Нужен ли конкурентный анализ простой автомастерской?

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Наш клиент – компания СтройЭксперт-М. Это строительно-технологический холдинг, одно из подразделений которого специализируется на ремонте рукавов высокого давления (РВД) и шлангов гидроусилитель руля (ГУР). Когда у водителя возникают проблемы с рулевым управлением, он обращается за помощью к нашему клиенту, и через пару часов может снова садиться за руль.

Мы не можем использовать реальные скриншоты из скорринговой матрицы по причине конфиденциальности.

Услуги: Конкурентный анализ Тематика проекта: Ремонт и продажа автозапчастей Регион показов: Москва и Московская область Начало выполнения задачи: Июнь 2021

На примере работы с одной компанией мы покажем вам, как конкурентный анализ влияет на перспективы бизнеса.

Кто клиент и что хотел

Наш клиент – компания СтройЭксперт-М. Это небольшой автосервис, специализирующийся на ремонте рукавов высокого давления (РВД) и шлангов гидроусилитель руля (ГУР). Когда у водителя возникают проблемы с рулевым управлением, он обращается за помощью к нашему клиенту, и через пару часов может снова садиться за руль.

Клиент работал в Люберцах и ремонтировал по 2-3 автомобиля в неделю. За помощью обращались как частные лица, так и юридические: менеджеры автосервисов, дилерские центры и логистические компании. Заявки поступали через сарафанное радио, реже – с небольшого корпоративного сайта.

Весной 2021 года компания договорилась с нами о разработке полной digital-стратегии. За пару месяцев мы должны были изучить специфику бизнеса, оценить объем целевой аудитории и стоимость спроса, сделать аудит сайта и оценить его на конверсионность. По итогам работ клиент получит план-бюджет с рекомендациями по настройке рекламных каналов и примерным затратам на рекламу.

Разработали digital-стратегию клиенту

За несколько недель мы изучили специфику компании и особенности целевой аудитории. На базе этих данных собрали семантическое ядро, с помощью которого запустили тестовую контекстную рекламу. Трафик шел на новый сайт, поскольку старый проект не отвечал требованиям пользователей.

В дополнение мы интегрировали CRM и обучили клиента грамотным продажам. Спойлер: клиент получил коммуникационную систему, которая помогает удовлетворить требования всех сегментов ЦА. Ни один покупатель не остается без внимания СтройЭксперт-М благодаря CRM, а неуверенные клиенты быстро конвертируются в постоянных заказчиков.

Мы сделали все возможное, чтобы разложить бизнес клиента по полочкам и собрать лояльную целевую аудиторию. Но для полноты картины оставалось закрепить положение на рынке, чтобы ни один конкурент не смог отбирать клиентов у нашего партнера. Для этого нужен был конкурентный анализ.

Что такое конкурентный анализ и зачем он нужен?

Если коротко, мы узнаем сильные и слабые стороны конкурентов и передаем всю информацию клиенту. А чтобы клиент не запутался, готовим список рекомендаций по улучшению отдельных бизнес-процессов, которые дадут больше клиентов и продаж. Звучит просто? Однако на деле это целое приключение, где мы как сыщики исследуем рынок, притворяемся клиентами, общаемся с владельцами бизнеса и собираем все данные в отчет.

Проницательный читатель спросит: зачем вообще нужен конкурентный анализ, если реклама настроена, заявки идут, а бизнес работает? Будь все так просто, каждый бы мог ухватить свой кусок пирога без лишних усилий. Однако конкуренция в онлайн-продажах растет с каждым годом, а граница между оффлайном и онлайном все больше стирается. Стратегии, ориентированные на привлечение покупателей и качество сайта уступили место бизнес-ориентированной системе. Чтобы привлечь больше покупателей, нужно думать о самих покупателях и их потребностях, а не только о рекламе и красивом дизайне. И что как не изучение конкурентов поможет нам лучше понять, в каком направлении двигаться.

Шаг первый: готовим скорринговую матрицу

Вы можете взглянуть на скриншот и ужаснуться от обилия цифр и цветов. Но все проще, чем кажется. Сверху вниз мы располагаем конкурентов, а слева направо – параметры, которые нужно оценивать. Слева от столбца с конкурентами – два финальных показателя: «качество бизнеса» и «вероятность заказа». Мы специально поделили финальный показатель на два параметры, чтобы было проще оценивать свой бизнес с двух позиций: внутренне и внешне.

Качество бизнеса – это все то, за что к вам обращаются, любят и ценят. Именно высокое качество внутренних процессов приносит клиентов по сарафану: люди могут не видеть ваш сайт, рекламу, дизайн, портфолио и сертификаты, но точно оценят быстрый ремонт шланга ГУР, выезд на место поломки и невысокую стоимость услуг. Это внутренние процессы, благодаря которым вы можете собрать базу преданных покупателей даже без рекламы – хоть и не так быстро.

Вероятность заказа – это позиционирование компании на рынке. Люди, которые ни разу не пользовались вашими услугами, смотрят на качество сайта и рекламных объявлений, изучают портфолио, видеозаписи и прочие элементы, влияющие на вероятность покупки.

Каждому параметру мы присваиваем группу: так, наличие портфолио относится к вероятности заказа, а сроки ремонта – к качеству бизнеса. Дополнительно расставляем веса. Например, самый большой вес у цены, а самый незначительный – у портфолио или качества FAQ (колонка с ответами на вопросы).

Шаг второй: ищем конкурентов

Итак, таблица создана, время искать конкурентов. Особых хитростей здесь нет: забиваем в поисковик запрос и регион, в котором работает клиент. СтройЭксперт-М работает на юго-востоке Московской области, поэтому мы брали автосервисы в ближайших городах и районах.

Главной правило – конкуренты должны быть равновеликими. Мы не сравниваем частную хлебную лавку с крупными торговыми сетями, или маленький автосервис с гигантами вроде «ФитСервис» или «АвтоПлюс».

Для СтройЭксперт-М мы нашли 9 аналогичных компаний, выполняющих ремонт и замену шлангов ГУР в пределах Московской области. Уже на этапе поиска стало понятно, что некоторые занимаются доставкой, другие выезжают на место поломки, а третьи принимают авто только у себя. Мы сделали первичные выводы: авто с поломанным рулевым управлением тяжело пригнать в автосервис, поэтому явное преимущество у тех, кто выезжает прямо к клиенту.

Шаг третий: оцениваем поисковую выдачу

Клиент, который столкнулся с проблемой поломки авто, отправляется в Яндекс. Типичный запрос – «Ремонт шланга ГУР Люберцы». На первой странице выдачи есть несколько ссылок разной степени полноты и понятности. Чем лучше оформлена карточка компании, тем выше вероятность, что клиент откроет именно этот сайт.

Оцениваем сниппет по трем критериям: есть ли ключевой запрос, указание услуги и цены, УТП и контакты. Чем меньше сведений в снимете – тем ниже оценка.

Параллельно смотрим оценки автосервисов в Яндексе. Если оценки нет, заносим в таблицу средний показатель.

Шаг четвертый: изучаем сайты конкурентов

Чтобы объективно оценивать сайты конкурентов, мы сконструировали примерный путь клиента – от клика по ссылке до оформления покупки. Выглядит он следующим образом:

  • Клиент попадает на сайт. Изучает информацию на главной странице. Сейчас ему нужно только одно – подтверждение того, что автосервис ремонтирует шланги ГУР, контакты и указание цены.

  • Клиент скролит сайт вниз: изучает примеры работ и сертификаты компании. Открывает видео, где владелец бизнеса рассказывает о своем подходе к работе.

  • Клиент смотрит прайс-лист. Ищет блоки со скидками и акциями, изучает условия.

  • Если у клиента остаются вопросы – открывает блоки в разделе FAQ.

  • Клиент изучил всю информацию и хочет оформить заказ.

  • Клиент №1 любит звонить и уточнять все голосом, Клиент №2 желает написать в Телеграмм или Ватсап, а Клиент №3 хочет оставить заявку и ждать скорого звонка. Каждый сегмент клиентов должен быть удовлетворен.

Мы собрали все параметры, связанные с качеством сайта. Присвоили им вес и расставили оценки. Оказалось, что далеко не у всех конкурентов есть видео и сертификаты, и уж совсем у единиц собраны все коммуникационные функции на одной странице.

Несмотря на низкий вес у показателя «Видео об услуге», у одного из конкурентов мы заметили крутое УТП: владелец бизнеса показывал, что перед началом работ со шлангом он ставит его на продув, чтобы вместе с клиентом выявить место деформации. Мы взяли этот факт на заметку, чтобы отразить его в отчете для СтройЭксперт-М.

Шаг пятый: делаем контрольную закупку

На сайте должны быть все возможные способы связаться с автосервисом: телефон, кнопка «купить», обратная форма связи, email и мультикнопки мессенджеров. К нашему удивлению, не у всех конкурентов нашелся даже email, а телефон был спрятан так далеко, что на его поиски мы потратили около минуты.

Быстроту ответа оценивали от 0 до 2:

0 – если компания не ответила вовсе 1 – если ответили со второго раза 2 – если ответили быстро

По тому же принципу оценивали полноту ответа:

0 – не дали никакого ответа 1 – ответ неполный, не смогли ответить на вопросы о гарантии, доставке или цене 2 – дали полный и развернутый ответ

По итогу контрольной закупки сделали главный вывод: компания с идеальным сайтом может оказаться неконкурентноспособной, если у нее плохой отдел продаж. Одновременно бизнесы с невзрачным сайтом общались с нами по несколько минут, выслушивали все пожелания, давали советы и соглашались приехать прямо сейчас.

Все данные о коммуникативных возможностях конкурентов поместили в матрицу.

Шаг шестой: собрали ценники конкурентов. Почему все не так однозначно?

Бизнес привык думать, что чем дешевле услуга – тем выше вероятность заказа. Отчасти это так, вот только параметр стоимости влияет исключительно на привлечение новых клиентов. Если ценник дешевый, а качество исполнения минимальное, то базу постоянной лояльной аудитории собрать не получится. Именно такой вывод мы сделали, изучив цены на рынке и пообщавшись с бизнесами.

В отчете для клиента мы написали о конкуренте с самым высоким ценником. Именно параметр стоимости не позволил ему оказаться в лидерах нашей матрицы, хотя по остальным параметрам он обходил все аналогичные компании. Владелец бизнеса подробно объяснил высокую стоимость услуги, и мы как «покупатели» прониклись к нему куда большим доверием, чем к конкурентам. Именно этот владелец использует продув шлангов, чтобы найти место изъяна.

Мы сделали следующий вывод: высокая цена оправдана, если у вас отличное качество выполнения услуг и грамотное позиционирование.

Шаг седьмой: еще раз "встряхиваем" показатели в матрице и готовим отчет для клиента

Не все параметры в матрице доживают до подготовки отчета. Если у всех компаний по одному параметру одинаковые оценки, мы исключаем такой параметр и заменяем его новым.

Перед тем как показать матрицу клиенту, мы готовим подробный отчет со всеми плюсами и минусами конкурентов. Доказываем, почему внедрение отдельных бизнес-процессов благотворно скажется на позициях Заказчика на рынке.

Что получил клиент?

Благодаря конкретному анализу СтройЭксперт-М получил следующие преимущества:

  • Возможность формулировать уникальные торговые предложения, которые помогут отстроиться от конкурентов.

  • Экономия бюджетов на рекламные кампании.

  • Четкое понимание специфики ценообразования в нише.

  • Подготовка подробного плана продаж в компании.

  • Избавление от необходимости постоянно проверять гипотезы. - Теперь появилась точная и эффективная стратегия по продвижению услуги.

  • Понимание, какими продуктами и услугами можно дополнить свой бизнес.

  • Возможность сделать лучший продукт на рынке благодаря четкой стратегии продвижения.

  • Больший объем покупателей, заявок, продаж и прибыли.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Нужен ли конкурентный анализ небольшим бизнесам?

  • 100,0%Однозначно да1
  • 0,0%В этом нет смысла0
  • 0,0%Зависит от типа бизнеса0
  • 0,0%Посмотреть варианты0
Источник: https://habr.com/ru/post/568300/


Интересные статьи

Интересные статьи

Всем привет, меня зовут Антон Околелов, вы можете меня знать по подкасту "Цинковый прод" Мир программирования постоянно меняется. Появляются новые подходы, языки, базы данных...
Анализ тональности стал мощным инструментом для масштабной обработки мнений, выражаемых в любых текстовых источниках. Практическое применение этого инструмента в английском языке до...
Поскольку WireGuard станет частью будущего ядра Linux 5.6, я решил посмотреть, как лучше всего интегрировать этот VPN с моим LTE-маршрутизатором/точкой доступа на Raspberry Pi. Оборудование ...
Доброго времени суток, Хабровчане! Хочу рассказать о том, как я недавно узнал о неких "хуках" в React. Появились они относительно недавно, в версии [16.8.0] от 6 февраля 2019 года (что по скор...
Реализация ORM в ядре D7 — очередная интересная, перспективная, но как обычно плохо документированная разработка от 1с-Битрикс :) Призвана она абстрагировать разработчика от механики работы с табл...