Прежде чем перейти к статье, хочу вам представить, экономическую онлайн игру Brave Knights, в которой вы можете играть и зарабатывать. Регистируйтесь, играйте и зарабатывайте!
Уже середина осени, а это значит, что новая версия C# на пороге. Самое время узнать, какие изменения настигнут язык совсем скоро. Хоть количество нововведений в этот раз уступает предыдущим релизам, интересных среди них немало.
Первичные конструкторы
Одно из самых заметных quality of life улучшений – возможность определить конструктор прямо в объявлении класса:
class Point(int posX, int posY)
{
private int X = posX;
private int Y = posY;
public bool IsInArea(int minX, int maxX, int minY, int maxY)
=> X <= maxX && X >= minX && Y <= maxY && Y >= minY;
}
// ....
var point = new Point(100, 50);
Console.WriteLine(point.IsInArea(30, 150, 50, 150)); // True
При этом не использовать такой конструктор не выйдет – он заменяет собой пустой конструктор по умолчанию, а при добавлении других конструкторов обязательно нужно будет добавлять this(....):
class Point(int posX, int posY)
{
private int X = posX;
private int Y = posY;
private Color color;
public Point(int posX, int posY, Color color) : this(posX, posY)
{
this.color = color;
}
// ....
}
Из наболевшего – теперь синтаксис инъекции зависимостей при использовании стандартной библиотеки может быть не таким раздутым.
Вместо нескольких повторений одного и того же:
public class AuthorizeService
{
private readonly UserRepository _users;
private readonly PasswordHasher<User> _hasher;
public AuthorizeService(UserRepository repository,
PasswordHasher<User> hasher)
{
_users = repository;
_hasher = hasher;
}
// ....
}
Можно сделать код более лаконичным:
public class AuthorizeService(UserRepository repository,
PasswordHasher<User> hasher)
{
private readonly UserRepository _users = repository;
private readonly PasswordHasher<User> _hasher = hasher;
// ....
}
Впрочем, в очередной раз в комплекте идёт некоторая сумятица. Параметры конструктора могут быть захвачены не только полями и свойствами, но и вообще чем угодно. Это приводит к тому, что можно делать так:
class Point(int posX, int posY)
{
private int X { get => posX; }
private int Y { get => posY; }
// ....
}
Или так:
class Point(int posX, int posY)
{
public (int X, int Y) GetPosition()
=> (posX, posY);
public void Move(int dx, int dy)
{
posX += dx;
posY += dy;
}
// ....
}
Или даже так:
class Point(int posX, int posY)
{
private int X = posX; // CS9124
private int Y = posY; // CS9124
public bool IsInArea(int minX, int maxX, int minY, int maxY)
=> posX <= maxX && posX >= minX && posY <= maxY && posY >= minY;
}
Да, теперь можно не только случайно использовать поле вместо свойства, но и захваченный параметр конструктора вместо свойства или поля. Благо, такую очевидную ошибку, как сверху, компилятор отметит предупреждением о захвате параметра. Хотя использовать его как поле (но не через this!) всё же возможно:
class Point(int posX, int posY)
{
public int X { get => posX; }
public int Y { get => posY; }
public void Move(int dx, int dy)
{
posX += dx;
posY += dy;
}
// ....
}
Никаких предупреждений. Совсем интересно становится, если мы заменим class на record (откуда этот синтаксис и пришёл):
record Point(int posX, int posY)
{
public int X { get; } = posX;
public int Y { get; } = posY;
// ....
}
// ....
var point = new Point(10, 20);
Console.WriteLine(point);
// Point { posX = 10, posY = 20, X = 10, Y = 20 }
Лёгким нажатием на клавиатуру произошло удвоение свойств. Вряд ли такая ошибка будет частой, но сама её возможность немного смущает.
Если на первый пример есть предупреждение компилятора, то в этот раз ответственность на себя должен взять разработчик. В этом случае не допустить ошибку помогут более специализированные инструменты – статические анализаторы кода. Например, в PVS-Studio есть несколько сотен диагностических правил поиска дефектов кода на C#. И этот кейс непременно будет нами изучен.
В целом нововведение ощущается очень полезным, но сбить им с толку (особенно новичков), кажется, проще простого.
Краткий синтаксис работы с коллекциями
Продолжая тему улучшения качества жизни. Синтаксис работы с коллекциями теперь не должен быть столь же громоздким, сколь раньше, благодаря выражениям коллекции:
List<char> empty = [];
List<string> names = ["John", "Mike", "Bill"];
int[] numbers = [1, 2, 3, 4, 5];
Если у вас возникло дежавю, то не беспокойтесь — ранее действительно был очень похожий синтаксис с фигурными скобками, но он работал только по отношению к массивам:
char[] characters = { 'a', 'b', 'c' };
List<char> characters = { 'a', 'b', 'c' }; // CS0622
Улучшение коснулось и многомерных массивов (правда, только ступенчатых):
double[][] jagged = [[1.0, 1.5], [2.0, 2.5], [3.0, 3.5, 4.0]];
На возможности опустить неуклюжий new изменения не заканчиваются. При помощи оператора расширения ".." появляется возможность конкатенации коллекций:
Color[] lightPalette = [Color.Orange, Color.Pink, Color.White];
Color[] darkPalette = [Color.Brown, Color.DarkRed, Color.Black];
Color[] mixedPalette = [.. lightPalette,
Color.Grey,
.. darkPalette];
Научить свою коллекцию работать с этим синтаксисом придётся вручную, но большого труда это не представляет. Достаточно добавить метод, принимающий ReadOnlySpan и возвращающий экземпляр собственного класса, после чего добавить атрибут CollectionBuilder к классу:
[CollectionBuilder(typeof(IdCache), nameof(Create))]
public class IdCache : IEnumerable<int>
{
private readonly int[] _cache = new int[50];
public IEnumerator<int> GetEnumerator()
=> _cache.AsEnumerable().GetEnumerator();
IEnumerator IEnumerable.GetEnumerator()
=> _cache.GetEnumerator();
public static IdCache Create(ReadOnlySpan<int> source)
=> new IdCache(source);
public IdCache(ReadOnlySpan<int> source)
{
for (var i = 0; i < Math.Min(_cache.Length, source.Length); i++)
_cache[i] = source[i];
}
}
// ....
var john = _userRepository.Get(x => x.UserName == "john");
var oldUsersIds = _userRepository
.GetMany(x => x.RegistrationDate <= DateTime.Parse("01.01.2020"))
.Select(x => x.Id);
IdCache cache = [.. oldUsersIds, john.Id];
Параметры анонимных функций по умолчанию
Ещё одно небольшое улучшение коснулось анонимных функций. Лямбда параметры теперь могут иметь значение по умолчанию:
var concat = (double x, double y, char delimiter = ',')
=> string.Join(delimiter, x.ToString(enUsCulture), y.ToString(enUsCulture));
Console.WriteLine(concat(5.42, 3.17)); // 5.42,3.17
Console.WriteLine(concat(1.0, 9.98, ':')); // 1:9.98
Кроме того, по отношению к ним теперь также можно использовать ключевое слово params:
var buildCsv = (params User[] users) =>
{
var sb = new StringBuilder();
foreach (var user in users)
sb.AppendLine(string.Join(",",
user.FirstName,
user.LastName,
user.Birthday.ToString("dd.MM.yyyy")));
return sb.ToString();
};
// ....
Console.WriteLine(buildCsv(john, mary));
// John,Doe,15.04.1997
// Mary,Sue,28.07.1995
Псевдонимы для любых типов
В C# 12 использование using для создания псевдонимов типов больше ничем не ограничено. Так что если вам хотелось пошалить, то теперь вы это можете:
using NullableInt = int?;
using Objects = object[];
using Vector2 = (double X, double Y);
using HappyDebugging = string;
Во многих случаях использование псевдонимов может сказаться на коде скорее негативно (если вы работаете не один :) ), но полезные сценарии использования определённо имеются. Например, если у вас было подобное безобразие с кортежами:
public class Square
{
// ....
public (int X, int Y, int Width, int Height) GetBoundaries()
=> new(X, Y, Width, Height);
public void SetBoundaries(
(int X, int Y, int Width, int Height) boundaries) { .... }
}
То ситуацию можно улучшить:
using Boundaries = (int X, int Y, int Width, int Height);
// ....
public class Square
{
// ....
public Boundaries GetBoundaries()
=> new (X, Y, Width, Height);
public void SetBoundaries(Boundaries boundaries) { .... }
}
Хоть в целом наличие таких кортежей — это повод призадуматься, но там, где это всё-таки необходимо (либо при рефакторинге), это поможет улучшить читаемость.
Впрочем, и тут не стоит увлекаться. При помощи недавно добавленного модификатора global можно сделать директиву using глобальной, из-за чего усеять всё кортежами (вместо традиционных структур данных) становится ещё проще.
Сходу придумать кейс, который можно покрыть статическим анализатором кода, не получилось. А это значит, что потенциальные ошибки проявятся позже и будут более изощрёнными и трудноуловимыми, ведь проблема кроется в подходе. Если столкнётесь с чем-нибудь интересным, то присылайте примеры кода нашей команде.
Доработка nameof
Выражение nameof теперь может полностью захватывать экземплярные члены класса из статических методов, инициализаторов и атрибутов. Раньше было странное ограничение, позволяющее получить, например, имя самого поля класса, но не его членов:
public class User
{
[Description($"Address format is {
nameof(UserAddress.Street)} {nameof(UserAddress.Building)}")] // CS0120
Address UserAddress { get; set; }
// ....
}
Теперь такой проблемы не стоит, и nameof можно использовать во всех вышеупомянутых контекстах:
public class User
{
[Description($"Address format is {
nameof(UserAddress.Street)} {nameof(UserAddress.Building)}")]
Address UserAddress { get; set; }
public string AddressFormat { get; } =
$"{nameof(UserAddress.Street)} {nameof(UserAddress.Building)}"; }
public static string GetAddressFormat()
=> $"{nameof(UserAddress.Street)} {nameof(UserAddress.Building)}";
}
Inline массивы
Переходим к нишевым нововведениям, полезным не всем, но всё же привносящим изменения в язык. В данном случае речь идёт о массивах фиксированного размера, размещающихся на стеке в неразрывном участке памяти. Ожидаемо, понадобится это главным образом для нужд AOT компилятора и тем, кому нужно писать действительно высокопроизводительный код. Чтобы создать такой массив, понадобится немного магии. А именно объявить структуру, у которой будет единственное поле (определяющее тип массива), и отметить её атрибутом InlineArray, в котором указан размер массива.
Вот как это выглядит:
[System.Runtime.CompilerServices.InlineArray(5)]
public struct IntBuffer
{
private int _element0;
}
// ....
var buf = new IntBuffer();
for (var i = 0; i < 5; i++)
buf[i] = i;
foreach (var e in buf)
Console.Write(e); // 01234
Перехват кода
Следующее нишевое нововведение позволяет перехватывать вызовы методов, заменяя их поведение. В C# 12 оно доступно в превью версии. Новый синтаксис предназначен для генераторов кода, поэтому не стоит удивляться его грубости:
var worker = new Worker();
worker.Run("hello"); // Worker says: hello
worker.Run("hello"); // Interceptor 1 says: hello
worker.Run("hello"); // Interceptor 2 says: hello
// ....
class Worker
{
public void Run(string phrase)
=> Console.WriteLine($"Worker says: {phrase}");
}
static class Generated
{
[InterceptsLocation("Program.cs", line: 3, character: 7)]
public static void Intercept1(this Worker worker, string phrase)
=> Console.WriteLine($"Interceptor 1 says: {phrase}");
[InterceptsLocation("Program.cs", line: 4, character: 7)]
public static void Intercept2(this Worker worker, string phrase)
=> Console.WriteLine($"Interceptor 2 says: {phrase}");
}
Перехват осуществляется посредством указания атрибута InterceptsLocation, в который надо передать имя файла и позиции строки и символа, на которых вызывается метод.
Хоть польза для AOT здесь также имеется, фокус приходится на кодогенерацию. Например, можно было бы помечтать о библиотеках, упрощающих работу с аспектно-ориентированным программированием. Однако ещё более заманчиво звучат фреймворки для юнит-тестов – наконец-то можно будет перестать делать по интерфейсу на каждый класс, просто чтобы замокать его в тестах. По крайней мере, это активно дискутируется в сообществе, что приятно.
В любом случае, генераторы кода оказались невероятно мощным инструментом, так что расширение их функционала не может не радовать.
Заключение
Хоть на первый взгляд список изменений не кажется огромным (особенно сравнивая с предыдущими релизами), лично у меня интерес вызывают почти все, пусть иногда и вместе с опасениями :). Да и говоря начистоту, ещё не все изменения прошлых лет удалось осмыслить и начать вдумчиво применять на практике. Как, кстати, с этим у вас? Ну и C# 12, конечно, тоже давайте обсудим.
Все ссылки на спецификации нововведений можно найти в документации. А если хочется ознакомиться или напомнить себе о предыдущих версиях языка, то вот список обзорных статей прошлых лет:
Обзор нововведений в C# 9;
Обзор нововведений в C# 10.
Обзор нововведений в C# 11
Если хотите следить за мной и выходом статей на тему качества кода, то подписывайтесь на тви... экс-twitter мой, корпоративный, или ежемесячный дайджест лучших статей.
А если хотите поделиться этой статьей с англоязычной аудиторией, то прошу использовать ссылку на перевод: What's new in C# 12: overview.