеме «ты мне поможешь тут, а я помогу тебе там».

image

Сама по себе вышка, если не вдаваться в технические нюансы – это просто модем на палке, с тремя направленными в разные стороны антеннами. Никакой особо мощной техники там не стоит и суммарно вся вышка потребляет примерно столько же электроэнергии, сколько два одновременно запущенных кондиционера (половина этой мощности уходит на один реально там стоящий кондиционер). Именно поэтому, в общем-то, опасаться «облучения» от оборудования связи не стоит – даже ваш роутер в этом плане поопаснее будет.

Кстати говоря, если кому интересно, могу рассказать кучу забавных историй про борьбу глубинного народа с вышками связи, в некоторых из которых присутствуют блокады и огнестрел – реквестируйте в комментариях.

Важный момент: антенны, помимо того, что направлены в три разные стороны, еще и немного наклонены, и по этой самой причине мобильный интернет в квартирах и офисах на высоком этаже ловится заметно хуже, если ловится вообще. Второй важный момент: в крупных городах этих антенн реально много, и если вы выглянули в окно и не увидели ни одной, значит, скорее всего, такая антенна стоит на вашей крыше.

Ставят их так плотно не от избытка денег, а потому, что у вышки есть радиус действия, который зависит от используемых частот и оборудования и который составляет плюс-минус 5 километров (чем выше расположена вышка – тем дальше её охват). Этот радиус – величина не постоянная и сужается при насыщении, то есть чем больше людей используют мобильный интернет, раздаваемый конкретной вышкой, тем в меньшем радиусе она его раздает. Несколько раз в год радиопланировщики катаются по городам и весям, замеряют интернет, и там, где он совсем уж сильно проседает, по итогу ставят новые вышки.

При этом вышки не работают на слове господнем и для работы им нужна электроэнергия, причем постоянно и стабильно. В случае исчезновения электропитания, а это происходит на 3-4% всех вышек ЕЖЕДНЕВНО, она еще какое-то время сможет проработать на аккумуляторах (от часа до трех, в зависимости от плотности населения поблизости), после чего связь в округе отвалится целиком. Или не целиком, если рядом есть другие вышки и нагрузка перераспределится на них, но тогда качество мобильного интернета просядет на большей площади. В 90% случаев вышка выходит обратно на связь в течение пару минут или даже пары секунд, в остальных случаях все зависит от причины потери питания, и тут вариантов бесконечное количество. По итогу возврат вышки в работу может случится через час, но может и через месяц, если карта ляжет неудачно.

Все вышесказанное приводит к тому, что мобильный интернет становится жутко непостоянным делом. В каком-нибудь городе понаставили вышек и сделали хороший мобильный интернет – спустя пару месяцев народ стал пользоваться мобильным интернетом активнее, так как скорость его зачастую превосходит подключение по wi-fi, далее нагрузка по итогу возрастает, радиус действия вышек сужается, качество интернета падает. Спустя какое-то время вышек понастроили ещё – качество снова увеличилось. Параллельно где-то постоянно случаются аварии, а сами вышки иногда «вандалят», либо чтобы вынести оттуда аккумуляторы или ещё его ценного (более ничего ценного там нет), либо как часть борьбы с «облучением проклятым 5G».

image

Такие разные регионы



Помимо технических особенностей есть и региональные отличия, и тут всё… сложно.

В первую очередь очевидное: в крупных городах связь лучше, чем в небольших поселениях, особенно если эти поселения удаленные и там живет три с половиной землекопа. По очевидным, в общем-то, причинам: no money – no honey, и мобильные операторы, по сути своей обычный бизнес, хотят таки зарабатывать деньги, а не спасать людей за спасибо. И если в центре крупного города одна вышка связи приносит выгоду в размере примерно 10 000 рублей в день (это до уплаты расходов на обслуживание и налогов), то в маленьких городах мы будем говорить скорее о 5 000 рублей, а в каких-нибудь деревнях и селах хорошо если выйдем в 0. При этом цена постройки одной вышки плюс-минус миллион рублей, по ценам на конец 2020 года, а в России любой проект со сроком окупаемости больше года издавна считается рискованным.

Дабы бороться с такой тотальной несправедливостью, наше правительство реализует программу устранения цифрового неравенства, суть которой проста: мобильные операторы стоят вышки там, где они не приносят никакой выгоды, а государство оплачивает этот банкет. В первую очередь занимается этим как раз таки «Теле2», потому как было сказано выше, он, считай что государственный и его особо никто не спрашивал.

Второй момент касается региональных отличий: в разных регионах у каждого оператора разное положение дел и выбрать ультимативного победителя тут не получится. Так, например, тот же «Теле2» в Челябинской области на голову превосходит всех своих конкурентов и имеет примерно столько же вышек связи, сколько все остальные вместе взятые, размещаясь в том числе в таких местах, где даже самим волкам мимо проходить боязно. А вот в соседней Башкирии «Теле2» нет совсем. Буквально.

image

А «Билайн», который в Челябинской области чувствует себя совсем плохо и год от года только теряет абонентов, в той же Башкирии чувствует себя более чем замечательно.

При этом у всех мобильных операторов сильно страдает по покрытию Дальний Восток, в основном потому, что строить там сложно и дорого, а при этом ещё и не особо рентабельно – чем дальше от Уральских гор, тем меньше городов, которые можно назвать крупными без неловкой улыбки.

image

Интересная особенность заключается в том, что с точки зрения бизнеса куда проще не расширять свои зоны покрытия, а повышать качество там, где ты уже доминируешь. Так как вышки, как уже упоминалось выше, стоят денег, и при этом строятся не мгновенно (само по себе строительство занимает неделю, так как это, опять же, это просто модем на палке, но вот согласование всяких бумажек может затянуться на полгода-год), то быстро сделать в новом регионе хорошо не получится, а денег надо вливать много и прямо сейчас. И как мы помним – инвестиции с окупаемостью больше года – рискованные инвестиции. А повышать же качество сети там, где у тебя уже все хорошо, и тем самым привлекать новых абонентов можно практически бесконечно.

Какой итог?



Как вы могли уже догадаться, простого ответа тут нет и сказать уверенно, какой оператор лучше, а какой хуже – нельзя, и любой ТОП по определению будет обманом. Ситуация сильно разнится не только от региона к региону, но и в зависимости от размера и удаленности населенного пункта от федеральных трасс, а также того, сколько абонентов используют мобильный интернет этого оператора прямо сейчас и на каком этаже вы живете (если планируете использовать мобильный интернет дома).

Лучшей рекомендацией будет сравнить зоны покрытия разных операторов в нужном регионе, благо каждый из них предоставляет эту информацию на своем официальном сайте, и плясать уже от этого. При этом важно понимать, что доступность обычных голосовых звонков, интернета 3G и интернета 4G – разная, и не зависит друг от друга. Параметр доступности обычной мобильной связи для общения голосом можете вообще смело игнорировать – там, где есть интернет, там позвонить точно получится, так как никто отдельные вышки для интернета никогда не строил, тупо довешивали оборудование на имеющиеся. А вот с 3G и 4G может быть по разному, и бывает так, что доступны оба, а бывает, что только что-то одно.

Также, если вы живете на высоком этаже, а поблизости нет ничего повыше и украшенного антеннами, то дома мобильный интернет вы получать стабильно не будете по определению, просто в силу технических особенностей. Ну и держите в уме, что 3G, в отличие от своего более продвинутого собрата, крайне плохо дружит с препятствиями и потому внутри помещений обычно ловит примерно никак. По этой же причине, кстати, особо обольщаться по поводу грядущего 5G не стоит – у него такая же проблема и он скорее нужен для всяких технологий умного города, чем для того, чтобы видосики с телефона смотреть.

В случае, если у вас в каком-то месте плохо ловит связь, хотя живете вы не в хижине в лесу на вершине самого высокого дерева, то скорее всего вокруг вас просто слишком много абонентов того же оператора. Дожидаться, пока радиопланировщики доедут до вашего района сами собой можно долго, куда проще оставить заявку на официальном сайте с сообщением о плохом качестве связи и интернета, а в идеале, попросить других жителей района сделать тоже самое. Обилие заявок – высокий приоритет на довес оборудования к существующим вышкам или постройку новой где-нибудь поблизости, так как за это отвечает отдельный человек и у него к этому делу привязаны годовые премии.

На этом, собственно, все. Оставайтесь на связи.

Источник: https://habr.com/ru/company/timeweb/blog/679280/

Интересные статьи

Интересные статьи

Мобильный терминал регистрации предназначен для организации контроля доступа и учета сотрудников и посетителей на объектах, где невозможно или нецелесообразно устанавлива...
Только примерно 20% больных реальной депрессией ищут медицинскую или психологическую помощь, причем большинство из них обращаются к участковым терапевтам и неврологам. Те...
Недавно на проекте интегрировал модуль CRM Битрикса c виртуальной АТС Ростелеком. Делал по стандартной инструкции, где пошагово показано, какие поля заполнять. Оказалось, следование ей не гаран...
От скорости сайта зависит многое: количество отказов, брошенных корзин. Согласно исследованию Google, большинство посетителей не ждёт загрузки больше 3 секунд и уходит к конкурентам. Бывает, что сайт ...
Если Вы используете в своих проектах инфоблоки 2.0 и таблицы InnoDB, то есть шанс в один прекрасный момент столкнуться с ошибкой MySQL «SQL Error (1118): Row size too large. The maximum row si...