Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
SIMATIC WinCC Open Architecture – это SCADA система разработки ETM(Siemens). В последние годы стала достаточно популярна в России в определенных кругах.
Поскольку в интернете информации о данном продукте не очень много, а на обучениях даются достаточно поверхностные знания и многие моменты не затрагиваются, появилась идея попробовать написать серию статей с интересными на мой взгляд темами.
В WinCC OA встроен C/C++ подобный скриптовый язык CONTROL. О его возможностях сегодня и поговорим.
Динамические массивы
Динамические массивы представлены двумя видами типов данных:
vector<type>, где type – тип данных. Тип может быть простым как int или double, так и сложным как строка, структура или же другой вектор. По сути, это тот же вектор, как и в C++ с похожими методами и возможностями.
Динамический массив Dyn_type, где type также тип данных.
В целом оба вида принципиально ничем не отличаются. В документации так дословно сказано об их различиях:
The biggest difference between vectors and dyn_ variables is the index. For vectors this index starts at 0 while dyn_ variables start at 1
Тут также стоит отметить, что возможен такой вариант как vector<void>. В документации про это написано следующее:
The void data type for a vector allows to add any data type. A vector<void> is similar to a dyn_anytype, but a dyn_anytype is a dyn_ containing anytype variables, which themselves point to any other type. In terms of performance and memory consumption, the vector<void> is better, since it directly holds the final pointers to whatever datatype was given.
Объект вектора и динамического массива имеют одинаковые методы:
Также в языке предусмотрены отдельные функции для работы с динамическими массивами. Такие функции использовать с вектором не получится.
Перечень функций из документации:
Ассоциативные массивы
Этот тип данных представлен одним видом: «mapping».
Из документации:
Переменные "mapping" сохраняют произвольные пары ключ-значение. Ключи и значения сохраняются в два массива: один для ключей и один для значений
Таким обозом получается, что тут мы имеем дело с самой простой реализацией и «под капотом» у нас два массива. Попахивает линейной сложностью O(n) выполнения основных операций добавления, поиска и удаления. Никаких тут тебе двоичных деревьев поиска и хеш-таблиц с их логарифмическими O(log n) и константными O(1) сложностями.
Методы ассоциативного массива:
Функции для работы с mapping:
Функция | Описание |
mappingClear | Удаляет все записи сопоставления. |
mappingHasKey | Осуществляет проверку наличия "ключа" в сопоставлении. |
mappingRemove | Удаляет запись (сопоставления) с указанным "ключом". |
mappingGetKey | Возвращает ключ с указанным индексом. |
mappingKeys | Возвращает массив со всеми ключами сопоставления. |
mappingGetValue | Возвращает значение (сопоставления) с указанным индексом |
mappinglen | Возвращает размер ассоциативного массива |
Строки
Отдельно стоит отметить наличие такого типа данных как строка: string. По сути, это массив с элементами типа char. Индексирование как и у вектора начинается с 0. Каждый символ можно считать при помощи оператора []. Но тут надо быть осторожным. Строки не могут быть записаны или перезаписаны посимвольно. В остальном со строками удобно работать. Для них реализовано большое количество удобных функций.
Методы строки:
Функции для работы со строками
Функция | Описание |
dpValToString() | Преобразует значение, указанное в параметре val, в строку со строкой форматирования используемого элемента точки данных dp |
patternMatch() | Осуществляет проверку наличия определенного шаблона строки |
sprintf() | Выполняет форматирование строки |
sprintfPL() | Выполняет форматирование строки. Аналогично sprintf(), но переходит на текущий язык WinCC OA перед преобразованием |
sprintfUL() | Выполняет форматирование строки аналогично sprintf(), но переходит на текущий язык пользователя ОС Windows перед преобразованием |
sscanf() | Импортирует строку в форматированном виде |
sscanfPL() | Импортирует строку в форматированном виде. Аналогично sscanf(), но переходит на текущий язык WinCC OA перед преобразованием. |
sscanfUL() | Импортирует строку в форматированном виде. Аналогично sscanf(), но переходит на текущий язык пользователя ОС Windows перед преобразованием |
strchange() | Изменяет содержимое строки в заданном индексе для определенного количества цифр с помощью замещающей строки |
strexpand | Возвращает отформатированную строку |
strformat | Возвращает отформатированную строку |
strlen() | Возвращает длину строки в байтах |
strltrim() | Исключает определенные символы из строки, начиная с левого края |
strpos() | Возвращает позицию строки в другой строке |
strreplace() | Заменяет части строки другой строкой |
strrtrim() | Вырезает определенные символы из строки, начиная справа |
strsplit() | Разделяет строки с помощью символов разграничителей |
strtolower() | Изменяет символы строки на строчные |
strtoupper() | Изменяет символы строки на прописные |
substr() | Вырезает строку или символ определенной длины (в байтах) в другую строку |
strtok() | Обнаруживает первое совпадение строки в другой строке |
stringEditor() | Для редактирование строковых переменных, например, в текстовых полях, можно использовать функцию "stringEditor()". Это означает, что строковые переменные не сохраняются в файле |
На этом с контейнерными типами данных все, но этого вполне достаточно, чтобы реализовать другие, учитывая наличие такого удобного инструмента как умный указатель shared_ptr.
Для начала начнем с чего-нибудь попроще, а именно с приоритетной очереди. Вдохновение будем черпать у priority_queue из стандартной библиотеки C++.
Приоритетная очередь (priority queue) или Бинарная куча (Heap)
Данную структуру данных реализовывают в виде пирамиды, где в корне находится элемент с наибольшим приоритетом.
Пирамиду удобно сделать на массиве. Для этого будем использовать следующие правила:
индекс корня дерева равен 1
нулевой индекс массива не используем. Это нужно для удобства расчета остальных индексов дерева
индекс левого потомка для родителя i равен 2*i
индекс правого потомка для родителя i равен 2*i + 1
индекс родителя для потомка i равен целочисленному делению i на 2
Массив:
i | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
value | 0 | 3 | 5 | 10 | 9 | 40 | 15 | 12 | 11 | 16 |
Попробуем реализовать класс PriorityQueue. Тут здравый смысл говорит, что класс должен быть шаблонным, но в WinCC OA такого понятия нет. Выйти из этой ситуации нам помогут типы данных vector<void> и anytype.
В качестве полей класса запишем вектор, который будет хранить нашу пирамиду, отдельно чисто для сомнительного удобства будем хранить размер кучи и указатель на функцию компаратор. Благо наличие такого указателя разработчики WinCC OA предусмотрели.
Кратко об этом из документации:
Идем дальше. Конструктор будет инициализировать поля класса начальными значениями. Для дефолтного значения указателя на компаратор реализуем приватный метод DefaultComp.
Также реализуем методы:
Top – выводит элемент очереди с наибольшим приоритетом (элемент вектора с индексом 1)
Empty – проверка очереди на пустоту
Size – выводит размер очереди
Swap – меняет местами две очереди. Тут для удобства дополнительно реализуем приватный метод Sw
Получаем такой код:
class PriorityQueue {
private vector<void> heap_;
private int size_;
private function_ptr comp_;
//The compare function must be declared static.
public PriorityQueue(function_ptr compare = DefaultComp){
size_ = 0;
heap_.append(0);
comp_ = compare;
}
//accesses the top element
public anytype Top(){
return heap_.at(1);
}
//checks whether the underlying container is empty
public bool Empty(){
return size_ == 0;
}
//returns the number of elements
public int Size(){
return size_;
}
//swaps the contents
public Swap(PriorityQueue& other){
Sw(size_, other.size_);
Sw(comp_, other.comp_);
Sw(heap_, other.heap_);
}
private Sw(anytype& lhs, anytype& rhs){
anytype temp = lhs;
lhs = rhs;
rhs = temp;
}
private static bool DefaultComp(const anytype lhs, const anytype rhs) {
return lhs < rhs;
}
};
Вставка элемента
Вставку нового элемента будем осуществлять следующим образом. Элемент добавляем в конец кучи, т.е. в конец нашего массива.
Массив:
i | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
value | 0 | 3 | 5 | 10 | 9 | 40 | 15 | 12 | 11 | 16 | 6 |
Далее нам надо сделать так называемое «просеивание вверх», чтобы новый элемент занял свое место в очереди в соответствии со своим значением. Такая вставка будет происходить за O(log n).
Массив:
i | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
value | 0 | 3 | 5 | 10 | 9 | 6 | 15 | 12 | 11 | 16 | 40 |
Попробуем реализовать. Для этого добавим в класс PriorityQueue следующие методы:
Push – вставка нового элемента
SiftUp – просеивание вверх выделим в отдельный приватный метод
Код:
//inserts element and sorts the underlying container
public Push(anytype item){
heap_.append(item);
++size_;
SiftUp();
}
private SiftUp() {
int idx = Size();
while (true) {
if (idx == 1) {
break;
}
if (callFunction(comp_, heap_[idx], heap_[idx / 2])) {
Sw(heap_[idx], heap_[idx / 2]);
idx /= 2;
}
else {
break;
}
}
}
Удаление элемента
Удаление элемента осуществляется из корня нашей пирамиды. Чтобы дерево при этом не распалось мы это место затыкаем последним элементом массива, перенеся его в ячейку i=1.
Массив:
i | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
value | 0 | 40 | 5 | 10 | 9 | 6 | 15 | 12 | 11 | 16 |
После этого нам необходимо сделать «просеивание вниз», чтобы на вершине снова появился элемент с наивысшим приоритетом и все элементы кучи заняли свои места. Такое удаление будет происходить за O(log n).
Массив:
i | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
value | 0 | 5 | 6 | 10 | 9 | 40 | 15 | 12 | 11 | 16 |
Реализуем. Для этого добавим в класс PriorityQueue следующие методы:
Pop – удаление элемента с наибольшим приоритетом
TakeTop – выводит элемент с наибольшим приоритетом одновременно удаляя его из очереди
SiftDown – просеивание вниз выделим в отдельный приватный метод
Код:
//removes the top element
public Pop(){
if (Size() > 1) {
heap_[1] = heap_.takeLast();
--size_;
SiftDown();
}
else if(Size() == 1) {
heap_.removeAt(1);
--size_;
}
}
public anytype TakeTop(){
anytype temp = heap_.at(1);
Pop();
return temp;
}
private SiftDown() {
int idx = 1;
while (true) {
if (heap_.count() > 2 * idx + 1) {
if (callFunction(comp_, heap_[2 * idx], heap_[2 * idx + 1])) {
if (callFunction(comp_, heap_[2 * idx], heap_[idx])) {
Sw(heap_[2 * idx], heap_[idx]);
idx = 2 * idx;
}
else {
break;
}
}
else {
if (callFunction(comp_, heap_[2 * idx + 1], heap_[idx])) {
Sw(heap_[2 * idx + 1], heap_[idx]);
idx = 2 * idx + 1;
}
else {
break;
}
}
}
else if (heap_.count() == 2 * idx + 1 && callFunction(comp_, heap_[2 * idx], heap_[idx])) {
Sw(heap_[2 * idx], heap_[idx]);
break;
}
else {
break;
}
}
}
Вишенка на торте
Для удобства установки приоритета создадим небольшой класс CompareClass
class CompareClass
{
public static bool Greater(const anytype& lhs, const anytype& rhs) {
return lhs > rhs;
}
public static bool Less(const anytype& lhs, const anytype& rhs) {
return lhs < rhs;
}
};
Таким образом сможем провести небольшое тестирование получившейся приоритетной очереди
void UnitTestPriorityQueue() {
function_ptr ptr_greater = CompareClass::Greater;
PriorityQueue pq = PriorityQueue(ptr_greater);
oaUnitAssertEqual("TestCase №1", pq.Size(), 0);
oaUnitAssertTrue("TestCase №2", pq.Empty());
pq.Push(10);
oaUnitAssertEqual("TestCase №3", pq.Top(), 10);
pq.Push(4);
oaUnitAssertEqual("TestCase №4", pq.Top(), 10);
pq.Push(15);
oaUnitAssertEqual("TestCase №5", pq.Top(), 15);
pq.Push(6);
oaUnitAssertEqual("TestCase №6", pq.Top(), 15);
pq.Push(3);
oaUnitAssertEqual("TestCase №7", pq.Top(), 15);
pq.Push(20);
oaUnitAssertEqual("TestCase №8", pq.Top(), 20);
pq.Push(7);
oaUnitAssertEqual("TestCase №9", pq.Top(), 20);
oaUnitAssertEqual("TestCase №10", pq.Size(), 7);
pq.Pop();
oaUnitAssertEqual("TestCase №11", pq.Top(), 15);
oaUnitAssertEqual("TestCase №12", pq.Size(), 6);
oaUnitAssertEqual("TestCase №13", pq.TakeTop(), 15);
oaUnitAssertEqual("TestCase №14", pq.Top(), 10);
oaUnitAssertEqual("TestCase №16", pq.Size(), 5);
while(!pq.Empty()) {
pq.Pop();
}
oaUnitAssertEqual("TestCase №16", pq.Size(), 0);
}
Продолжение следует… но это не точно :)