Нужен ли в архитектуре скрам-мастер: история одной команды

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

«Да кто такой этот ваш аджайл?! Мы же не продуктовая команда!», «И как меня угораздило в это вляпаться?!» — такие выражения (и много чего еще) я часто слышала на командных встречах архитекторов в роли агента изменений.

Всем привет! Я – Мадина, скрам‑мастер в Департаменте управления технологиями МТС, у нас это подразделение называют Департаментом Technology Governance (TechGov).

Наше подразделение (относительно недавно созданное) занимается управлением технологиями на уровне всей компании. Если коротко – структура Департамента представляет собой Центры компетенций и Центры практик.

Центры компетенций описывают практики, методологии и стандарты, центры практик занимаются внедрением и масштабированием этих практик по всем продуктам компании. Трансформация, а тем более технологическая – дело непростое, и без применения гибких методологий тут не обойтись. 

Agile не ограничивается только продуктовыми командами, любое подразделение в компании может получить пользу от внедрения этой методологии. Ведь Agile – это не просто модное слово, это философия работы, которая позволяет улучшить процессы и более эффективно достигать поставленных целей. Тем более, наш департамент занимается Продуктовой трансформацией в том числе, а это значит мы должны следовать принципу Eat your own dog food (практика использования компанией или командой разработчиков собственных сервисов и продуктов).

Но одно дело (тоже весьма непростое) — внедрять скрам или канбан в командах разработки, где есть понятный инкремент и стейкхолдеры. И совсем другое — внедрять гибкие подходы в Центрах компетенций или практик. Таких, например, как архитектура, управление производственным процессом, R&D или даже сам Центр практик Agile.

Мой путь агента изменений был нелегок и тернист, я набила кучу шишек, случались и провалы. Но я извлекла из этой истории много уроков и, кажется, мы с командой смогли нащупать верную дорогу, используя здравый смысл, и начали ощущать пользу от внедряемых изменений.

Итак, от директора по развитию технологий TechGov поступил запрос на скрам-мастера в Центры практик и компетенций управления корпоративной архитектуры. Запрос звучал примерно так: «Нужен гибкий подход к реализации задач. Продуктовые практики при разработке стандартов и методологий».

Ключевые стратегические направления, которыми занимается Центр:

  • ArchOps;

  • Бизнес-архитектура;

  • CloudNative;

  • Архитектурные стандарты;

  • Технологический радар;

  • Open/Inner Source;

  • и другие направления.

Стоит ли говорить о том, как было тяжело первое время вникать в суть дискуссий и задач на командных встречах? Например, тема встречи такая: «Обсуждение метамодели аналитических и архитектурных артефактов». Я гуглю: «Что такое метамодель?» и получаю ответ: «Метамодель – это модель, описывающая другую модель».

Эммм... спасибо…

Что я увидела на старте: каждый сотрудник занимался своим, на первый взгляд, узкоспециализированным делом и особо не заботился о том, что происходит за пределами своей области ответственности. И да, до меня команда уже работала в спринтах, проходили синхронизирующие встречи. 

Было множество митингов, презентаций и писем друг другу, но на практике реализация и внедрение проходили туго. Спринты закрывались и открывались формально, никаких процессных метрик не велось. Во избежание бунта я решила начать процесс изменений поэтапно. Сначала встретилась с каждым членом команды на индивидуальной встрече, и мы заполнили шаблон STATIK.

Шаблон STATIK
Шаблон STATIK

Основной моей задачей было погрузиться в работу центра и понять, какие проблемы есть на поверхности.

Вот какие проблемы мы вместе обозначили:

  • много зависимостей, которые очень сложно решаются или не решаются совсем;

  • непрозрачный канал коммуникации между руководством, смежными подразделениями;

  • «я не понимаю, чего от меня хотят».

Пообщавшись с директором и каждым участником команды я для себя сделала вывод, что команда находится примерно на красном уровне развития, если оценивать по спиральной динамике:

 

А значит, нам надо постепенно выходить на синий уровень, а это инструкции, правила, постоянные ритуалы. Если короче – дисциплина.

Этап 1. И тут мы пришли к гигиене Jira…  

Что было (тут прошу понять и простить за «англицизмы», но в нашей профессии без них никак:)):

Lead time* задач несколько месяцев, выполнение запланированных задач на спринт только 20%. Задачи и истории не соответствовали объектной модели**, принятой в департаменте.

*Lead time задач — промежуток времени, необходимый для выполнения задачи.

**Объектная модель Jira — это совокупность объектов (epic, story, task) их свойств, параметров и взаимосвязей (звучит почти также как объяснение термина метамодель, знаю

Источник: https://habr.com/ru/companies/ru_mts/articles/743398/


Интересные статьи

Интересные статьи

Про аппараты искусственного дыхания (ИВЛ) слышали, наверное, все. Но это не первый случай столь широкой известности приспособлений для протезирования внешнего дыхания — доставки свежего воздуха (или г...
Я пришла в мобильное приложение «Кошелёк» прошлым летом на роль продакта в новой команде Рекламы, которую мне предстояло набирать. Стандартный состав кроссфункциональной продуктовой команды в Кошельке...
Магнитная звукозапись и винил, получившие массовое распространение после Второй мировой войны, изменили акустическую экосистему в домах людей. Они не только преобразили подход к просл...
Сегодня мы публикуем историю перехода в IT Андрея Вуколова. Детское увлечение космосом когда-то привело его на ракетостроение в МГТУ. Суровая реальность заставила забыть о мечте, но все обернул...
Почти все любители видеоигр определённого возраста знакомы с игровыми картриджами и их принципом работы: ты вставляешь картридж в консоль, включает её и начинаешь игру. Менее известны картриджи, ...