Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
После прочтения статьи "Как готовить Cake, используя только Frosting" мне пришла в голову мысль: "Какой большой проект для такого простого процесса сборки". После этого я и решил написать мини-статью про аналог Cake — Nuke.
Если я правильно понимаю историю проекта, Nuke появился как более простой и удобный аналог Cake, Psake и Fake. Автору Nuke хотелось писать скрипты сборки именно на C#, поэтому ему не подошли Psake и Fake. Судя по всему, когда создавался Nuke, не существовал Frosting, и все Cake скрипты были странными файлами с DSL на основе C#, которые можно было писать и отлаживать только в VS Code. Скрипт сборки Nuke изначально задумывался как обычное консольное приложение, которое легко можно писать и отлаживать в любой IDE.
Давайте создадим простейший скрипт сборки на Nuke и соберём с его помощью приложение!
1. Создаём приложение
Создадим новое приложение в папке src репозитория. Это не обязательно, но далее станет понятно, почему удобнее использовать для этого отдельную папку.
2. Устанавливаем Global Tool
dotnet tool install Nuke.GlobalTool --global
3. Создаём проект со скриптом сборки
Для этого необходимо выполнить команду:
nuke :setup
Это запустит консольный конфигуратор проекта сборки. Привожу анимацию его работы из документации Nuke.
Давайте посмотрим, что изменилось в репозитории:
Если не трогать настройки по умолчанию, то скрипт установки nuke создаст проект сборки в отдельной папке build
репозитория. Таким образом, скрипты сборки лежат в build
, а исходники в src
. Те же настройки по умолчанию предполагают использование папки output
в корне репозитория в качестве выходной директории для сборки.
Разберём изменения по отдельности:
.nuke — файл-маркер, по которому nuke определяет корневую папку
build.* — бутстрапперы для запуска сборки. При необходимости могут и .net установить, если его нет на машине, на которой происходит сборка
_build.csproj — файл проекта сборки. Имеет такое странное название для того, чтобы всегда быть первым в списке проектов в Solution Explorer
.editorconfig и _build.csproj.DotSettings — просто настройки стиля
А теперь — самое интересное:
3.1. Изменения в sln
Проект _build был добавлен в решение. Но был добавлен очень хитрым способом. Он отображается в IDE, его можно собрать, но если выполнить сборку всего решения, то мы увидим следующий вывод:
1>------ Rebuild All started: Project: Demo, Configuration: Debug Any CPU ------
2>------ Skipped Rebuild All: Project: _build, Configuration: Debug Any CPU ------
2>Project not selected to build for this solution configuration
1>Demo -> C:\Users\buldo\source\repos\nuke-example\src\Demo\Demo\bin\Debug\netcoreapp3.1\Demo.dll
========== Rebuild All: 1 succeeded, 0 failed, 1 skipped ==========
То есть при пересборке решения проект _build не собирается. Действительно, если бы скрипт сборки при работе вызывал ещё и пересборку самого себя, это могло бы привести к проблемам.
3.2. Build.cs
Приведу полный код сгенерированного файла и объясню основные моменты.
[CheckBuildProjectConfigurations]
[ShutdownDotNetAfterServerBuild]
class Build : NukeBuild
{
public static int Main () => Execute<Build>(x => x.Compile);
[Parameter("Configuration to build - Default is 'Debug' (local) or 'Release' (server)")]
readonly Configuration Configuration = IsLocalBuild ? Configuration.Debug : Configuration.Release;
[Solution] readonly Solution Solution;
[GitRepository] readonly GitRepository GitRepository;
[GitVersion] readonly GitVersion GitVersion;
AbsolutePath SourceDirectory => RootDirectory / "src";
AbsolutePath OutputDirectory => RootDirectory / "output";
Target Clean => _ => _
.Before(Restore)
.Executes(() =>
{
SourceDirectory.GlobDirectories("**/bin", "**/obj").ForEach(DeleteDirectory);
EnsureCleanDirectory(OutputDirectory);
});
Target Restore => _ => _
.Executes(() =>
{
DotNetRestore(s => s
.SetProjectFile(Solution));
});
Target Compile => _ => _
.DependsOn(Restore)
.Executes(() =>
{
DotNetBuild(s => s
.SetProjectFile(Solution)
.SetConfiguration(Configuration)
.SetAssemblyVersion(GitVersion.AssemblySemVer)
.SetFileVersion(GitVersion.AssemblySemFileVer)
.SetInformationalVersion(GitVersion.InformationalVersion)
.EnableNoRestore());
});
}
Данный класс является точкой входа в приложения. В методе Main
запускается сборка и выбирается цель сборки по умолчанию.
Цели сборки представлены свойствами типа Target
. Синтаксис с кучей стрелочек сначала пугает, но потом привыкаешь. Для целей сборки можно задавать зависимости (DependsOn()
), явный порядок выполнения (Before()
, After()
), условия выполнения (как статические, так и динамические), а главное — указывать с помощью Executes()
, что вообще делает этот Target
.
Следующая важная вещь для начинающего пользователя Nuke — параметры сборки. Достаточно просто пометить поле атрибутом [Parameter]
, и можно передавать значение этого поля через командную строку. В данном случае — конфигурацию сборки Debug или Release. Механизм очень гибок — можно сделать параметр необходимым, и без него сборка не запустится. Также параметр можно делать необходимым только для конкретного Target
.
Nuke предоставляет необходимые абстракции над решениями и проектами. Несколько решений в проекте? Нет проблем. Добавьте новое свойство типа Solution и пометьте его атрибутом [Solution]
— Nuke найдёт решение, распарсит его и предоставит доступ его содержимому.
Также в этом файле можно заметить пример расширения Nuke — модуль для работы с git установлен отдельным пакетом. С помощью полей GitRepository
и GitVersion
можно легко оперировать состоянием репозитория. Например, ориентируясь на имя ветки (master/не master), выбрать — ставить или нет preview метку при сборке nuget пакета.
4. Запуск сборки
Сборка запускается с помощью бутстраппера:
.\build.ps1 [targets] [arguments]
В данном случае для того, чтобы собрать приложение, необходимо выполнить следующую команду:
.\build.ps1 --target Compile --configuration release
На выходе получаем лог сборки, завершающийся удобной статистикой:
═══════════════════════════════════════
Target Status Duration
───────────────────────────────────────
Restore Executed 0:01
Compile Executed 0:03
───────────────────────────────────────
Total 0:04
═══════════════════════════════════════
Build succeeded on 29.12.2020 21:38:10.
На самом деле, если установлен NET 5, сборка скорее всего завершится ошибкой. Волшебный фикс — заменить атрибут поля GitVersion
на [GitVersion(Framework = "netcoreapp3.1")]
.
5. Делаем что-то полезное
По самому первому скриншоту статьи можно было заметить, что был создан проект на Avalonia. Так давайте соберём наше приложение, да так, чтобы оно было в виде одного исполняемого файла, включающего рантайм. Это значит, что придётся собирать несколько исполняемых файлов.
Далее я приведу код цели сборки с подробными комментариями:
Target Publish => _ => _
.Executes(() =>
{
var rids = new[] {"win-x64", "linux-x64"}; // Перечисляем RID'ы, для которых собираем приложение
DotNetPublish(s => s // Теперь вызываем dotnet publish
.SetAssemblyVersion(GitVersion.AssemblySemVer)
.SetFileVersion(GitVersion.AssemblySemFileVer)
.SetInformationalVersion(GitVersion.InformationalVersion)
.SetProject(Solution.GetProject("Demo")) // Для dotnet publish желательно указывать проект
.SetPublishSingleFile(true) // Собираем в один файл
.SetSelfContained(true) // Вместе с рантаймом
.SetConfiguration(Configuration) // Для определённой конфигурации
.CombineWith(rids, (s, rid) => s // Но нам нужны разные комбинации параметров
.SetRuntime(rid) // Устанавливаем RID
.SetOutput(OutputDirectory/rid))); // Делаем так, чтобы сборки с разными RID попали в разные папки
});
Заключение
Nuke — удобная система сборки. Она проста и минималистична в начале вашего проекта, но достаточно мощна для того, чтобы развиваться вместе с ним.
Ссылки
Сайт проекта