Можно ли чему-то научиться, пригласив эксперта с лекцией

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Когда речь заходит о корпоративном обучении, представляется что-то среднее между лекцией, мастер-классом и групповым тренингом. Тренинги разберём в другой раз, а пока образовательный центр Verno расскажет о лекциях и мастер-классах.

Проясним понятия. Лекция — краткое, на 1–2 часа, систематизированное автором изложение материала. Мастер-класс — краткий рассказ о том, как автор решает задачи.

На какой образовательный результат рассчитывать, выбирая формат: эксперт раскрывает «кухню» процесса и показывает кейсы? Объясняем на модели образовательных целей Блума.

Представим, что вы хотите повысить квалификацию менеджеров в переговорах и управлении конфликтами. Пригласили выступить именитого специалиста, договорились, что он построит свой рассказ на разборе нескольких моделей конфликтов и их решений. С каким результатом команда уйдёт с лекции?

Понимание и запоминание

Если эксперт внятно объяснит каждую модель и решение, слушатели смогут их понять и запомнить. Чтобы проверить, насколько хорошо усвоена информация, можно предложить слушателям перечислить модели конфликтов, назвать их особенности и отличия, дать определения терминам, объяснить принципы решения. Реалистичный образовательный результат в этом случае будет такой: сотрудники могут своими словами пересказать предложенные методы и ситуации их применения. А вот ожидать, что новые знания сразу пойдут в работу, не стоит. Но почему?

Не отработали применение знания

На лекции, как и на мастер-классе, аудитория воспринимает информацию пассивно. Возможно, самые опытные и мотивированные сотрудники теперь смогут справиться с решением задач похожего типа. Но для остальных применимость методов остаётся под вопросом.

Чтобы дать сотрудникам самим увидеть, как работают предложенные методы, следовало бы предложить им упражнение на решение кейсов разной сложности.

Не отработали анализ и оценку знания

В ходе занятия эксперт показал аудитории список конфликтов и методов их решения. Но как быть, если ваша задача не похожа на задачи эксперта? Без этапа «разбора» нового знания на составляющие вы не увидите всех нюансов методологии и не сможете взглянуть на свою задачу через её призму. А ещё не поймёте, применим ли метод для решения конкретной задачи и как адаптировать его к своему опыту.

Подходящее упражнение для анализа метода — составить план решения задачи с описанием ситуации, ограничений и зависимостей в свободной форме — в виде аналитической записки. Хорошо, если такой план прокомментирует кто-то более опытный в роли наставника, после чего он будет реализован.

Не отработали развитие и создание нового знания

Ни один метод не может считаться универсальным, потому что ограничен опытом своего создателя. Даже приведённая здесь таксономия Блума со временем претерпела изменение. Ранняя модель не учитывала, что высшая форма обучения — это умение учащегося самостоятельно конструировать новое знание, создавать новые проекты на основе изученного (см. таксономия Лорин Андерсон и Дэвида Крэтвола).

Возвращаясь к примеру с переговорами и конфликтами, высшим уровнем развития навыков по конфликтологии будет формирование у каждого сотрудника уникального инструментария — как адаптированного из разных источников, так и основанного на личном опыте.

Можно начать движение в этом направлении, если заложить в учебную программу проектную работу под контролем наставника с разбором промежуточных и финальных результатов. Разумеется, с помощью одного только выступления эксперта такого эффекта не достичь.

Подытожим. Выстраивайте реалистичные ожидания при организации лекции или мастер-класса. Эти форматы хороши для создания и расширения понимания темы. Но вряд ли создадут изменение в поведении сотрудников.

А вот как получить от лекции и мастер-класса максимум пользы:

  • выстраивайте занятие вокруг практического применения инструментов и методов;

  • предварительно собирайте ожидания и вопросы слушателей по теме занятия;

  • по возможности адаптируйте содержание занятия к запросам аудитории;

  • предложите эксперту проанализировать имеющиеся в компании инструменты и построить лекцию на разборе их эффективности и ограничений;

  • подготовьте сопроводительные материалы (схемы, шаблоны, алгоритмы для применения) и раздайте их слушателям после занятия.


Больше о том, как организовать обучение и работу команд, в телеграм-канале «Не мешайте людям работать».

Чтобы получить пробную консультацию по прокачке ваших ИТ-команд, пишите Паше Бунтману из Verno.

Источник: https://habr.com/ru/company/redmadrobot/blog/682816/


Интересные статьи

Интересные статьи

Привет, мы команда СберМегаМаркета, и это обзорная статья о нашей площадке, пробный камень для блога Хабре. За нашими плечами спешный переезд с PHP на GO, ребрендинг и решение таких задач, с которыми ...
Часто при разговорах с клиентами мы спрашиваем, как они ведут учет различных данных и используют ли они CRM-систему? Популярный ответ — мы работаем с Excel-файлами, а пот...
Как-то у нас исторически сложилось, что Менеджеры сидят в Битрикс КП, а Разработчики в Jira. Менеджеры привыкли ставить и решать задачи через КП, Разработчики — через Джиру.
Есть статьи о недостатках Битрикса, которые написаны программистами. Недостатки, описанные в них рядовому пользователю безразличны, ведь он не собирается ничего программировать.
Одной из «киллер-фич» 12й версии Битрикса была объявлена возможность отдавать статические файлы из CDN, тем самым увеличивая скорость работы сайта. Попробуем оценить практический выигрыш от использова...