Не отдавайте деньги третьим лицам

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Официальная статистика по мошенничествам с использованием банковских операций приведена на сайте ЦБ РФ (https://www.cbr.ru/analytics/ib/operations_survey_2022/).

Пока только за 2022 год информация, но все же: более чем 14 млрд руб. похищено.

Сумма, достаточно, внушительная, для сравнения бюджет города Тверь на 2022 год составил около 10 млрд руб.

И можно удивиться откуда такие деньги, не ужто с бабушек столько наскребли?

Вспомнил, что год назад знакомая жаловалась, что ее двоюродной сестре досталось наследство в 1 млн руб, и не много времени прошло как ей позвонили якобы из Сбера и дальше стандартные схемы... Итог - человек только получил 1 млн и тут же "подарил" его, сам того не желая, как говориться, третьим лицам.

Оказывается деньги отдают не только бабушки и дедушки, которые не сильно то понимают что там за банкинг такой, но и люди среднего возраста, которые пользуются всеми прелестями ДБО (дистанционное банковское обслуживание) каждый день.

О чем же будет статья? Скорее об общих принципах безопасности своего банковского счета без каких-то технических тонкостей.

Для чего статья? Для того, чтобы Вы могли держать себя в руках и не вестись на действия телефонных мошенников, а так же еще раз поговорили со своими родителями, бабушками и дедушками, на тему мошенничества с банковскими счетами.

Отличная новость

Хоть новость и не свежая, но от этого радости не убавляется:

Возместить клиенту деньги придется в том случае, если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России. Сделать это он должен в течение 30 календарных дней после получения заявления от пострадавшего. Такой закон приняла Государственная Дума.

Новость на сайте ЦБ РФ (https://cbr.ru/press/event/?id=16898).

Теперь есть какая-то надежда вернуть свои деньги, если уж "пошли на поводу" у мошенников.

Но как будет работать закон на практике и на сколько будет легко доказать, что вы не верблюд - вопросы открытые. Поэтому давайте будем исходить из логики, что проще не вляпаться в какашку, чем потом отмываться.

Немного о работе банков

Банк работает, весьма, точно. Так как ресурс посвящен ИТ, то наверняка, большинство читателей в курсе, что такое транзакция.

Для наглядности взял пару терминологий с сайтов банков и банковских услуг. Пойдем от самого упрощенного понятия к более полному.

Транзакция простыми словами — любая оплата банковской картой.

Транзакция — это сделка с использованием банковского счета. 

Транзакция - это логически завершенная банковская операция, заключающаяся в переводе определенной суммы денег со счета одного лица на счет другого.

Лично мне, больше нравиться 3 вариант (пусть он даже упрощенный, но смысл передает).

Давайте найдем ключевое в термине "транзакция". В нашем случае это - "завершенная банковская операция".

И так, когда банк проводит операцию, то у нее есть 2 состояния: выполнена или не выполнена. И это самое главное, что нужно понять каждому - третьего не дано.

В банке есть понятие такое как антифрод система. И снова цитатка, но уже с РБК:

Антифродом называют автоматизированные программы, которые оценивают банковские или онлайн-операции по определенным критериям. 

Супер, банки защищают ваши денежки тем, что пытаются вывить странные операции, не свойственные вам. И такую проверку проходят все операции.

Если операция подозрительная - ее просто отклоняют. Если нет - она проходит.

Никто не может остановить операцию на пол пути, а потом позвонить вам для уточнения, проводить ее или не стоит.

Так же с выдачей кредита. Либо все документы и заявка прошли проверку - вам выдан кредит, либо что-то подозрительное - вы получили отказ.

Если чего-то не хватает - попросят донести и запустят снова проверку с новой информацией от вас, и так же либо вам выдан кредит, либо - отказ.

Если я что-то написал не так, специалисты ИБ поправьте меня в комментариях.

Как работают мошенники

Естественно, мошенники давят на наше слабое место - страх потерять деньги, особенно если они есть. С этим страхом тяжело бороться, когда тебе звонят и говорят, что ты лишаешься денег прямо сейчас.

Даже у меня приходят невольно, автоматически мысли: "А вдруг реально кто-то ворует мои деньги прямо сейчас".

Да еще они же обращаются по Имени Отчеству, которое светилось при переводе по СБП(система быстрых платежей). А некоторые и Фамилию могут назвать, что совсем пугает.

Но, если вспомнить о понятии "транзакция" - немного отпускает. Почему?

Да потому что "завершенная банковская операция", либо она прошла, либо нет. Никто ее за хвост не держит пока звонит вам.

Если вам приходилось болтать с мошенниками, которые представляются как сотрудники службы безопасности, вы знаете их манеру.

Такие мошенники, как под копирку, начинают давить на страх потери денег и требуют (именно требуют) немедленных действий от вас.

Под предлогом, что они прямо сейчас (пока говорят с вами) не дают пройти операции, словно они держат операцию, стоят грудью перед транзакцией, блокируя ее. Начинают давить, что от ваших действий будет зависеть улетят ваши деньги или нет, нельзя медлить ни секунды.

В общем они играют на страхе, вызывают (преднамеренно) панику, добиваются от вас самых нерациональных действий, сравни гипнозу.

Запомним, что транзакция (операция) или прошла уже и никто звонить не будет, или если кто-то реально что-то пытается провести и не получается, то по ней будет постоянный отказ автоматически.

Следующий вид мошенников (как то сейчас стали чаще звонит такие) - те кто говорит, что на вас оформляют кредит. Здесь как в порно: начинается все по-разному, но финал одинаковый.

Такие мошенники так же давят так же как и предыдущие на то, что именно сейчас они держат выдачу кредита на ваше имя и хотят онлайн получить от вас отказ от операции выдачи.

Так же пытаются вызвать панику и ждут нерациональных действий.

Запомним, что если все нормально с документами, то кредит уже оформлен (даже если незаконно и по поддельному паспорту), вам никто звонить не будет. Если с документами или заявкой что-то не так, значит - отказ по кредиту. И опять таки вряд ли кто-то вам позвонит.

Еще есть вариант, что звонят якобы с полиции, следственного комитета, ФСБ и тоже что-то там пытаются вам навешать на уши - тут вообще сразу отлуп прямо напрашивается.

Если МВД или другим огранам от вас что-то потребуются, они прийдут сами или будет заказное письмо под роспись.

Причем у всех разный уровень подготовки, кто-то слету говорит что он с СБ банка, кто-то разыгрывает сцену с несколькими участниками, говоришь с одним человеком, он тебя переключает на другого (пока переключают, играет музыка ожидания, как раз банка ВТБ или Сбера). Но суть всегда одинакова.

Как мне реальные сотрудники банка звонили

Было у меня три случая, когда приходилось общаться по реальным операциям с сотрудниками банка.

Первый раз.

Хотел купить себе электронную книжку в одном из магазинов техники. На кассе 3 раза отклонилась операция, хотя деньги на карте были. Не успел я на горячую линию позвонить, как мне позвонили из СБ банка и спросили, действительно ли это я пытался провести операцию на такую то сумму в таком то магазине. Я сказал, что это я. Мне ответили, что следующая попытка пройдет успешно, так и случилось, я купил электронную читалку.

Второй раз.

Снимал деньги с банкомата. С определенной суммы пошел отказ, хотя деньги на счету еще есть. Тут я успел первым позвонить и спросить, в чем дело. Меня оператор попытал вопросами: "Точно никто не просил вас снимать деньги? Вы это по собственной воле делаете? Кто-то заставил вас это сделать?". В итоге после вопросов с пристрастием, оператор сказал, что все ок и я могу дальше снимать деньги.

Третий раз.

Сделал перевод знакомому, чтобы он смог заказать мне ноутбук в Канаде (санкции все таки). Перевод оказался необычным для меня (такие суммы по СБП я еще не переводил), обычно переводишь 1 000 - 10 000 руб, а тут больше 100 000 руб. сразу. Два раза пришел отказ. Потом мне позвонил сотрудник банка спросил я ли это, попросил назвать еще пару перс данных, и спросил, что действительно ли я перевожу такую то сумму, такому то человеку по СБП. Я ответил, что да и след попытка прошла успешно.

В чем смысл этих нудных историй без погони и стрельбы?

Все просто: если бы я не взял трубку и не стал отвечать оператору ничего, игнорил бы его или послал на три буквы, то операция бы так дальше и отклонялась до бесконечности.

Если вы не в магазине или дома на диване в интернет-магазине что-то не можете купить, то можете смело игнорить или бросать трубку как только услышали о том, что у вас воруют деньги, оформляют кредит и прочие нелепые истории, и тогда все будет отлично.

Как защититься

Как же не стать объектом этих неприятных личностей, которые сидят за границей или просто сидят?

Я для себя принял пару решений, которые здорово меня успокоили.

  1. У меня сейчас 2 номера телефона: один основной с сим картой, второй дополнительный (виртуальный) - привязан к той же симке. У одного из операторов большой тройки эта услуга есть, но думаю и у других тоже такое есть.

  2. У меня несколько счетов в одном и том же банке:

    1. есть счет для ЗП ( к этому счету не привязано даже карточки)

    2. счет для покупок (к этому уже привязана карточка, которой я плачу в магазинах реальных и интернет магазинах)

    3. счет для единоразовых покупок в интернете на сайтах, которым прямо таки не очень доверяю или для подписок.

Первое решение нужно для того, чтобы основной номер привязать к госуслугам, ФНС, банкингу, инвестициям и проч. Второй номер я оставляю везде, где просят: прием в государственной или платной поликлинике, стоматологии, курсах, конференциях, карточки лояльности и прочее... в общем везде, где от вас хотят ФИО + номер телефона.

Что это дает? Очень просто: если вам с какими-то денежными вопросами звонят на второй номер - сразу шлем на три буквы. Кстати, после такого, мошенники начинают материться и воспаляться, смешно смотрится как "сотрудник СБ", который был так серьезен вдруг себя раскрывает.

Второе решение позволяет хранить деньги в относительной безопасности. Основные деньги лежат на счету, к которому даже карточка не привязана. На втором счете (я его называл "Оперативный") у меня максимум 15 000 руб., как заканчиваются перевожу с первого счета. Ну и третий счет - там вообще 0 руб. Когда нужно что-то купить на мутном сайте или купить подписку - перевожу ровно сколько надо на текущую покупку/подписку.

Итог

Надеюсь, что я хоть немного помог вам и надеюсь на то, что вы поговорите со своими родителями, родственниками на тему банковского мошенничества, чтобы они не попались на удочку этих "редисок".

Сильно не минусите, те кто считает, что тематика выбрана не очень точно.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Сталкивались ли вы с телефонными мошенниками?
100% Да 13
0% Нет 0
0% Да, украли деньги 0
Проголосовали 13 пользователей. Воздержался 1 пользователь.
Источник: https://habr.com/ru/articles/759514/


Интересные статьи

Интересные статьи

Существует много способов повышения безопасности ИТ-инфраструктуры, и внедрение доменных служб, таких как ALD Pro или Active Directory, является одним из них, т.к. помогает достижению цели уже только ...
В этом сообщении блога я делюсь советами о том, как наиболее эффективно использовать GitHub Actions и избежать лишнего времени выполнения и денежных затрат.Я предполагаю, что вы знакомы с GitHub Actio...
Хабр, привет! Недавно у департамента эксплуатации Яндекс.Денег прошло значимое событие. Наша компания быстро растет, и оказалось, что перемен требуют не только наши сердца, но и дата-цент...
C момента своего появления в декабре 2017-го дипфейки, видео с почти идеальной заменой лица, созданные нейросетью, наводили на экспертов панику. Многие, например, тогда боялись, что теперь ещ...
Термин Big Data подпорчен современным фантастическим преувеличением новых вещей. Как ИИ поработит людей, а блокчейн построит идеальную экономику — так и большие данные позволят знать абсолютн...