Привет, Хабр!
Продолжаю сериал «Сколько можно и скрытые мобильные подписки операторов связи». Первая серия была тут, про Мегафон, теперь вторая, про «Билайн», еще более захватывающая.
Начну с того, что от мобильных подписок «Билайн» отказался в октябре 2020 года. Хотелось бы тут точку поставить, но нет. Оставайтесь с на линии. В тексте с отказом много формулировок, которые потом можно толковать иначе, из серии «на самом деле мы имели в виду».
Кстати, это уже не первая попытка оператора сыграть в честность, в 2014 году они уже шумно и дерзко отказывались от мобильных подписок. Хабр все помнит:
19 февраля 2014 года компания объявила о новой стратегии работы с клиентами и отдельно детально высказалась об отказе от подписок и прибыли, которую они приносят.
Компания покаянно отказалась от «от существенной части прибыли в пользу честных отношений с абонентом» и пообещала клиентам Fair Play (в переводе с английского «честная игра»).
Увы...
Почти сразу — в том же 2014 году — компания снизила требования к оформлению рекламных баннеров, активирующих платные подписки от контент-провайдеров по технологии wap-клик: стало необязательно прямо на рекламной кнопке писать слово «подписаться» и указывать стоимость подписки. Эти элементы разрешили убирать чуть в стороны, но все равно оставлять заметными.
Обязательные СМС-уведомления о подключении платных услуг и вовсе стали фирменным стилем подписочного бизнеса «Билайна», но совсем не так, как планировалось. У львиной доли возмущенных абонентов история со скрытой подпиской начиналась именно с неожиданного СМС-сообщения о ее подключении, которое зачастую приходило в ночное время. Утром изумленный абонент обнаруживал себя обладателем платной услуги, начинал гневаться, разбираться и слать негатив в адрес компании и ее новаторского подхода к бизнесу.
Такая вот Fair Play.
Игра в честность, 2020
В апреле 2020 года в «Билайне» снова сменился генеральный директор, им стал Александр Торбахов. И в своем первом интервью в новой должности он анонсировал отказ от «токсичного контента — навязанных услуг».
Вскоре компания уже официально уведомила абонентов о прекращении «доступа ко многим подпискам» с 29 октября 2020 года. При этом, в рамках концепции новой честности, довольно откровенно описала проблему в целом: «Навязчивые подписки на непонятные сервисы стали реальной проблемой», «Вместо заявленного контента там может быть все, что угодно: трейлеры вместо фильмов, программы, которые уже стали бесплатными, и многое другое».
Т.е. с ноября 2020 года история со скрытыми подписками в «Билайне» должна была прекратиться.
Но чуда не случилось.
Подписочное хозяйство Билайна: Зурхай и помойки Рунета
Я купил SIM-карту для тестов. Тут честно скажу, так просто «поймать» подписку во время серфинга в интернете мне не удалось. Может, недостаточно пытался, может, Москва и Питер не являются целевой аудиторией для навязывания подписок.
Но раз люди пишут отзывы о появившихся у них подписках, значит, эти подписки должны где-то быть. Поискал получше и нашел.
Все устроено невероятно своеобразно.
Часть первая, приличная
У «Билайна» есть официальный портал дополнительных услуг BeeOnline, на нем есть раздел, который так и называется — «Подписки». Там можно найти скромные 3 409 предложений на все мыслимые и немыслимые случаи жизни, разные по цене и сроку действия. Гороскопы, рецепты, курсы валют, анекдоты, афоризмы, загадочный «Зурхай», бойкое «Будь в шоколаде! (От Ксении Собчак)» и еще масса очевидного и невероятного. Кстати, цены ниже, чем у «Мегафона», часто предлагается бесплатный пробных период. Хотя последнее может выйти боком, если абонент о своей подписке забудет.
Файл со всеми подписками «Билайна» лежит на сайте, можно ознакомиться, не листать по 10 штучек.
Потратился. Часть подписок работает, часть — не работает. Описание подписок на сайте очень скромное. Например, подписка с названием «Ярославль» обозначает прогноз погоды в Ярославле.
Заинтересовало, что такое «Зурхай» и как он будет работать. Но техподдержка оказалась не в силах ответить на эти вопросы. Единственное, что сообщил оператор: рассылка будет приходить ежедневно.
Выяснил самостоятельно. И вот какую рассылку получил:
Правда, такого «зурхая» полно в интернете бесплатно; впрочем, как и всего остального, что предлагается в 3,5 тыс. подписок от компании.
Ну что ж, собственные подписки – несколько устаревшие и заброшенные, но все же их всегда можно найти на сайте и спросить о них техподдержку.
Но что же насчет «сервисов» от «информационных партнеров», которые и являются основным злом? Так вот, нашел и их.
Часть вторая, паническая
Список партнерских подписок таится в недрах ветвистого сайта Beeline.ru. «Билайн» выдает короткий номер всем партнерским рассылкам, а на сайте можно найти список этих номеров и сервис их проверки.
В базе нашел порядка 400 коротких номеров, к которым прикреплены более 700 сервисов от полусотни контент-провайдеров. Работающих сайтов — т.е. которые вообще открылись — оказалось 352.
Часть из них — вполне приличные компании и сайты, вроде «НТВ-Плюс» или «Мейл.ру». Они очевидно числятся в этом списке лишь формально: скорее всего, «Билайн» когда-то организовывал оплату их услуг через короткий номер.
Но для львиной части подписок организаторами числятся всего несколько компаний, имена которых нам уже знакомы: это «Информпартнер», «ИЗИКВАИР», «МКС», «Мобикон». Это те самые крупные контент-провайдеры, которые целенаправленно и систематически с помощью хитрых уловок вынуждают абонентов различных сотовых операторов (и не только «Билайна») против своей воли становиться подписчиками «контентных» псевдо-услуг. Трейлеры старых фильмов, бесплатные ролики с ютуба, одностраничные имитации новостных ресурсов, библиотек и файлообменников (но зачем?!) — все это в неописуемом исполнении предлагается за деньги, обычно по 30 рублей в день. Частично есть живые игры и даже один вполне себе порно-сайт без пометки о возрастных ограничениях. Но в основном это заскорузлые контентные обмылки, которые давно заброшены.
Информацию о подключении подписки есть на 211 сайтах. Множество доменов в продаже. Часть очевидно уже давно выкуплена новыми владельцами и под старыми именами развиваются новые сервисы. Похоже, в «Билайне» ни одна живая душа не заглядывала в раздел партнерских подписок в лучшем случае последние несколько лет.
Но есть и хорошие новости: на все это великолепие сейчас подписаться не удалось.
Сработали несколько подписок, которые вполне можно счесть «годными». Например, самоучитель английского, или сайт https://ka-ra-oke.com, который в соответствии с названием предлагает песни для самостоятельного пения все за те же 30 рублей в день.
И тут я почти поверил, что подписочную историю «Билайн» все-таки свернул. Но решил перепроверить еще одним путем.
Часть третья, загадочная
Недавно, буквально месяц назад, на сайте Пикабу пользователь опубликовал историю, как ему «Билайн» подключил подписку. Подписка «попалась» классическим способом: неудачный клик по баннеру. Я посмотрел, что за подписку словил абонент, нашел и подписался сам.
Результат удивил: мне предлагают смотреть «лучшие пикантные фильмы» на сайте free.temafon.ru, но это — собственная подписка «Билайна». Почему это важно? Потому что от собственной подписки никакой контент-счет не спасает.
Партнерские подписки живы и здоровы, просто почему-то в списке на сайте «Билайна» их нет.
Вот, например, сервис Apps Club, предложение от компании Bemobi International, упоминания которой нет в файле с партнерскими подписками «Билайна».
Он предлагает по подписке получить бесплатно страшно дорогие игры, вы только вдумайтесь, какой скидос:
Игру за 6 002 рубля вы можете получить бесплатно! ЧТО? «Легенда о Зельде», суперпопулярная игра от Nintendo, стоит 4 590 рублей, а мобильная игрушка с плесканием на горках — больше 6 000? На самом деле эту игрушку вы можете совершенно бесплатно скачать в магазине приложений Play Store:
От обратного: проверяю «Билайн» со стороны партнерских программ
Тут давайте так, если вы не знаете, что такое партнерки, то вы можете прочитать это в разделе «Лирическое отступление» в тексте расследования, опубликованном на сайте IFreedomLab, здесь не буду расписывать.
Зайдя на старый добрый SearchEngine.guru, я провел некоторое время за исследованием происходящего на рынке wap-клик подписок.
Ааа знаете, там все хорошо, работают как работали. Лендинги, которые «Мегафон» выводит на отдельные домены, лежат прямо на сайте «Билайна»:
Подписки «Билайна», кстати, единственные, где цена пишется прямо рядом с кнопкой, а не прячется серым по серому где-то на краю страницы. Видимо, это наследство политики «честности-2014».
Что же удалось узнать про «Билайн»?
Итак, «Билайн» продолжает работать со скрытыми мобильными подписками. Но правила игры изменились.
С начала июня 2020 года «Билайн» действительно ужесточил требования к подпискам и начал наводить порядок в инфраструктуре. Партнерские программы отреагировали на происходящее эмоционально:
3 июня 2020 года (официально «Билайн» объявил о курсе на отказ от «токсичного контента» в августе) многие партнерки обрадовали свою аудиторию новостью о том, что правила игры с «Билайном» усложняются:
3 июня: первые изменения
12 июня: всё усложняется:
22 июля: ещё усложняется:
Двуглавый как орел
Во всех этих отказах есть одно большое НО. «Билайн», кажется, — единственный оператор связи, который работает с подписками по двум каналам (если среди читателей найдется желающий объяснить нам хотя бы анонимно, почему так, будем рады). Они обозначены как «Билайн (прямой)» и «Билайн/Темафон». Остальные операторы обозначены просто как «МТС», «Мегафон» и «Теле2».
Вот как это выглядит:
Партнерки так и пишут о «Билайне», разделяя его на две сущности:
При этом технологически «Билайн» (прямой) и «Билайн» (Темафон) связаны, так как неполадки у так называемого прямого «Билайна» чаще всего приводят к оным и у «Билайна»-Темафон. Это видно по уведомлениям, которые партнерские программы публикуют в своих разделах на форуме или в телеграм-каналах.
«Партнерки» на своем уровне объединяют Temafon, Zed и «Билайн»:
Что за «Темафон» такой?
«Темафон» и «Тематика» — компании, которые вошли в международный холдинг Zed+. На hh можно найти ЗАО «Тематика», которое набирает программистов для разработки сервисов для «Билайна». Ссылка ведет на сайт http://temamedia.ru/, на котором нет информации ни о компании, ни о группе Zed+, ни о руководстве.
Компании имеют юридические адреса в соседних помещениях, управляются одной и той же КЬЮ.АЙ.СИ.ЭФ ЛИМИТЕД, филиал который зарегистрирован там же, где и «Тематика» с «Темафоном», а саму компанию мы легко находим на Кипре. Среди ее акционеров — Ваге Енгибарян, бизнесмен, которого связывают не только с Михаилом Фридманом («Вымпелком» принадлежит VEON ltd., которая на 47,9% принадлежит основанной Фридманом LetterOne), но и с уже упомянутым в прошлом расследовании Александром Колокольцевым. Он — сын главы МВД России Владимира Колокольцева, совладелец ныне ликвидированного контент-провайдера «Ай-Куб», чей преемник «Информпартнер» является основным и по сути единственным контент-провайдером «Мегафона».
В деле о провайдере Zed+, которое рассматривалось в Испании, также мелькают имена Михаила Фридмана и… Антона Кудряшова, бывшего генерального директора «Вымпелкома». Дело, кстати, буквально в феврале 2021 года возобновили.
Приведенные факты заставляют задуматься о возможности существования тесной связи между операторами и контент-провайдерами, в рамках которой абоненту достается лишь одна роль — дойной коровы, которой можно рассказывать про то, что она (корова) куда-то не туда нажала. И кстати, за «Темафоном» или же «Тематикой» никаких подписок в файле на сайте «Билайна» не значится.
Что касается провозглашенного с помпой отказа от токсичного контента... Можно поставить «Билайну» разве что «плюсик» за старания. Но этого явно недостаточно.
Итого: «Билайн» продолжает работать с мобильными подписками и почему-то для всех партнерских программ и черных вебмастеров существует в двух ипостасях, и обе работают с подписочным бизнесом в целом по одинаковым схемам. Но только если одна из них — «Билайн» (Прямой) — подвергается реформам и вводит ограничения, второй позволено все то же, что и раньше. Почему так — я не знаю, но буду благодарен за разъяснения и версии в комментариях.
Вопросов больше, чем ответов.
Объективно, «Билайн» начал отказываться от подписок, хотя на навязчивые пуш-уведомления и внезапные услуги пользователи продолжают жаловаться.
Но почему при этом практика все равно сохраняется и, как мы видим на приведенных примерах нашего исследования, разрабатываются все новые схемы? Почему помимо «Билайна» в подписках существует некий параллельный игрок «Темафон»/ «Тематика» / Zed+, которому играть в «честность» не обязательно?
Подписывайте петицию на сайте Change.org: https://www.change.org/netpodpiskam, у нас уже 27 000 подписей!
Полная версия тут: https://podpiski.ifreedomlab.net/beeline/
На очереди - Теле2 и МТС