Нарратив и геймплей: создание согласованного игрового опыта

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.
Автор статьи: Дарья Римарович

В GameDev с 2018-го года. Специализируется на нарративе в мобильных играх.

Привет, уважаемые поклонники видеоигр, разработчики, мои коллеги нарративные дизайнеры, и все, кто когда-либо задумывался о том, как создаются захватывающие игровые миры! Сегодня мы погрузимся в увлекательное путешествие по миру нарративного дизайна и геймплея, раскрывая секреты создания согласованного и запоминающегося игрового опыта.

В мире, где видеоигры становятся все более сложными и многообразными, важность баланса между нарративом и геймплеем никогда не была так велика. Вероятно, каждый разработчик видеоигр сталкивался с этой вечной дилеммой: как сделать так, чтобы история и игровой процесс дополняли друг друга, а не конфликтовали? В этом балансе кроется ключ к созданию незабываемых игровых опытов, которые оставляют в сердцах игроков неизгладимый след.

Игровой процесс и нарратив – это две стороны одной медали. С одной стороны, у нас есть нарратив, который ведет игрока через историю, погружая его в мир игры и мотивируя продвигаться вперед. С другой стороны – геймплей предоставляет механики и задачи, которые делают этот путь интересным и вызывающим. Когда эти элементы работают вместе, они создают магию, которая определяет самые успешные и любимые игры. Но как достичь этого согласия?

Давайте исследуем, как геймплей и нарратив взаимодействуют друг с другом, влияя на восприятие игры игроками, и разберемся, какие стратегии и подходы могут помочь разработчикам достичь идеального баланса между этими ключевыми аспектами.

Как геймплей и история влияют на восприятие игры игроками

Геймплей и нарратив играют решающую роль в том, как игроки воспринимают и наслаждаются видеоиграми. Они вместе создают эмоциональный и интеллектуальный опыт, который может увлечь игрока или, наоборот, разочаровать. Давайте разберемся, как эти два аспекта взаимодействуют, влияя на игровой опыт, и приведем примеры, когда дисбаланс между ними приводит к так называемому лудо-нарративному диссонансу.

Взаимодействие геймплея и нарратива

Геймплей — это то, что игрок делает: бегает, прыгает, сражается, исследует. Нарратив же предоставляет контекст для этих действий, объясняя почему игрок должен что-то делать и как это вписывается в большую картину мира игры. Когда геймплей и нарратив гармонично сочетаются, они усиливают друг друга, создавая глубокое погружение и эмоциональное вовлечение.

Теоретические основы

Обзор концепций взаимодействия нарратива и геймплея

Взаимодействие нарратива и геймплея — это не просто сочетание истории с механиками игры. Это сложный процесс, в котором каждый элемент игры: от сюжетных поворотов до игровых задач, способствует созданию целостного и погружающего опыта. Давайте рассмотрим две ключевые концепции, лежащие в основе этого взаимодействия:

  • Механическая интеграция. Геймплейные механики должны естественным образом вливаться в нарратив, поддерживая и раскрывая сюжет. Например, в «The Last of Us» механика скрытности и ограниченные ресурсы не только добавляют напряженности, но и подчеркивают опасность и безнадежность мира игры.

  • Игры, такие как «Life is Strange», исследуют возможности эмоционального взаимодействия, предоставляя игрокам возможность влиять на сюжет и отношения между персонажами через выборы. Эти выборы не только ведут к разветвленному нарративу, но и вызывают глубокие эмоциональные реакции, делая игроков соучастниками судьбы персонажей. В «Life is Strange», каждое решение, даже кажущееся незначительным, может иметь далеко идущие последствия, заставляя игроков взвешивать свои действия и отражая реальную сложность моральных выборов.

Контекстуализация в современной индустрии видеоигр

В современной индустрии видеоигр нарратив и геймплей не только дополняют, но и определяют друг друга в рамках широкого спектра жанров и платформ. Рассмотрим, как эта динамика развивалась и как она проявляется в сегодняшних играх:

Жанровое разнообразие. Современные игры предлагают огромное разнообразие жанров, каждый из которых предъявляет уникальные требования к балансу между нарративом и геймплеем. Например, в RPG (ролевых играх) как «Witcher 3: Wild Hunt» глубокий нарратив сочетается с богатыми игровыми механиками, позволяя игрокам исследовать сложный мир и взаимодействовать с его обитателями.

Технологический прогресс. Развитие технологий, таких как VR (виртуальная реальность) и AR (дополненная реальность), открывает новые возможности для интеграции нарратива и геймплея. Игры вроде «Half-Life: Alyx» демонстрируют, как VR может усилить погружение, делая каждое действие игрока частью нарратива.

Наглядные примеры из игр

  • «Dark Souls» серия. Эти игры знамениты своим способом рассказывания истории через мир и окружение. Геймплей, характеризующийся высокой сложностью и необходимостью учиться на своих ошибках, идеально дополняет мрачный и загадочный нарратив, предлагая игрокам постепенно раскрывать тайны разрушенного мира.

  • «Detroit: Become Human». Игра использует выборы игрока, чтобы направлять нарратив, демонстрируя, как различные решения могут привести к разным исходам истории. Это пример того, как геймплей и нарратив могут тесно переплетаться, предоставляя игроку ключевую роль в развитии сюжета.

Психология игрока

Восприятие нарратива и геймплея различными типами игроков

Понимание психологии игрока имеет решающее значение для разработчиков, стремящихся создать игры, которые глубоко резонируют с их аудиторией. Игроки подходят к видеоиграм с различными ожиданиями и предпочтениями, что напрямую влияет на то, как они воспринимают нарратив и геймплей.

  • Исследователи находят удовольствие в исследовании мира игры, его истории и секретов. Для них глубина нарратива и свобода исследования мира игры являются ключевыми.

  • Достиженцы мотивированы достижениями внутри игры, будь то завершение сложных задач или сбор всех наград. Они ценят нарратив, который награждает их усилия и интегрируется с игровыми механиками, подчеркивая их успехи.

  • Социализаторы (социальщики) ищут взаимодействие с другими игроками и персонажами игры. Истории, фокусирующиеся на отношениях и командной работе, особенно важны для них, как и механики, поддерживающие кооперативную игру.

  • Киллеры наслаждаются соревновательным аспектом игр, стремясь доминировать над другими игроками. Хотя нарратив может быть для них менее важен, они ценят истории, которые усиливают их чувство мощи и влияния в игре.

Игровые мотивации и их влияние на предпочтения в играх

Игровые мотивации напрямую влияют на предпочтения игроков и те аспекты игры, которые они находят наиболее удовлетворительными. Разработчики могут использовать эти знания для создания игр, которые лучше отвечают на потребности и ожидания их целевой аудитории.

  • Погружение в сюжет. Игроки, мотивированные нарративом, ищут глубокие и эмоционально привлекательные истории. Игры как «The Witcher 3: Wild Hunt» привлекают их своим богатым миром и многослойным сюжетом.

  • Исследование и открытия. Игроки, увлеченные исследованием, предпочитают игры с открытым миром и множеством секретов, такие как «Breath of the Wild». Для них важна свобода выбора и возможность самостоятельно раскрывать мир игры.

  • Соревнование и достижения. Мотивация на достижения и соревнование приводит игроков к предпочтению игр с четкими целями и возможностью демонстрации мастерства, например, в «Dark Souls» или в соревновательных мультиплеерных играх.

  • Социальное взаимодействие. Игроки, ищущие социальное взаимодействие, предпочитают игры, которые поддерживают и поощряют командную игру и общение, такие как «Overwatch» или MMORPG вроде «World of Warcraft».

Понимание этих мотиваций позволяет разработчикам создавать более целенаправленные игровые опыты, которые могут удовлетворить различные предпочтения игроков, делая их игры более привлекательными и запоминающимися. Включение элементов, целенаправленно разработанных для различных типов игроков, может способствовать созданию более глубоких и удовлетворительных игровых опытов.

Кросс-культурные различия и предпочтения в видеоиграх

Взаимосвязь между культурными предпочтениями и популярностью определенных жанров видеоигр выражается через разнообразие игровых традиций и вкусов по всему миру. Разработчики игр часто ориентируются на эти предпочтения при создании и локализации своих продуктов для различных региональных рынков.

Европа

В Европе большой популярностью пользуются стратегии и приключенческие игры. Европейские игроки ценят глубокие сюжеты, продуманный дизайн и внимание к деталям. Игры, такие как серия «The Witcher» от польской студии CD Projekt Red, демонстрируют успех среди европейской аудитории благодаря своему богатому нарративу и сложному миру.

Азия

Азиатский рынок отличается высокой популярностью MMO (массовых многопользовательских онлайн-игр), мобильных игр и RPG, особенно с элементами аниме. Культурные предпочтения азиатских игроков склоняются к играм, предлагающим обширные социальные взаимодействия и соревновательные элементы. Примеры популярных игр включают «Genshin Impact» и «Lineage II». В Японии также большой успех имеют визуальные новеллы и игры, основанные на популярных аниме-сериалах.

США

В США особенно популярны экшен-игры, шутеры и спортивные симуляторы. Американские игроки предпочитают динамичные и конкурентоспособные игры с высококачественной графикой и реалистичным геймплеем. Франшизы, такие как «Call of Duty» и «Madden NFL», имеют огромный успех на американском рынке.

Россия и СНГ

В России традиционно популярны стратегии в реальном времени, RPG и квесты. Российские игроки ценят сложные стратегии с глубоким тактическим компонентом и игры с ричным сюжетом. Игры, такие как «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» и «Метро 2033», разработанные в Восточной Европе, находят отклик у российской аудитории благодаря своей атмосферности и вниманию к деталям в создании постапокалиптических миров.

Адаптация и ориентация на рынок

При разработке видеоигр для международного рынка создатели игр сталкиваются с необходимостью адаптации своих продуктов к различным культурным контекстам. Это может включать локализацию языка, адаптацию контента для соответствия местным нормам и ценностям, а также изменение маркетинговой стратегии для удовлетворения уникальных вкусов и предпочтений разных аудиторий.

Ориентация на конкретные рынки с самого начала разработки может значительно увеличить шансы игры на успех. Это требует глубокого понимания культурных особенностей, предпочтений и игровых традиций целевой аудитории, а также готовности инвестировать в качественную локализацию и маркетинговые исследования.

Таким образом, учет кросс-культурных различий не только повышает глобальную доступность и привлекательность видеоигр, но и способствует созданию более инклюзивного и разнообразного игрового пространства.

Анализ успешных примеров

Игры, где нарратив и геймплей эффективно дополняют друг друга

  • «God of War» (2018, Santa Monica Studio). Переосмысление серии превратило Кратоса из одномерного героя в глубоко разработанного персонажа с тяжелым прошлым. Механика игры, включая боевую систему и взаимодействие с сыном Кратоса, Атреем, напрямую связаны с развитием сюжета, подчеркивая темы отцовства и искупления. Эта интеграция создает мощное эмоциональное воздействие на игрока, делая каждое действие значимым.

  • «Red Dead Redemption 2» (Rockstar Games). В этой игре внимание к деталям и глубина мира служат не только для создания захватывающей атмосферы, но и для углубления нарратива. Механики, такие как охота, кемпинг и взаимодействие с членами банды, раскрывают характеры персонажей и мир, в котором они живут, позволяя игрокам погрузиться в историю на Западе конца XIX века.

  • «Horizon Zero Dawn» (Guerrilla Games). Игра сочетает в себе постапокалиптическую научную фантастику с прекрасно реализованным открытым миром. Исследование руин древних цивилизаций и боевая система против механизированных существ не только увлекательны, но и служат средством раскрытия истории мира и происхождения главной героини, Элой.

  • «Elder Scrolls V: Skyrim» (Bethesda Game Studios). Эпическая RPG позволяет игрокам самостоятельно определять свой путь в огромном открытом мире. Интеграция нарратива с механикой игры происходит через многочисленные квесты и взаимодействия с персонажами, каждый из которых вносит свой вклад в общую историю мира, позволяя игрокам влиять на судьбу Скайрима и всей империи.

  • «Shadow of the Colossus» (Team Ico). Игра предлагает уникальное сочетание исследования и битв с колоссами. Механика взбирания на гигантских существ для их победы напрямую связана с нарративом, раскрывая историю загадочного мира и мотивации главного героя. Каждый бой является как испытанием, так и способом рассказать историю без слов.

Неудачные примеры интеграции нарратива и геймплея

1. «Far Cry 3» (Ubisoft Montreal)

В «Far Cry 3» главный герой, Джейсон Броди, преобразуется из обычного молодого человека в опытного воина. Хотя нарратив игры пытается рассказать историю его морального и психологического развития, геймплей, в котором Джейсон без усилий уничтожает сотни врагов, создает диссонанс. Этот разрыв между историей выживания и реализацией через геймплей подрывает погружение в персонажа и его внутренний мир.

2. «L.A. Noire» (Team Bondi и Rockstar Games)

«L.A. Noire» погружает игроков в роль детектива в послевоенном Лос-Анджелесе, где важно внимание к деталям и умение читать мимику подозреваемых. Однако, моменты преследований и стрельбы кажутся неуместными, противореча детективному нарративу и внимательному расследованию дел. Эти элементы геймплея нарушают атмосферу игры и разрывают единство игрового опыта.

3. «Deus Ex: Mankind Divided» (Eidos Montréal)

В «Deus Ex: Mankind Divided» глубокий нарратив о дискриминации и социальном неравенстве иногда находится в конфликте с геймплеем. Игра предлагает арсенал смертоносного оружия и возможности для агрессивного устранения врагов, что противоречит представленным темам. Этот диссонанс между целями главного героя и действиями, доступными игроку, ослабляет силу сюжета.

4. «Watch Dogs» (Ubisoft Montreal)

В «Watch Dogs» игроки используют хакерские навыки для борьбы против коррупции, но большая часть геймплея включает в себя стрельбу и преследования, что мало соответствует образу виртуозного хакера. Разрыв между хакерскими способностями и физическими конфронтациями создает диссонанс, уменьшая вовлеченность в нарратив о власти информации и влиянии технологий на общество.

5. «Spec Ops: The Line» (Yager Development)

Хотя «Spec Ops: The Line» часто хвалится за критический взгляд на военные шутеры и психологическую глубину нарратива, механика игры иногда вступает в конфликт с этим посланием. Геймплей предлагает традиционный для шутеров опыт, включая обильные боевые действия, что может противоречить антивоенной риторике и критике жанра, заложенной в сюжете. Этот диссонанс между целью сделать игроков задуматься о морали и последствиях военных действий и одновременно предложить удовлетворительный боевой геймплей ставит под вопрос эффективность такого подхода в достижении эмоционального воздействия на игрока.

Избежание диссонанса

Стратегии предотвращения конфликта между сюжетом и игровым процессом

Разработчики могут применять различные стратегии для предотвращения диссонанса между нарративом и геймплеем, обеспечивая гармоничное взаимодействие этих компонентов:

  • Глубокая интеграция сюжета и механики. Создание механик, которые естественным образом вписываются в сюжет и помогают его раскрывать. Примером может служить использование диалогов и выборов, напрямую влияющих на развитие сюжета и отношения с персонажами.

  • Адаптивный нарратив. Разработка сюжета, который может адаптироваться к действиям игрока, позволяет создать ощущение непрерывности и согласованности между игровым процессом и нарративом.

  • Соответствие тематики и механики. Выбор механик, которые подчеркивают тематику и атмосферу игры, укрепляет связь между действиями игрока и сюжетом.

  • Повествовательное геймплейное пространство. Разработка игровых уровней и миров, которые рассказывают историю или передают определенные эмоции через визуальное оформление и интерактивность.

  • Обратная связь и тестирование. Раннее тестирование сценариев игры с участием игроков помогает выявить моменты диссонанса и дает возможность скорректировать как нарратив, так и геймплей.

Выводы

Создание видеоигр — это искусство, требующее тщательного баланса между нарративом и геймплеем. Как показывают рассмотренные примеры, успешная интеграция этих элементов может превратить игру в незабываемый опыт, глубоко затрагивающий эмоции и размышления игроков. В то же время, диссонанс между сюжетом и игровым процессом может подорвать погружение в игру и оставить чувство неудовлетворенности.

Ключевыми стратегиями для достижения гармонии являются глубокая интеграция сюжета и механики, адаптивный нарратив, соответствие тематики и механики, создание повествовательного игрового пространства и тщательное тестирование с обратной связью от игроков. Разработчики, уделяющие внимание этим аспектам, могут избежать диссонанса и создать игры, которые оставляют значительный след в сердцах и умах их аудитории.

Мир видеоигр постоянно развивается, и я с нетерпением жду увидеть, какие новые истории мы сможем рассказать в этой захватывающей форме искусства. Спасибо, что присоединились ко мне в этом исследовании гармонии между нарративом и геймплеем. Давайте вместе продолжим создавать миры, которые вдохновляют, учат и развлекают.

В завершение приглашаю вас на бесплатные вебинары курса «Сценарист игр и нарративный дизайнер». Регистрация доступна по ссылкам ниже:

  • Создание персонажей на примере Horizon Zero Dawn

  • Рабочие будни игрового сценариста на примере Elden Ring

Источник: https://habr.com/ru/companies/otus/articles/798573/


Интересные статьи

Интересные статьи

Привет, Хабр! Сегодня я поделюсь опытом работы с gRPC и расскажу, как создать и протестировать gRPC-сервис в приложении на Spring Boot. Основная проблема — это отсутствие структурированной информации ...
Поскольку, худо ли - бедно, я добился удалённой отладки для надстроек (напомню, так почему-то  назвали разработчики «МойОфис» макросы с возможностью использовать пусть и примитивный, но набор кон...
Фрагменты в андроид разработке стали привычным способом написания ui и со временем, для удобства разработки, появилось много нового функционала. Один из таких примеров - использование своей реализации...
Когда поступает HTTP-запрос, «обычное» веб-приложение сопоставляет запрос с конкретным потоком из пула потоков. Этот назначенный поток остается с запросом до тех пор, пока ответ не будет возвраще...
Single activity подходом при создании конечного приложения под Android никого не удивишь. Но мы пошли дальше и использовали No-Activity при разработке SDK. Сейчас разберемся для чего...