«Мышеловка». Как менялись компьютерные мыши и зачем я собрал 170 из них в коллекцию

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.


Сейчас кажется, что все мыши одинаковые — две кнопки и колёсико посередине. Разве что в игровых моделях есть подсветка. Но так было не всегда: первые мыши были деревянными, квадратными, с неопределённым количеством кнопок, а устройства до середины восьмидесятых часто не шли в массовое производство.

Привет, я Михаил Павлов. Я уже десять лет коллекционирую компьютерные мыши и трекболы. В этом посте я коротко напомню, какой путь они прошли, и покажу свою коллекцию. Посмотреть на неё вживую можно в Яндекс Музее на выставке «Мышеловка», которая в последние месяцы гастролировала между Москвой и Санкт-Петербургом. В ближайшие пару дней (до 12 июля включительно) её ещё можно увидеть в московском Музее на Павелецкой — познакомиться с большей частью экспонатов, а какие-то даже попробовать в действии.

Начало


До появления мышек компьютером управляли с помощью клавиатуры. Её хватало для компьютеров вообще без графического интерфейса. В таких все действия выполнялись в консоли.

Для навигации при работе с большими текстами использовали световое перо — «ручку» с проводом, похожую на Apple Pencil, подключаемую к машине. Выделять и копировать текст им было нельзя, и использовались они только для установки курсора в нужное место.


Источник

Первый трекбол появился в 1952 году в ВМФ Канады (вот перевод статьи об этом на Хабре). В качестве шара использовался шар для боулинга:


Источник

Конечно, в современные трекболы ставят шарики поменьше, но все базовые концепции, которым следуют устройства, остались прежними: шарик, два вала с дисками и прорезями. Через эти прорези на фотоприёмники светят четыре лампочки. Одно «прерывание» равно одному смещению указателя.

Компьютерную мышь как концепцию придумал в 1963 году американец Дуглас Энгельбарт (в хабрастатье можно узнать подробности). Её не разрабатывали специально — она родилась как «побочный» продукт операционной системы NLS, которая уже использовала графический интерфейс с окнами. Перемещаться по нему одной клавиатурой и пером было бы невыносимо сложно.


Источник

Вместо привычного шарика мышка использовала прямой привод от перпендикулярно вращающихся дисков-роликов. Из деревянного прототипа чуть позже сделали несколько рабочих образцов (в марте 2023-го один из них был продан на аукционе за 180 тысяч долларов).

Первую шариковую мышь собрала в 1968 году компания Telefunken Rollkugel (с немецкого — «Крутящийся шар»). Вот перевод подробного обзора этой мыши от Юргена Мюллера. Уже тогда Telefunken спорила с Xerox за право считаться первым производителем коммерческих мышек. Вот модель Telefunken 1972 года, которая подтверждает их первенство в гонке:


Источник: Computermuseum в Штутгарте

Фото компонентов

Но первая мышка, доступная для людей, появилась позднее — только в 1981 году. Ей комплектовался компьютер Xerox Alto. Мышка имела оптический датчик и требовала специального коврика с нанесённой сеткой. Купить её навряд ли мог каждый — комплект с ПК стоил 50 000 долларов.



После этого коммерческие мышки распространялись в комплекте с каждым популярным ПК: Apple Lisa, IBM PC, компьютерами на Windows. Кстати, есть версия, что Microsoft придумала базовые игры Windows — пасьянс и «Сапёра» — для обучения навыкам работы с мышкой. Пасьянс учит перетаскивать предметы по экрану, «Сапёр» — использовать обе кнопки мыши.

Породы компьютерных мышей


По тому, как они работают


Преобразовать движение мышки в движение курсора на экране можно разными способами. Датчики, которые выполняют это преобразование, называются энкодерами. Их существует очень много, но прижилось лишь несколько.

В качестве дополнительного чтения рекомендую патент, в котором Энгельбарт перечислил большую часть энкодеров.

Оптомеханические. Массовые компьютеры в нулевых комплектовались в основном такими. Принцип действия: шарик крутит два вала, на которых закреплены диски с прорезями. Их еще называют оптическими прерывателями. Две или четыре пары светодиод-фотодиод считывают вращение диска и его направление.

Недостатков у таких мышек два:

  1. Предел по точности — геймерскую оптомеханическую мышку сделать не получится.
  2. Необходимость чистки внутренних частей — шарик переносит мусор и секрет с кожи на валы, что приводит к ухудшению точности.



Оптические. Популярные сейчас сенсоры.

Первые мыши с такими сенсорами могли перемещаться только по специальному коврику с сеткой. Шаг сетки разный: от 0,3 до 0,8 мм. Принцип работы: поверхность подсвечивается светодиодом или лазером, оптический приёмник периодически фотографирует поверхность, сравнивает текущую фотографию с предыдущей и высчитывает смещение.

В первых версиях было два ортогональных датчика, каждый считал смещение по одной оси. Позже перешли на один.


В этом варианте датчики имеют рабочую поверхность сверху, а не снизу. Поэтому в конструкцию встраивают зеркала, которые направляли пучок света от диодов в сенсоры.

Современные трекболы с шариками, кстати, тоже оптические. Поверхность — сам шарик, лазер светит на него, сенсор смотрит на поверхность шарика. В ранних версиях шарик делали «грязным», чтобы облегчить определение смещения.

На потенциометрах, то есть — на переменных резисторах. Чаще всего такие используются в различных ручках регулировки, например, громкости. В зависимости от взаимного положения элементов, потенциометр имеет сопротивление от нуля до некоторого номинального. Большинство таких мышей делалось для конкретных машин, поэтому размер экрана был известен заранее или задавался на контроллере. В некоторых случаях на самой мыши были ручки коррекции:



Способ имел понятный предел по точности и после середины 80-х не развивался.

На дискретных датчиках. Первая версия механизма была выполнена в виде барабана с чередующимися полосками, которые замыкали две пары контактных усиков. Эти пары имеют разную длину: первая быстрее замыкается перемычкой на барабане, когда он движется в одну сторону, вторая — в противоположную. Так мышь узнает, в какую сторону происходит движение.

Позже перешли на вариант с диском — возможно, из соображений компактности и для упрощения производства.



На датчиках с осевым наклоном. Мыши с шариком требовали постоянной чистки, поэтому были эксперименты с механизмами, которые бы позволили минимизировать попадание грязи внутрь.

Очевидное решение: нет шарика — нет грязи.

Первый вариант: два диска расположены под углом таким образом, что движение строго по осям приводит в движение только один диск. Внутри — модификация оптических прерывателей, они расположены в другой плоскости. Последняя известная версия мыши с такой механикой — Key Tronic 1994 года.



Второй вариант — гибрид с дискретной системой. Здесь колёса с осевым наклоном используются вместе с дискретными энкодерами.



По дизайну


Бóльшую часть мышек восьмидесятых можно разбить на два кластера: те, у которых кнопки сверху, и те, у которых они сбоку.





Современный вид мышек сформирован обоими кластерами: с развитием мышкостроения инженеры всё больше изучали особенности поведения кистей и пальцев в расслабленном состоянии.

На пути к текущему виду мышек было много экспериментов:



У современных игровых мышей можно даже менять геометрию — подстраивать размер, длину и ширину мышки под ладонь. С некоторыми в комплекте поставляется набор грузиков: можно уменьшить или увеличить вес мыши для более плавного скольжения.

Апогей эргономики — вертикальная мышь. Похожа на джойстик, скрещённый с мышью, рука при использовании находится в естественной позе, будто жмёт другую руку. Вертикальные мыши помогают руки меньше уставать и предотвращают туннельный синдром — это когда нервы в кисти воспаляются от долгого и неестественного положения.


Вертикальная Logitech MX Vertical

Кстати, первые вертикальные мыши появились в виде джойстика с одной кнопкой сверху и обычным шариком внизу.

Как я собрал коллекцию


Я начинал с разного старого железа: компьютеры, ноутбуки, процессоры и процессорные платы, блоки ферритовой памяти, жесткие диски. Постепенно это перестало влезать в окружающее пространство, и я понял, что нужно фокусироваться на чём-то небольшом и интересном. У меня уже были первые два десятка нескучных мышек, поэтому решил развиваться в этом направлении.

Отдельная история — как я достаю экспонаты в коллекцию. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что я прихожу каждый вечер, открываю компьютер и начинаю проверять все площадки на предмет различных ключевых слов: «старая мышь», «мышь старая», «COM мышь», «мышь раритет» и прочие. Тем же самым занимаюсь на eBay. На американском eBay одни мыши, на европейском другие, поэтому работу проделываю несколько раз. Лайфхак: наибольшая полнота лотов по моим запросам достигается, если выставить локацию в Дании или Швеции.

Потом я устал делать всё руками и написал робота: он собирает объявления по моим запросам со всех площадок и посылает все новые в Телеграм. Робот постепенно оброс фичами и я сделал его публичную версию для других коллекционеров.

Существуют мышки, которых у меня в нет, но которые считаются достаточно знаковыми. Их несложно достать, но они просто дорого стоят. Например, мышка от компьютера Apple Lisa — цены на eBay начинаются от тысячи долларов. Да, прикольно, мышку хотелось бы получить. Но моя коллекционерская жаба пока меня немного душит.

Сейчас в моей коллекции около 170 мышей. Её особенность в том, что я каждую мышку разбираю, детально смотрю, что там внутри происходит, и выкладываю технические подробности в своём канале. Кстати, если у вас есть ненужная компьютерная мышь или трекбол, то приносите их в Яндекс Музей. Знаковые и редкие модели попадут в коллекцию, а остальные будут безопасно утилизированы на заводе «Экополис».

Коллекция сейчас ищет помещение под постоянную экспозицию.


«Мышеловка» в первом Яндекс Музее, апрель 2023-го

Интересные экземпляры в коллекции


Расскажу о нескольких.

Xerox 8010 Star, 1981 год




Первая массовая коммерческая мышь, которая поставлялась вместе с компьютером Xerox 8010 Star. Это оптическая модель, которая требует специального коврика для работы. Стоили такие около 400 долларов.

Microsoft Green Eye («зеленоглазка»), 1983 год




У неё был нестандартный интерфейс: помимо мыши нужно было купить специальный контроллер.

Logitech ClearCase, 1988 год




Эта мышка мне просто нравится своим внешним видом. То есть Logitech сделала мышку с прозрачным корпусом за десять лет до первого iMac. Тогда научились производить прозрачный пластик, и произошёл бум на компьютерную электронику, просматриваемую насквозь. Конечно, это не первая мышь с прозрачным корпусом.

«Марсианка», 1989 год




Предназначалась для советского домашнего компьютера «Электроника БК». Двухкнопочная, с проприетарным интерфейсом. Использовалась в базовом бытовом компьютере: люди покупали такие, чтобы порисовать и поиграть в игры.

Почему «Марсианка»? Мышь производилась заводом «Марс», который во времена СССР выпускал бортовые системы для ракет, спутников и всего остального, а в 1990-е был вынужден переквалифицироваться в производство смежных товаров.

MouseMan Wireless, 1991 год




Это одна из первых коммерческих беспроводных мышек. Она работала на основе радиосигнала с частотой 150 кГц. К компьютеру нужно было подключать отдельный радиомодуль:



Советская мышь от компьютера ЕС-1845




ЕС-1845 — это специальный компьютер для советских военных, который делался с особым упором на взломоустойчивость. Поэтому ПК не отдаёт ничего вовне и не излучает никакие электромагнитные волны. Периферию к нему выпустили соответствующую: у мыши толстый металлический корпус и очень увесистый провод.

Appoint MousePen, 1991 год




Её придумали во времена, когда в ноутбуки не встраивали тачпады. Сделана в форме ручки, чтобы было удобно пользоваться в дороге. Мышку надо держать как шариковую ручку — условно, это дедушка стилуса и Apple Pencil.

МБ 03 49003 («Колобок»), 1991 год




Одна из последних советских мышей, имеет особенную версию оптического прерывателя. Выпускалась на ульяновском производственном объединении «Комета». Интерфейс — RS-232, то есть её можно подключить к обычному компьютеру через переходник. Мышка механическая, но не шариковая — снизу стоят ролики, движение которых передаётся компьютеру.

Mouse Systems Scroll, 1995 год




Одна из первых мышей с колёсиком для прокрутки, к тому же пятикнопочная. На нижнем торце — кнопка-качалка: на самом деле это две кнопки под большой палец.

GyroPoint Desk GP9200-A, 1995 год




Мышка с гироскопическим датчиком, который включается, если приподнять мышь над поверхностью: это позволяет использовать её навесу. Прародитель современных пультов от телевизоров.

Шаровой манипулятор МШ1, 1996 год




Трекбол российского производства. Шар по размеру больше шара для бильярда. Три кнопки и регулятор режима прижима шара — если его расслабить, то он будет крутиться свободнее, а можно закрутить совсем, тогда положение шара нельзя будет случайно изменить.

EasyBall, 1996 год




Трекбол от Microsoft. Предназначался для детей: дошкольников и младшеклассников. У него только одна кнопка, на которой написано EasyBall. Считалось, что детская программа должна быть несложной, с простым управлением, и правая кнопка детям не нужна, они не сразу поймут, что с ней делать. Мышку часто использовали в американских школах.

Apple M4848, 1998 год




Её часто называют «хоккейной шайбой». Мышка полупрозрачная, в тон компьютеру. Выглядит интересно, но среди пользователей не прижилась из-за формы. Она оказалась чересчур короткой — запястье висит, нельзя положить на неё всю ладонь.

Apple Mighty Mouse, 2005 год




Здесь не видно кнопки, но передняя часть — это тач-панель, которая распознаёт четыре разных нажатия. А ещё здесь есть шарик для скроллинга. Скроллить можно не только вверх-вниз, но ещё и влево-вправо, в разных направлениях. Шарик обтянут кожей. Мышка неразборная, поэтому достаточно сложно чистится.

HP PCMCIA Bluetooth, 2006 год




Самая современная мышка в моей коллекции. Она очень маленькая, предназначалась для ноутбуков. Заряжалась прямо от разъёма PCMCIA, который изначально предназначался для периферии, например для Wi-Fi-адаптеров.

HP Omnibook Mouse, 1996 год




Мышка HP для ноутбуков серии OmniBook. Появилась в 1996 году как часть конструктива корпуса. Её можно было выдвинуть, нажав специальную кнопку, на которой нарисовали реальную мышь. Cоединялась с корпусом толстой пластиковой полоской. В самой мышке не было ни электрики, ни датчиков, ни шарика. Это особенно интересно — один из слоёв полоски содержит три линии для передачи нажатия кнопок, при этом сами линии никуда не подключены. Мышка вообще электрически не соединена с ноутбуком!

Движение и нажатие кнопок определяется платой внутри по перемещениям самой пластиковой полоски, на другом слое которой нанесена узорная сетка. Принцип декодирования похож на ёмкостные датчики: плата создает высокочастотное электрическое поле, которое меняет свои характеристики в зависимости от положения узора на пластине. Мышкой можно свободно оперировать на любой поверхности и на весу.
Источник: https://habr.com/ru/companies/yandex/articles/746754/


Интересные статьи

Интересные статьи

Как справиться с ситуацией, когда в команде (продуктовой и не только) нет дизайнера, копирайтера, UX-райтера, исследователя, разработчика или менеджера, а фичу двигать надо? Расска...
Если раньше всем приходилось ютиться в одном кабинете и постоянно общаться друг с другом, то сегодня практически все разработчики работают из дома. Тогда зачем всем нам все эти софт скиллс, если мы на...
Мы оценили на себе сложность проверок, которые проходит российское ПО. В этом посте расскажем, как со второй попытки попали в реестр, и что полезного можно вынести из этого опыта.С момента появления в...
Что вы делаете, когда вдруг выясняется, что задача, над которой вы работаете не имеет решения? Принципиально не имеет, можно даже не пытаться. Правильно, откладываете до лучших времён, а ...
Проблема: На текущий момент наиболее удобным и полноценным программным обеспечением (далее ПО) для автоматизации торговли на российском биржевом рынке является небезызвестный ТСЛАБ. Несмотря на ...