Моя история: из продаж в разработчики EdTech

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Introduction

Привет, меня зовут Николай Павлов, и я разрабатываю электронные курсы в одной известной российской компании. Моя история - одна из многих в IT, когда ничего не знающий и неподготовленный новичок, имея перед собой цель, попал в потрясающий и нереально крутой мир, в котором сбываются все мечты. Уверен, она окажется интересной и полезной всем тем, кто вообще хочет попасть в IT, а особенно тем, кто желает работать в сфере Education Technologies (далее - EdTech).

Introduction

Все началось, наверное, 18 лет назад, когда в институте я неплохо освоил программу PowerPoint, и захотел поэкспериментировать с анимацией, добавить объемные элементы в презентации. Это помогло сделать более качественный и интерактивный контент. Тогда я понял, что работая с программами и подготавливая любой образовательный контент важно не только содержание, но и то, как презентуешь, дизайн, четкость изображений, анимация, какие-то новые фишки. Пытаясь улучшить изображения, я открывал их через программу Paint и делал простейший дизайн. В целом это был мой первый успех (хотя я и не понимал этого).

Bling printing

В институте я занимался наукой, курсовые и дипломную работу писал сам. Приходилось довольно часто набирать текст. Это привело меня к изучению слепого набора. Летом 2005, когда многие отдыхают и путешествуют я за 3 месяца изучил слепой набор на русском языке. Следующим летом 2006 изучил слепой набор на английском языке. До сих пор я уверен, что именно навыки Blind Printing в наибольшей степени помогли мне в жизни и в том числе помогают в текущей работе в сфере EdTech. Сейчас средняя скорость набора примерно 400 символов в минуту на русском и примерно 300 символов в минуту на английском. Год за годом она понемногу увеличивается. Это сильно укоряет любую работу, связанную с набором текста и не отвлекает внимание на клавиатуру.

Economy & Management

Так как я закончил институт по специальности "Экономика и управление в промышленности", то это научила меня основам управления времени, управления командой, лидерского влияния. Сформировало понимание, что проекты и инициативы должны приносить пользу или прибыль, иначе они бессмысленны. Также я изучил серию дисциплин в этих сферах, понимание которых существенно помогает анализировать материал электронных курсов и даже составлять сценарии для них.

English language

В школе, институте, а затем и в аспирантуре (которую я окончил как соискатель, но при этом не защитил диссертацию из-за реорганизации диссовета и невозможности защищаться в другом регионе) я постепенно изучал английский язык. Затем наступил перерыв, но после начала работы в сфере продаж я быстро понял, что это не мое, и возобновил изучение английского. В первую очередь мне очень сильно помогли и помогают сейчас программы Duolingo и CloseMaster. Сейчас мой английский на уровне Advansed, я могу свободно общаться, хотя в деловой переписке и при изучении технической документации регулярно использую Яндекс-переводчик (проверяю себя + изучаю различные смыслы, значения слов). Английский ежедневно нужен в сфере EdTech и является сильным преимуществом для разработчика: бывают курсы, которые необходимо разработать на английском языке, и если ты способен это делать без привлечения переводчика, это очень ценится работодателем. Также узнавать best practice лучше от зарубежных компаний. Многие программы разработки электронных курсов (например, Articulate Rise и Articulate Storyline) полностью на английском.

Soft-skills

После института я 5 лет обучался в аспирантуре (как соискатель) и имел возможность преподавать студентам, вести дипломные проекты. Это развило во мне коммуникабельность, навыки презентаций, внимательность, пунктуальность. Далее я работал в сфере продаж, и это развивало мои организаторские навыки, умение убеждать, добиваться цели, способность быстро изучать и презентовать новый материал, стратегическое видение. Тем не менее, я не очень любил эту работу и изначально понимал, что нужно быть узким и востребованным профессионалом, обладающим множеством компетенций, чья зарплата зависит больше от его квалификации, а не от иллюзорного плана продаж, который утверждают часто не компетентные люди, не вникающие в работу "в полях".

Jurisprudence

С целью покинуть сферу продаж, я заочно поступил и через 3,5 года закончил магистратуру Международного юридического института. Это научило меня правовой грамотности, дало хорошие юридические знания, что я часто использую при разработке электронных курсов. Любые документы я изучаю детально и строго, вплоть до точек и запятых. Тем не менее, я не ушел в юридическую сферу, так как начинать в ней необходимо было без опыта, без наставника, с самого низкого старта максимум за 15-20 тысяч в месяц. В продажах же я тогда получал 50-60 + был корпоративный автомобиль.

Internship

Хотя работа в продажах была крайне сложной (возможно, потому, что я всегда работал честно и стремился выжать с территории максимум), отнимала много времени, я все же стремился предпринимать дополнительные усилия, чтобы покинуть эту сферу. Когда в компании запустили программу, в рамках которой была возможность стажироваться в других отделах компании, я решительно принял в ней участие и победил при конкурсе 1:30. Мне повезло: совершенно случайно я попал в отдел электронного обучения, и прошел успешную стажировку. Тогда я своими силами и с некоторой поддержкой сотрудников этого отдела изучил программу Course Lab и начал разрабатывать электронные курсы дистанционно. Удалось разработать 5 больших электронных курсов на русском языке и 1 на английском. В итоге благодаря этому я смог устроиться в этот отдел. С меня взяли обещание через 3 месяца переехать в Москву (пока что была корона, и все работали удаленно).

Administrator of corporate portal

Меня приняли на должность администратора корпоративного портала. Эта должность включала в себя функционал по web-верстке корпоративного портала (на базе WebTutor), где мне помогали html и scc, которые я изучал по выходным. Также мне полностью делегировали функционал по разработке и корректировке учебных электронных курсов. По курсам работать было несложно, так как они были написаны или в программе для разработки электронных курсов CourseLab, который я более-менее знал, или в программе для разработке электронных курсов iSpring, который изучил довольно быстро. Отмечу, что CourseLab использовал только для редактирования прежних курсов. Все новые курсы разрабатывались в основном в Articulate и iSpring.

Через 3 месяца я успешно прошел испытательный срок, и мне сказали: "Мы ждем тебя в Москве!".

К сожалению, заработная плата совершенно не соответствовала московским реалиям. Она не превышала 65 тысяч. А как жить в столице, если только комнату снимать стоит самое меньшее 15 тысяч? На питание в офисе уйдет 8 тысяч в месяц, на метро и т.п.

После открытого и позитивного разговора с работодателем, где я детально все рассчитал, показав критическую необходимость повышения зарплаты минимум до 100 тысяч и готовность в любой момент написать заявление по собственному желанию, мне как-то очень быстро пошли навстречу и согласовали удаленную работу.

Затем через полгода компания приобрела одну лицензию на программу для разработке электронных курсов Articulate 360, которую передали мне. Как обычно, без обучения, своими силами, методом проб и ошибок мне удалось Articulate, работать стало проще. Вершиной освоения программы я считаю самостоятельное написание нескольких триггеров на языке JavaScript в этой программе, что существенно улучшило курсы.

Сейчас я понимаю, что, возможно, не всегда стоит требовать от разработчика электронных курсов прямо целого спектра из функционала: разработки сценариев электронных курсов (сценарист), прямых коммуникаций с Заказчиком (это должен делать project manager), тестирования курсов (это должен делать отдельный тестировщик), дизайна электронных курсов (дизайнер). По хорошему разработчик должен заниматься именно разработкой.

Конечно же, даже со всем этим спектром совершенно аномально требовать дополнительно ко всему перечисленному: выгрузки (администратор) и подготовки детальной аналитики по проведенному обучению (аналитик), оказания технической поддержки по проблемам корпоративного портала (специалист техподдержки), web-верстки (front end разработчик) и дизайна, видеомонтажа (видеомонтажер), организации онлайн-мероприятий (специалист по корпоративным коммуникациям), загрузки материалов на портал, заведения новых сотрудников (специалист HR).

Итак, вместо 1 я выполнял сразу 10 функций и работал как минимум за пятерых. Удивительным образом мне это удалось. В первую очередь благодаря быстрой самообучаемости, имеющимся навыкам (особенно слепому набору), пройденной стажировке, во вторую очередь благодаря тому, что непосредственный руководитель в целом хорошо управляла процессами, и я научился этому навыку у нее за 11 месяцев работы, за что ей благодарен. И я все еще продолжал учить английский в свободные минуты и часы.

Итак, в процессе стажировки и работы в компании, связанной с продажами, я в той или иной мере освоил технические навыки:

  • html (полностью);

  • MS Office (полностью);

  • css (основы);

  • javascript (основы);

  • Articulate 360 (полностью);

  • Course Lab (полностью);

  • iSpring (полностью);

  • дизайн (основы);

  • видеомонтаж (основы);

  • английский язык (Intermediate).

Дополнительно я в той или иной мере освоил функционал следующих профессий:

  • разработчик электронных курсов;

  • тестировщик;

  • сценарист;

  • менеджер проектов;

  • администратор;

  • переводчик;

  • дизайнер;

  • аналитик;

  • специалист техподдержки;

  • front end разработчик;

  • видеомонтажер;

  • специалист по корпоративным коммуникациям;

  • специалист HR.

E-learning developer

В конце прошлого 2021 года сразу двое сотрудников не выдержали очень высокой нагрузки и покинули отдел, остались только я и руководитель. Я понимал, что не удержу огромную систему в нормальном функционировании один - и открыл резюме на hh.ru.

Работу нашел практически сразу и с намного более комфортными и позитивными условиями. После перехода на новую работу, с hh.ru поступали и другие предложения, тоже на отличные условия, но так как мне все очень понравилось, то я просто закрыл резюме.

Я работаю в крупной и уважаемой IT-компании, в подразделении, разрабатывающем электронное обучение, в основном как сценарист и как разработчик электронных курсов, где могу делаю дизайн. 100% удаленно. Иногда бывают задачи по тестированию и видеомонтажу. Здесь важны внимательность, дотошность, профессиональное владение программами разработки, способность совмещать 2-3 функции (тестировщик + разработчик + сценарист, разработчик + дизайнер), время от времени нужен английский, обязательно нужно знать русский язык и глубоко внимать в тему курса. Даже если ты разработчик, а сценарист предоставил готовый материал - нужно все за всеми перепроверять, страховать команду. Слаженная команда в IT, где рекомендации даются уважительно и на них реагируют позитивно - это, наверное, 25% успеха. Еще 25% - постоянное саморазвитие и самообучение.

В работе я использую программы Articulate и iSpring. Параллельно как pet-проекты разрабатываю авторские электронные обучающие IT-продукты, благодаря этому учусь сам.

Понемногу начал изучать китайский язык - наблюдаю рост вакансий со знанием китайского языка на hh.ru. Также меня подключили к программе изучения английского языка, обеспечили и дополнительное обучение по направлению Information Security.

Отношения с командой и руководителем прекрасные, очень доволен своим решением перейти в новую для себя компанию. Основная моя мотивация - очень уважительное и позитивного отношение, в первую очередь со стороны руководителя.

Machine Learning & Deep Learning developer

С момента трудоустройства в IT-компанию я уверенно считаю себя IT-специалистом. Мой общий путь от конкурса на попадание на стажировку до попадания в IT-компанию составил примерно 3 года. Переход был в целом сложным, зато я не потерял финансово, а также за счет переработок приобрел дополнительные навыки.

Я принял решение не терять ускорение и продолжать "погружаться" в IT (хотя тут чем глубже, тем меньше вижу дно))).

Через два-три года я стану специалистом по разработке искусственного интеллекта, смогу освоить машинное и глубокое обучение (Machine Learning, Deep Learning), освоить Python, сумею улучшить китайский и укрепить английский языки. Продолжу создавать успешные и все более сложные pet-проекты, превращающиеся в инновационные IT-продукты.

Conclusion

Надеюсь, эта статья даст поверхностное представление о профессии разработчика электронных курсов в сфере EdTech и ее окружении.

Желаю всем начинающим IT-специалистам никогда не сдаваться, четко поставить цель и идти к ней всеми силами! В начале - труднее всего, особенно, когда нет поддержки. Но это очень закаляет характер, и формирует склонность к постоянному самообучению.

Вы умные, дисциплинированные и смелые! Ведь нужна смелость - начать этот сложный, но потрясающий путь!

Источник: https://habr.com/ru/post/681798/


Интересные статьи

Интересные статьи

В аду есть отдельный котёл для IT-рекрутеров, которые достают звонками и спамят личку нерелевантными вакансиями. Мы окунулись в него и узнали, за какие грехи разработчики готовы отправить туда специал...
Ситуация с отсутствием продаж, или других конверсионных действий на сайте может возникнуть в любом бизнесе. В нашем маркетинговом проекте при анализе ситуации мы насмотрелись на всякое. ...
Но если для интернет-магазина, разработанного 3–4 года назад «современные» ошибки вполне простительны потому что перед разработчиками «в те далекие времена» не стояло таких задач, то в магазинах, сдел...
Рассказываем о причинах этого решения разработчиков Chrome и реакции сообщества.
Привет, Хабр! Давненько читаю тебя, но все никак не доходили руки написать что-нибудь свое. Как обычно – дом, работа, личные дела, туда сюда – и вот ты снова отложил написание статьи до лучших вр...