Привет, Хабр! Сегодня поговорим об фармацевтическом бизнесе в онлайне, его актуальных проблемах и решениях, которые можно получить при помощи хакатона (о нем — ниже). Так вот, согласно статистическим исследованиям, онлайн-аптеки как бизнес растут очень быстро. Это один из наиболее быстро развивающихся сегментов e-commerce в России. Почему? Во многом благодаря событиям 2020 года — ведь изоляция почти полностью изменила условия ведения бизнеса, как онлайн, так и оффлайн. Люди стали очень активно интересоваться темой здоровья.
Кроме того, в РФ был принят закон о дистанционной продаже лекарств, благодаря чему на рынке появились новые игроки. За прошедший год интерес к доставке препаратов из аптеки на дом вырос на 573% до 120 000 запросов, и уровень доверия к покупкам онлайн продолжает расти: если доставка достаточно быстрая, клиенту проще заказать онлайн, чем искать необходимые товары по разным аптекам. Все вполне логично. Но у индустрии есть и проблемы, которые необходимо решать. И эти решения СБЕР АПТЕКА решила поискать при помощи хакатона.
Сначала — о преимуществах онлайн-аптек
У онлайн-аптек немало положительных моментов, некоторых из них нет у оффлайн-аптек. Явные преимущества — отсутствие необходимости терять время на поиск аптеки и возможность получать лекарства на дому. Но есть и другие плюсы, которые не лежат на поверхности:
- В онлайн-аптеке очень большой ассортимент лекарственных препаратов. Обычно он шире, чем в обычных аптеках. В онлайн-аптеке почти всегда все есть.
- В онлайн-аптеке нет нужды торопиться, поскольку сзади за покупателем уже выстроилась очередь. Можно детально изучить препарат, сравнить цены, поискать информацию о препарате в независимых источниках.
- Отсутствие опасности заразиться какой-нибудь болезнью, включая COVID-19. В обычные аптеки часто приходят заболевшие люди, которые могут быть источником инфекции.
- Онлайн-аптеки доступны всем категориям покупателей, включая малоподвижных пациентов, неспособных дойти до обычной аптеки, и родителей с маленькими детьми, которых нельзя оставить без присмотра ни на минуту.
Немного о проблемах онлайн-аптек и их клиентов
В общем-то проблем много, выделим самые важные — как для бизнеса, так и для клиентов. Сначала — о проблемах клиентов таких аптек:
- Некорректный прием и покупка лекарств. На сегодняшний день многие пациенты, к сожалению, не обращаются к врачу для выбора лекарств, невнимательно читают инструкции, а принимают лекарства на основании рекомендаций знакомых или своего прошлого опыта, который может быть уже не актуален. Кроме того, пациенты могут приобретать дорогие лекарства, не зная, например, о существовании недорогих и не менее качественных аналогах с тем же действующим веществом.
- Необходимость в регулярном приобретении лекарств. Многим пациентам, включая людей с хроническими заболеваниями, нужно регулярно проходить долгосрочные программы приема лекарств. Им приходится тратить свое время на посещение аптеки, выбор и заказ препаратов.
- Хранение лекарственных препаратов в ненадлежащих условиях. Производители и аптеки тратят достаточно много усилий и ресурсов для того, чтобы хранить фармацевтические препараты в необходимых для их сохранности условиях. После покупки эти условия меняются — кто-то хранит лекарства в коробочке, кто-то — в холодильнике. Если условия хранения нарушены, то эффективность препарата падает, порой в 2-3 раза.
Что касается самих аптек, то критическими проблемами можно назвать:
- Нехватку технических специалистов — в целом, этим никого не удивишь, ведь разработчиков и IT-экспертов других направлений не хватает всегда.
- Недостаток мотивации. Речь не о том, что специалисты, которые приходят в индустрию, незамотивированы. Нет, с этим все в порядке. Проблема в том, что мало кто проводит развернутую мотивационную работу с сотрудниками, чтобы те понимали, с каким продуктом предстоит работать и как он, собственно, работает.
- В случае онлайн-аптеки нельзя использовать обычные рекомендательные движки для формирования витрины, как это делают обычные онлайн-площадки вроде Amazon, eBay, AliExpress и других. Существующие движки показывают себя не самым лучшим образом.
Хорошо, а причем здесь хакатон?
Дело в том, что главная его цель — привлечь участников к решению как проблем клиентов онлайн-аптек, так и к задаче оптимизации работы самих аптек. Плюс ко всему СБЕР ЕАПТЕКА планирует привлечь новых замотивированных специалистов, способных решать те задачи, о которых говорилось выше.
Сейчас компания нуждается в профессионалах, способных решить ряд проблем, указанных выше. А также — в свежих оригинальных идеях, которые могут помочь как бизнесу, так и клиентам — речь, конечно, о новых технологических решениях, которые могут быть интегрированы в общую инфраструктуру онлайн-аптеки.
Представители СБЕР ЕАПТЕКИ говорят, что ребята, которые приходят на интервью, интересуются тем, что им рассказывают, это хорошо заметно. Есть отдельная категория людей, которые говорят: «О, прикольно, мы хотим вот таким продуктом заниматься». Поэтому хакатон, в первую очередь — возможность рассказать широкой группе разработчиков о своем продукте, а также о том, какие задачи решает компания.
Плюс ко всему, на хакатоне сразу можно увидеть хороших специалистов, это отличное место для поиска и найма как джуниоров, так и мидлов. К сожалению, сеньоров таким образом нанять не получится, поскольку они вряд ли согласятся потратить двое суток своего времени на решение относительно несложных для них задач. Время сеньора стоит дорого, а сами они — на расхват. В любом случае, на хакатоне можно оценить как человека, так и его код, принципы работы, инструменты, которые он использует и многое другое.
Подробно о хакатоне
Участие в нем могут принять команды от 3 до 5 человек. Зарегистрироваться для участия в хакатоне можно здесь, сроки регистрации — с 23 апреля по 23 мая.
Таймлайн мероприятия:
- С 23 апреля по 23 мая — регистрация участников.
- 26 мая — выбор участников и отправка приглашений.
- 28-30 мая — проведение хакатона.
Общий призовой фонд составляет 500 000 рублей. Распределяется он следующим образом:
- 1 место — 250 000 рублей.
- 2 место — 150 000 рублей.
- 3 место — 100 000 рублей.
Каждый участник получит мерч и шанс выиграть промокоды на популярные сервисы, а также медицинские приборы для поддержания здоровья для всей семьи за участие в развлекательных активностях.
Онлайн-хакатон будет проходить в несколько этапов:
1. Сначала регистрируется команда, сдается тестовое задание и, если его засчитывают, команда отправляется на хакатон.
2. Уже на хакатоне участники получают доступ к данным, комментарии и разрабатывают продукт. Параллельно проходят менторские сессии и другие активности.
3. Питчинг прототипа на Demo (чтобы попасть на Demo, необходимо пройти все 2 чекпоинта) и получение призов.
К участию в хакатоне приглашаются разработчики, включая:
— Frontend: React, Angular, jQuery и др.
— Backend: PHP, Python, SQL, Django и др.
— Mobile: Kotlin, Swift и др.
— Infrastructure: Selectel Cloud, Selectel S3 Cloud, Docker, Kubernetes.
— А также продукт- и проджект-менеджеры, дизайнеры, аналитики, архитекторы.
Также для участников будут проводиться конкурсы, о них можно будет узнать уже на самом мероприятии.
Важный нюанс — участники, которые предложили хорошие идеи и решения, могут рассчитывать на долгосрочное сотрудничество с компанией. Сотрудничество может быть представлено разными формами — от партнерства до трудоустройства в штат, причем не одного человека, а целой команды. Если команда сработана, действует слаженно — то это готовое подразделение, которое может сразу же влиться в рабочий процесс и решать определенные проблемы.
Если появляются вопросы, их можно задать в Telegram-чате хакатона.
Регистрация до 23 мая: зарегистрироваться можно здесь.
В целом, онлайн-аптеки — не самая известная отрасль, поэтому провести хакатон именно в этом направлении организатором показалось хорошей идеей. Во-первых, потому, что решения, найденные участниками, помогут как клиентам аптек, так и бизнесу. Во-вторых, потому, что участие в хакатоне — это еще и возможность трудоустройства для участников. Было бы отлично увидеть, как предложенная кем-то идея реализуется ее непосредственным автором или авторами.
СБЕР ЕАПТЕКА рассчитывает оптимизировать взаимодействие пациентов с медицинской и, в частности, фармацевтической индустрией. Идеальный вариант — бесшовный опыт такого взаимодействия, когда пациент вышел от врача и не отправляется на поиск ближайшей аптеки, а сразу же заказывает необходимые лекарства, хоть рецептурные, хоть те, для которых рецепт не нужен.