Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
В 2017 году консорциум W3C принял стандарт Encrypted Media Extensions (EME), тем самым положив конец конкуренции со стороны независимых браузеров.
Теперь невозможно выпустить свой браузер, который будет воспроизводить некоторые из самых популярных материалов в интернете. Сайты вроде Netflix, Hulu, HBO и др. требуют защиты лицензионного контента. Доступ к ним возможен только по лицензионному соглашению с крупными корпорациями.
Во время разработки своего браузера Metastream я упёрся в стену, когда Google отклонил мою заявку на использование их DRM-движка Widevine для воспроизведения зашифрованного медиа. Эта проблема затрагивает и других разработчиков, и обойти её невозможно.
Подобные технологические блокировки введены в первую очередь для того, чтобы успокоить медиаиндустрию.
Все хотят зарабатывать, а дистрибьюторы вроде Netflix зарабатывают на продаже доступа к своему контенту. Конечно, если вы продаёте контент, кто-нибудь захочет получить его бесплатно.
Чтобы защититься от цифровых пиратов, дистрибьюторы используют инструменты под названием Digital Rights Management (DRM).
DRM в программном обеспечении обычно представляет собой чёрный ящик, который контролирует способ доступа к контенту, затрудняя его копирование и распространение. Это не всегда работает на 100%, и цифровое пиратство по-прежнему существует, но DRM мешает большинству людей сохранить фильм, который они смотрят, и поделиться с другими.
Это может показаться разумным в том смысле, что ценный товар должен быть оплачен, но DRM зачастую вызывает дополнительные проблемы для потребителей и авторов контента.
Браузеры в первую очередь стремятся обеспечить всеобщий доступ к контенту в Сети. Блоги, социальные сети, видео, музыка, фотографии и т.д. Расцвет интернета стал возможен благодаря открытой веб-платформе (Open Web Platform).
Консорциум World Wide Web (W3C) занимается стандартизацией этих технологий, помогая им распространиться в открытом вебе.
До недавнего времени всё работало хорошо. Универсальный доступ ко всей информации осуществлялся через браузеры, такие как Firefox, Chrome, Safari и многие другие. Но с 2013 года W3C начал попытки стандартизировать DRM в веб-браузерах — при поддержке Google, Microsoft и Netflix — внедряя технологию, противоположную открытой веб-платформе.
Исторически, зашифрованный контент воспроизводился в браузерах плагинами вроде Adobe Flash и Microsoft Silverlight. Это привело к дырам в безопасности вне контроля разработчиков браузеров. Чтобы устранить эти проблемы и включить больше технологий в открытую веб-платформу, W3C предложил стандарт Encrypted Media Extensions (EME).
Консорциум W3C так описывает преимущества стандарта:
EME предоставляет общий API, который используется для обнаружения, выбора и взаимодействия с модулями расшифровки контента (Content Decryption Modules, CDM). Браузер должен предоставить совместимый CDM для воспроизведения зашифрованного контента.
Предположим, мы придумали отличную новую функцию для браузеров и решили реализовать её в своём браузере — либо на основе существующего проекта с открытым исходным кодом, либо иным образом.
Мы хотим, чтобы эта функция работала на всех сайтах, поэтому нужно предоставить CDM для таких сайтов, как Netflix. Если мы этого не сделаем, пользователям придётся постоянно переключаться на другой браузер только для этих сайтов. Нехорошо.
Скорее всего, у вашего текущего браузера есть модуль CDM. Посмотрим, какой именно.
Мы видим, что есть несколько вариантов: Widevine, PlayReady и FairPlay. Чтобы легально распространить один из этих CDM, мы должны подать заявку.
На странице контактов Widevine мы видим ссылку на службу поддержки для заключения лицензионного соглашения. Форма запрашивает основную контактную информацию и требует указать название компании.
При подаче запроса на лицензионное соглашение автоматически высылается электронное письмо с сообщением, что запрос получен и направлен соответствующей команде.
А теперь… мы ждём. Возможно, больше четырёх месяцев, как я. Или они пришлют лицензионное соглашение, но затем будут игнорировать вас в течение года.
Даже разработчики Brave — браузера от создателя JavaScript — столкнулись с подобными паузами в общении.
И если нам когда-нибудь пришлют лицензионное соглашение, согласно castLabs (сертифицированный партнёр по внедрению Widevine), Google ещё должна удостоверить аутентичность нашего браузера, прежде чем мы сможем использовать модуль CDM.
Система Microsoft PlayReady требует собственных соглашений, которые чётко прописаны в разделе «Распространение загружаемого программного приложения для конечных пользователей» на странице лицензирования PlayReady.
Там много бумажной работы, но они хотя бы устанавливают временны́е рамки для всего процесса. 22 дня звучит гораздо разумнее, чем неизвестное количество времени.
Однако уже в промежуточном лицензионном соглашении (Intermediate Product License) упоминается поставка комплекта «PlayReady Device Porting Kit и PlayReady Documentation Pack» с предоплатой в размере $10 000. В случае продажи программного обеспечения конечным пользователям также взимается роялти в размере $0,35 за каждый экземпляр программы.
По всей экосистеме Apple используется запатентованный CDM. Похоже, на сайте FairPlay нет никакой программы открытого лицензирования. В данный момент, перейдя по ссылке FairPlay Streaming Overview и войдя в систему с идентификатором Apple ID, мы видим ответ сервера HTTP 403 Forbidden.
Но подождите, поскольку это Open Web, можно ведь просто создать свой собственный CDM! Из разъяснения W3C по поводу реализаций EME:
К сожалению, CDM — лишь малая часть того, что необходимо для работы DRM. Гораздо более монументальным требованием будет убедить дистрибьюторов доверять этому решению. На такой уровень доверия обычно может претендовать только крупная корпорация.
Обзор архитектуры Widevine DRM даёт более полную картину того, каких усилий требует создание полноценной системы. Трудно представить, что какой-то один человек или малый бизнес способен самостоятельно обеспечить воспроизведение DRM во всех веб-сервисах, которые его требуют.
В итоге есть два варианта: Widevine или PlayReady.
С Widevine мы застрянем на неопределённый срок в неизвестности, согласятся ли они предоставить своё решение.
В PlayReady нужно внести предоплату $10 000.
После внедрения стандарта EME конкурентоспособность браузеров ограничена контролёрами-посредниками, что идёт вразрез с обещанием платформы Open Web:
Да, стандарт EME может быть реализован кем угодно, но это спорный тезис, если требование CDM говорит об обратном.
Барьеры DRM затронули ряд браузерных приложений. Некоторые из них перечислены ниже:
Для инноваций необходима конкуренция — и чтобы создать более доступное пространство для новичков, эти барьеры следует изменить.
В конечном счёте, лучшее решение для общества — а не для прибыли — это вообще отказаться от DRM. Поскольку это маловероятно, Google, Microsoft и Apple должны работать над исправлением веб-платформы, которую они повредили.
Теперь невозможно выпустить свой браузер, который будет воспроизводить некоторые из самых популярных материалов в интернете. Сайты вроде Netflix, Hulu, HBO и др. требуют защиты лицензионного контента. Доступ к ним возможен только по лицензионному соглашению с крупными корпорациями.
Во время разработки своего браузера Metastream я упёрся в стену, когда Google отклонил мою заявку на использование их DRM-движка Widevine для воспроизведения зашифрованного медиа. Эта проблема затрагивает и других разработчиков, и обойти её невозможно.
Подобные технологические блокировки введены в первую очередь для того, чтобы успокоить медиаиндустрию.
Капитализм, распространение медиа и пиратство
Все хотят зарабатывать, а дистрибьюторы вроде Netflix зарабатывают на продаже доступа к своему контенту. Конечно, если вы продаёте контент, кто-нибудь захочет получить его бесплатно.
Чтобы защититься от цифровых пиратов, дистрибьюторы используют инструменты под названием Digital Rights Management (DRM).
DRM в программном обеспечении обычно представляет собой чёрный ящик, который контролирует способ доступа к контенту, затрудняя его копирование и распространение. Это не всегда работает на 100%, и цифровое пиратство по-прежнему существует, но DRM мешает большинству людей сохранить фильм, который они смотрят, и поделиться с другими.
Это может показаться разумным в том смысле, что ценный товар должен быть оплачен, но DRM зачастую вызывает дополнительные проблемы для потребителей и авторов контента.
DRM в браузерах
Браузеры в первую очередь стремятся обеспечить всеобщий доступ к контенту в Сети. Блоги, социальные сети, видео, музыка, фотографии и т.д. Расцвет интернета стал возможен благодаря открытой веб-платформе (Open Web Platform).
Открытая веб-платформа — это совокупность открытых (бесплатных) технологий, которые позволяют работать в интернете. Используя открытую веб-платформу, каждый имеет право реализовать программный компонент веб-сайта, не требуя каких-либо согласований или выплаты лицензионных платежей.
Консорциум World Wide Web (W3C) занимается стандартизацией этих технологий, помогая им распространиться в открытом вебе.
До недавнего времени всё работало хорошо. Универсальный доступ ко всей информации осуществлялся через браузеры, такие как Firefox, Chrome, Safari и многие другие. Но с 2013 года W3C начал попытки стандартизировать DRM в веб-браузерах — при поддержке Google, Microsoft и Netflix — внедряя технологию, противоположную открытой веб-платформе.
Исторически, зашифрованный контент воспроизводился в браузерах плагинами вроде Adobe Flash и Microsoft Silverlight. Это привело к дырам в безопасности вне контроля разработчиков браузеров. Чтобы устранить эти проблемы и включить больше технологий в открытую веб-платформу, W3C предложил стандарт Encrypted Media Extensions (EME).
Консорциум W3C так описывает преимущества стандарта:
Encrypted Media Extensions (EME) обеспечивает совместимость, лучшую конфиденциальность, безопасность, доступность и удобство просмотра фильмов в интернете.
EME предоставляет общий API, который используется для обнаружения, выбора и взаимодействия с модулями расшифровки контента (Content Decryption Modules, CDM). Браузер должен предоставить совместимый CDM для воспроизведения зашифрованного контента.
Выбор CDM
Предположим, мы придумали отличную новую функцию для браузеров и решили реализовать её в своём браузере — либо на основе существующего проекта с открытым исходным кодом, либо иным образом.
Мы хотим, чтобы эта функция работала на всех сайтах, поэтому нужно предоставить CDM для таких сайтов, как Netflix. Если мы этого не сделаем, пользователям придётся постоянно переключаться на другой браузер только для этих сайтов. Нехорошо.
Скорее всего, у вашего текущего браузера есть модуль CDM. Посмотрим, какой именно.
Браузер | CDM |
---|---|
Chrome | Widevine |
Firefox | Widevine |
Safari | FairPlay |
Edge | PlayReady и Widevine |
Internet Explorer | PlayReady |
Opera | Widevine |
Brave | Widevine |
Vivaldi | Widevine |
Yandex | Widevine |
Мы видим, что есть несколько вариантов: Widevine, PlayReady и FairPlay. Чтобы легально распространить один из этих CDM, мы должны подать заявку.
Google Widevine
На странице контактов Widevine мы видим ссылку на службу поддержки для заключения лицензионного соглашения. Форма запрашивает основную контактную информацию и требует указать название компании.
При подаче запроса на лицензионное соглашение автоматически высылается электронное письмо с сообщением, что запрос получен и направлен соответствующей команде.
А теперь… мы ждём. Возможно, больше четырёх месяцев, как я. Или они пришлют лицензионное соглашение, но затем будут игнорировать вас в течение года.
Даже разработчики Brave — браузера от создателя JavaScript — столкнулись с подобными паузами в общении.
И если нам когда-нибудь пришлют лицензионное соглашение, согласно castLabs (сертифицированный партнёр по внедрению Widevine), Google ещё должна удостоверить аутентичность нашего браузера, прежде чем мы сможем использовать модуль CDM.
После заключения лицензионного соглашения вам будет предложено предоставить CSR'ы для изготовления сертификатов VMP. Google подпишет и вернёт сертификаты, которые после этого можно использовать для VMP-подписи ваших приложений.
Microsoft PlayReady
Система Microsoft PlayReady требует собственных соглашений, которые чётко прописаны в разделе «Распространение загружаемого программного приложения для конечных пользователей» на странице лицензирования PlayReady.
Там много бумажной работы, но они хотя бы устанавливают временны́е рамки для всего процесса. 22 дня звучит гораздо разумнее, чем неизвестное количество времени.
Однако уже в промежуточном лицензионном соглашении (Intermediate Product License) упоминается поставка комплекта «PlayReady Device Porting Kit и PlayReady Documentation Pack» с предоплатой в размере $10 000. В случае продажи программного обеспечения конечным пользователям также взимается роялти в размере $0,35 за каждый экземпляр программы.
Apple FairPlay Streaming
По всей экосистеме Apple используется запатентованный CDM. Похоже, на сайте FairPlay нет никакой программы открытого лицензирования. В данный момент, перейдя по ссылке FairPlay Streaming Overview и войдя в систему с идентификатором Apple ID, мы видим ответ сервера HTTP 403 Forbidden.
Создание нового CDM
Но подождите, поскольку это Open Web, можно ведь просто создать свой собственный CDM! Из разъяснения W3C по поводу реализаций EME:
Сама спецификация может быть реализована в свободных проектах с открытым исходным кодом, поскольку EME не предписывает никаких конкретных реализаций CDM. [...] Спецификация EME допускает создание будущих систем CDM, включая системы, более подходящие для проектов свободного программного обеспечения.
К сожалению, CDM — лишь малая часть того, что необходимо для работы DRM. Гораздо более монументальным требованием будет убедить дистрибьюторов доверять этому решению. На такой уровень доверия обычно может претендовать только крупная корпорация.
Обзор архитектуры Widevine DRM даёт более полную картину того, каких усилий требует создание полноценной системы. Трудно представить, что какой-то один человек или малый бизнес способен самостоятельно обеспечить воспроизведение DRM во всех веб-сервисах, которые его требуют.
Итак, какие у нас варианты?
В итоге есть два варианта: Widevine или PlayReady.
С Widevine мы застрянем на неопределённый срок в неизвестности, согласятся ли они предоставить своё решение.
В PlayReady нужно внести предоплату $10 000.
Вывод
После внедрения стандарта EME конкурентоспособность браузеров ограничена контролёрами-посредниками, что идёт вразрез с обещанием платформы Open Web:
Используя открытую веб-платформу, каждый имеет право реализовать программный компонент веб-сайта, не требуя каких-либо согласований или выплаты лицензионных платежей.
Да, стандарт EME может быть реализован кем угодно, но это спорный тезис, если требование CDM говорит об обратном.
Барьеры DRM затронули ряд браузерных приложений. Некоторые из них перечислены ниже:
- Brave — задержки в коммуникациях по Widevine.
- ElectronPlayer — нет ответа по Widevine.
- Fenêtre — нет ответа по Widevine.
- Metastream — отказ Widevine.
- Min
- Pennywise
- Wexond — нет ответа по Widevine.
- Если вы знаете о каких-то других проектах, добавляйте их в список пул-реквестом.
Для инноваций необходима конкуренция — и чтобы создать более доступное пространство для новичков, эти барьеры следует изменить.
В конечном счёте, лучшее решение для общества — а не для прибыли — это вообще отказаться от DRM. Поскольку это маловероятно, Google, Microsoft и Apple должны работать над исправлением веб-платформы, которую они повредили.
Дополнительная литература
- W3C и совместимость. Защита будущего от настоящего
- Формальное возражение: новые браузеры и EME
- «Мысли о музыке» — Стив Джобс (2007)