Обмен химическим топливом между восходящими и нисходящими космическими аппаратами

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!

Предположим что в не столь отдаленном будущем на Луне организованна добыча воды в промышленных масштабах и налажено производство из нее кислород/водородного ракетного топлива.

После чего совершенно разумно возникает вопрос о возможности доставки указанного топлива на низкую опорную орбиту Земли (НОО) для последующего использования его для транспортировки грузов с НОО на поверхность луны (ПЛ).

Будем условно называть направление Луна-Земля восходящим, а Земля-Луна нисходящим.

Экономическая оправданность доставки топлива на НООЗ с ПЛ подтверждается простым сравнением первой космической скорости для Земли 7.920 км/с и второй космической скорости для луны 2.376 км/с, а с учетом возможности проложить траекторию через точку Лангража-1 скорость для транслунного перелета можно снизить до 2.264 км/с.

Принимая скорость истечения кислород/водородного топлива I_sp = 4.650 км/с, находима относительный расход M_F21 топлива для перемещения космического аппарата (КА) единичной массы по маршруту ПЛ-НОО по формуле:

M_{F21}=e^\frac{V_{21}}{I_{sp}}-1=e^\frac{2.264}{4.650}-1=0.62723=62.72\%

Принимая скорость перехода на транс лунную орбиту V_2=3.128 км/с, находима относительный расход M_F12 топлива для перемещения КА единичной массы по маршруту НОО-ПЛ по формуле:

M_{F12}=e^\frac{V_{12}+V_{21}}{I_{sp}}-1=e^\frac{3.128 + 2.264}{4.650}-1=2.18856=218.86\%

Допустив разумное предположение что в обе стороны идет равный грузопоток, и следовательно масса КА при всех маневрах остается постоянной, то есть по достижению конечной точки маршрута КА выгружает/загружает груз одинаковой массы находим относительный расход M_F212 топлива для перемещения КА единичной массы по маршруту ПЛ-НОО-ПЛ по формуле:

M_{F212}=e^\frac{V_{21}+V_{12}+V_{21}}{I_{sp}}-1=e^\frac{2.264+3.128 + 2.264}{4.650}-1=4.18885=418.89\%

Допустив разумное предположение о массе КА в 100,0 тонн и массе перевозимого груза также 100,0 тонн получаем массу топлива 837,78 тонн для полного рейса. Вполне разумные массогабаритные характеристик для гипотетической одноступенчатой ракеты оснащенной тепловым щитом для аэродинамического торможения.


Предположим что на последнем этапе своего полета КА вместо прямого спуска на ПЛ сперва перейдет на низкую круговую орбиту луны где встретиться с другим КА только что стартовавшим с поверхности луны который передаст ему топливо для посадки, определим относительный расход топлива для такой ситуации по формулам:

M_{F313}=e^\frac{V_{31}+V_{12}+V_{31}}{I_{sp}}-1=e^\frac{0.591+3.128 + 0.591}{4.650}-1=1.52661=152.66\%M_{F23}=e^\frac{V_{23}}{I_{sp}}=e^\frac{1.674}{4.650}=0.43333=43.33\%M_{F1}=(1+M_{F313}+M_{F23}) \cdot (1+M_{F23})-1M_{F1}=(1+1.5266+0.4333) \cdot (1+0.4333)-1=3.2424=324.24\%

Как можно заметить требуемый запас топлива при подобном маневре уменьшился с 418,89% до 324,24%, иными словами передача топлива между КА летящим к земле и луне соответственно уменьшила требуемую массу топлива на 22,6%, с 837,78 тонн первоначальных тон до 648,48 тонн. Указанный эффект основан на том что в первоначальном варианте имело место быть двойная перевозка когда топливо необходимое для посадки на ПЛ сперва было доставлено на НОО, а потом обратно доставлено на низкую лунную орбиту.

Рассмотрим вариант двойной передачи топлива выбрав в качестве второй точки, точку Лагранжа-1, где относительная скорость восходящего и нисходящего КА близки к нулю, по формулам:

M_{F12}=e^\frac{V_{12}}{I_{sp}}-1=e^\frac{3.128}{4.650}-1=0.95950=95.95\%M_{F31}=e^\frac{V_{31}}{I_{sp}}-1=e^\frac{0.591}{4.650}-1=0.13553=13.55\%M_{F2}=\big((1+M_{F12}+M_{F31}) \cdot (1+M_{F31})+M_{F23}\big) \cdot (1+M_{F23})M_{F2}=\big((1+0.9595+0.1355) \cdot (1+0.1355)+0.4333 \big) \cdot (1+0.4333)-1=3.0307=303.07\%

Как можно заметить во второй раз экономия топлива уже не столь значительна хотя и по-прежнему ощутима и составила 27,6% от первоначальной массы топлива, которая благодаря такому маневру снизилась до 606,14 тонн.

Рассмотрим последний вариант тройной передачи топлива где в качестве третьей точки выберем любую точку на высоко эллиптическую орбиту, то есть при спуске из точки Лагранжа-1 мы первоначально совершим маневр перехода на высокоэллиптическая орбиту, где передадим половину топлива восходящему КА, а уже потом перейдем на круговую орбиту, расход топлива определим по формулам:

M_{F12/2}=e^\frac{V_{12/2}}{I_{sp}}-1=e^\frac{3.128/2}{4.650}-1=0.39982=39.98\%M_{F2}=\big((1+0.3998 \cdot 2) \cdot (1+0.1355)+0.4333\big) \cdot (1+0.4333)-1=2.54991=254.99\%

Как можно заметить маневр с разложением импульса перехода на транслунную орбиту на два последовательных импульса дал значительную экономию условного топлива позволив снизить его первоначальную массу на 39,1%, то есть практически на 2/5.

Как видно идея последовательного обмена/передачи топлива между космическими аппаратами на межпланетных трассах может позволить серьезно уменьшить влияние формулы Циолковского и значительно сэкономить объемы топлива.

Источник: https://habr.com/ru/post/543694/


Интересные статьи

Интересные статьи

Привет хабр!В React на смену эпохи классов, пришла эпоха функциональных компонентов. И нам показали хуки, как замена методам жизненного цикла. Но многие так и не задумыва...
Мне было необходимо делать 2 раза в сутки бэкап сайта на «1С-Битрикс: Управление сайтом» (файлов и базы mysql) и хранить историю изменений за 90 дней. Сайт расположен на VDS под уп...
Часто самое интересное на митапах начиналось, когда несколько человек увлеченно спорили вокруг какой-то темы, а ты мог включиться с вопросом или добавить свои “пять копеек” опыта. Мы с Алексе...
Привет, друзья! Меня зовут Петр, я представитель малого белорусского бизнеса со штатом чуть более 20 сотрудников. В данной статье хочу поделиться негативным опытом покупки 1С-Битрикс. ...
В 1С Битрикс есть специальные сущности под названием “Информационные блоки, сокращенно (инфоблоки)“, я думаю каждый с ними знаком, но не каждый понимает, что это такое и для чего они нужны