Облака победят — не нокаутом, а по очкам, или Как решиться на ИТ-аутсорсинг

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Привет! Меня зовут Александр Сухарев и я люблю звезды — у меня даже есть свой телескоп. Но больше, чем звезды, я люблю информационную безопасность.

Я отвечаю за развитие ИБ-сервисов в beeline cloud. И сегодня хочу обсудить с вами ИТ-аутсорсинг в разрезе облаков. Расскажу, почему я верю в облака, как интегрировать сервисную модель в свои бизнес-процессы и как найти провайдера, с которым можно разделить риски.

Про сервисную модель

Я верю, что будущее — за сервисной моделью.

Все преимущества облаков перечислять не буду. Уверен, что читатели этой статьи и так знают, как облака помогают сокращать издержки, снижать time to market цифровых продуктов и повышать эффективность затрат на ИТ.

«Новейшая история» показала, что все больше заказчиков делают выбор в пользу сервисов от провайдеров:

  • В период пандемии 2020 года компании по всему миру, включая Россию, были вынуждены оперативно трансформировать бизнес-процессы под изменившиеся реалии. Вспомните, сколько предприятий в срочном порядке разворачивались в облаке и переводили сотрудников на удаленку.

  • В 2022 году индустрию накрыло новой волной интереса к облакам. До момента введения санкций компании строили инфраструктуру на решениях зарубежных вендоров. Позже они ушли, а потребности в ИТ-решениях остались. Заказчики начали импортозамещать иностранные решения, и довольно часто они делали выбор в пользу облачных (SaaS, PaaS и пр.), а не коробочных решений.

Поэтому я убежден, что в конечном итоге облака победят. Не нокаутом, но по очкам. Безусловно, часть заказчиков останется с «железом» on-premise, например, из-за требований регуляторов. Большинство в той или иной мере перейдет на облачные технологии.

Рынок облаков увеличивается невероятными темпами. Он обрастает новыми компаниями и сервисами, которые так или иначе связаны с ИТ-аутсорсингом, облаками и безопасностью в облаках.

Ведь если сервисы появляются — значит — это кому-нибудь нужно.

Прежде всего — бизнесу. Все эти компании появляются не просто так. Их рождение — ответ на современные потребности бизнеса, который стремится быть еще более совершенным, эффективным, сокращать издержки и увеличивать прибыль. 

А облака — это как раз про сокращение издержек. Когда не нужно держать на балансе оборудование, которое рано или поздно пойдет в утиль. Или оплачивать команду высококвалифицированных специалистов. Все это можно получить по сервисной модели у облачного провайдера.

Как решиться на ИТ-аутсорсинг

Перейти в облако — полностью или частично — значит, отдать часть своего бизнеса под ответственность другой компании, куда-то вовне. Ожидаемо, у многих заказчиков это вызывает опасение.

Как вообще понять, нужен ли вам ИТ-аутсорсинг? 

  1. Если заказчик задумался о переходе на облачные технологии, значит, на то есть веская причина. Внедрения ради внедрения быть не должно. Определите, какую цель позволит достичь облако. Возможно, запустить какое-то новое направление или бизнес-функцию? Снизить расходы на ИТ? Повысить эффективность бизнес-процессов?

  2. Проведите оценку эффективности:

    a. Проанализируйте, какие процессы вы можете отдать в облако, а какие — закрыть самостоятельно.

    b. Оцените эффективность аутсорса выбранных процессов. На одной чаше весов — стоимость аутсорса, на другой — риски и работа с ними.

    c. Выберите подрядчика, исходя из требований и задач бизнеса.

Как выбрать провайдера

Итак, вы решили, что вам необходим ИТ-аутсорсинг, и определили список нужных сервисов. Как же выбрать провайдера, который не подведет?

Когда заказчик приходит к нам в beeline cloud, на стадии предпроектной подготовки мы в обязательном порядке рассказываем, как устроена инфраструктура, сколько у нас ЦОД, как реализовано резервирование. После того, как клиент убедится в надежности хранения данных, переходим к юридическим вопросам — обсуждаем договор, SLA, разграничение зон ответственности. 

Не стесняйтесь задавать провайдеру неудобные вопросы.

Например: «А что будет, если вы завтра — раз! — и закроетесь?». Лучше на берегу обсудить все неприятные моменты и максимально изучить провайдера изнутри.

Итак, давайте подытожим. При выборе провайдера:

  • исходим из целей;

  • следим за договором, SLA;

  • задаем провайдеру как можно больше вопросов.

Риски: разделяй и властвуй

Любой заказчик, который хочет переехать в облако, хочет знать, как в контексте сотрудничества с провайдером будет происходить разделение рисков.

При этом нужно понимать, что в первую очередь заказчик опасается, что при возникновении каких-либо проблем с облаком он останется с этими проблемами один на один. А провайдер просто скажет: вот тебе платформа/ПО/сервис, с остальным разбирайся сам, и не забудь в договоре текст мелким шрифтом прочитать.

Безусловно, ни один надежный провайдер, который заботится о своей репутации, не позволит себе так поступить с клиентом. Однако наш мир не идеален, и как бы поставщик сервиса не заботился об инфраструктуре, всегда что-то может пойти не так. 

Именно поэтому рекомендую тщательно следить за тем, чтобы провайдер в явном виде регламентировал, кто и за что отвечает. При этом предусмотреть все нюансы просто нереально: при разделении ответственности между провайдером и заказчиком может возникнуть некая серая зона, пункты, которые не вошли в SLA и другие документы. Как быть, если возник инцидент и неясно, кто должен отвечать за его устранение?

Конечно, клиент может конструктивно высказать заказчику претензию относительно случившегося. Как правило, внутри компании такие инциденты разбираются довольно тщательно. При этом, если с выбором провайдера вы не ошиблись, ситуация разрешается простым человеческим общением, в редких случаях — компенсацией со стороны провайдера.

Чтобы избежать неприятных моментов в будущем, постарайтесь еще на стадии подготовки проекта обсудить с поставщиком услуги все риски и зафиксировать их в договоре. А если что-то упустили и в «серой зоне» ответственности случился инцидент, будьте уверены — облачный провайдер пойдет вам навстречу. Потому что в облаках выигрывают все. И дело не только в технологиях.

Надеюсь, вам было интересно. Если у вас остались вопросы — задавайте их в комментариях. Постараюсь ответить даже на самые неудобные

Источник: https://habr.com/ru/companies/beeline_cloud/articles/771326/


Интересные статьи

Интересные статьи

Дорогие хабровчане!Статья предназначена для консультантов ERP ПАРУС и может быть полезной широкому кругу интересующихся облачными технологиями.ПАРУС ERP достаточно давно использует привычные продукты,...
Привет, Хабр! Последние шесть месяцев мы посвятили тому, чтобы сделать коробочную версию Service Desk из нашего SaaS-сервиса. Это была наша первая разработка коробочного продукта. С чего мы начинали, ...
Привет, Хабр! Меня зовут Илья Казначеев, я техлид в MTS Cloud, это облачный провайдер МТС. Моя команда занимается сервисом Kubernetes Managed, а еще мы проводим тесты облачных платформ. В этой статье ...
Использование гибридного облака: применение CDP Cloud для оценки рисков, связанных с COVID-19 В этой серии статей я продемонстрирую, как использовать мощные возможности г...
Привет, Хабр! На связи Артемий Козырь из команды Аналитики, и я продолжаю знакомить вас с Wheely. В этом выпуске: Основы гибких кластерных вычислений Колоночное хранение и компресс...