Open-source невозможно монетизировать

Моя цель - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания по самым выгодным ценам.

Опенсурс как таковой зародился, по сути, из культуры хакеров 80-ых. Они писали программы и обменивались ими друг с другом. Но эта идиллия не могла длиться вечно. В какой-то момент разработка ПО коммерциализировалась. Корпорации начали пользоваться открытым ПО, ничего не давая его разработчикам взамен, зато часто требуя от них фикса багов и добавления фич. Недавно тут обсуждали монетизацию опенсурса. Люди много чего писали, но по итогу не изобрели рабочего и непротиворечивого способа получать деньги за открытый код. Так почему же челы, чьи технологии использует огромное количество коммерческих фирм, по итогу сидят без денег?

Начнём с психологии самих разработчиков опенсурса. Когда они видят репозиторий с большим количеством звёздочек, у них в мозгу формируется ассоциативный ряд, в котором бок о бок идут контент-мэйкеры с YouTube, стримеры с Twitch, клип-мэйкеры в Tik-Tok, шаболды с PornHub, создатели ссаных говняных хорроров с монстром на Unity из Steam и, наконец, творцы опенсурса. Разрабы думают: “Хммм, люди получают лайки в соцсетях. Но очень многие из них получают и реальные деньги. Значит, мэйнтэйнеры GitHub’a тоже получают деньги, наверное”. Да и согласитесь, соблазнительно создать и всю жизнь поддерживать что-то, что потом все будут учить, чем самому штудировать десятки фрэймворков. Другой резон - мнение о том, что работодатели смотрят на опенсурсные проекты и оценивают по ним кандидатов.

Сначала развенчаю второе, потому что с этим всё просто. Нанимателям АБСОЛЮТНО НАПЛЕВАТЬ, что вы там делали на GitHub’e. Кстати, им также наплевать на ваши статьи, ваши участия в конференциях, да даже если вы кучу книг по разработке ПО написали, им на это будет наплевать. У них есть свои собственные способы отсева кандидатов, с помощью которых они могут производить это очень быстро. Например, LeetCode-задачи. Никто не хочет смотреть на опенсурс-проекты и пр., когда откликов на вакансию сотни, если не пара тысяч, и все как на подбор с опытом, регалиями и пр. У меня был всего один случай, когда на мой опенсурс-проект удосужился взглянуть тот, кто проводил собес. Он похвалил мои репозитории, но на том и всё. Мне всё равно пришлось пройти через стандартное собеседование. Ну и какой смысл по итогу? Да и согласитесь, вряд ли среди претендующих на роль формошлёпа или перегонщика джонсонов будет что-то прорывное, достойное премии Хоппер. А если вы легендарные личности индустрии на уровне Гвидо ван Россума, Роба Пайка и Кена Томпсона, то вам смело можно стучаться уже не к HR-тётенькам, а к кому повыше.

С первым уже сложнее. Прежде всего про контент-мэйкеров необходимо сказать, что сами они в той или иной степени уникальные личности и творчество у них тоже уникальное. Даже если куча летсплееров снимает снимает один и тот же челленж в Minecraft’e, а толпа интернет-шаболд делает эротический косплэй 2B из NieR: Automata, они всё равно все делают это по-разному. И никого из них нельзя заменить так, чтобы вышло эквивалентно. Чего я не могу сказать об авторах опенсурсных проектов. Видите ли, открытый код, обладающий соответствующей лицензией, кто угодно может форкнуть, начать вносить в него изменения, и делать всё это он сможет не хуже, а то и лучше оригинального автора, лол. Разработчики взаимозаменяемы. Более того, если кто-то приборзеет и начнёт требовать деньги за свой труд, отказываясь дальше выпускать обновления, обязательно найдётся какой-нибудь ло… ВОЛОНТЁР, который согласится продолжить работу за автора.

Кроме того, советую вспомнить тексты всяких там опенсурсных лицензий. Если вкратце, то туда включено отсутствие каких-либо гарантий от разработчиков. Т.е. если опенсурсный код у вас не работает, или работает со сбоями, или вообще открывает в вашей системе узявимости - никто из авторов вам ничего не обязан ни чинить, ни тем более финансово компенсировать. Любой, кто имеет наглость чего-то там требовать от опенсурса, неправ априори. Да пускай хоть ублюдки из ИГИЛ (запрещённая в РФ террористическая организация) вставят этот код куда-то там в свои ракеты, автора не отправят в тюрьму. Так, например, никто из разработчиков OpenSSL не понёс наказания за Heartbleed. А уязвимость эта была критической. Иначе говоря, когда коммерческая фирма использует в собственном проекте опенсурсный код, она ничего за это не платит, но делает это на свой страх и риск. А вот когда в дело вступают деньги, вот тогда и начинается ответственность. Справедливо, нечего сказать. А теперь представьте себе, что авторы core-js и faker-js целый день занимались тем, что решали issues, деньги за которые по факту получали не они сами, а пользователи их библиотек.

Не забываем также, что IT - это всё-таки сфера услуг. Код, который пишет разработчик, сам по себе прибыли не приносит, т.к. не является конечным товаром в большинстве случаев. Прибыль приносит развёртывание приложения на инфраструктуре (что требует труда девопса) и привлечение к нему аудитории (работа маркетолога), которая как раз и будет генерировать прибыль путём кликанья по рекламе и уплаты комиссий с операций. Создавая опенсурсный код, вы, по сути, бесплатно оказываете кому-то услугу. Требовать после такого, чтобы вам платили - немного странно.

Наконец, истинное предназначение опенсурса сейчас - совместная работа крупных компаний над кодом, от которого они все зависят.

Вот есть, например, Linux. Intel выпускает новые процессоры и хочет, чтобы Linux на них эффективно работал, а Google хочет выпускать обновления для ОС Android, которая основана на Linux, а поскольку процессоры от Intel могут быть предназначены для мобильных устройств, то Google и Intel кооперируются в работе над Linux. Кроме того, на этой арене может возникнуть ещё несколько игроков со своими интересами в отношении Linux, и вот они все сотрудничают, чтобы никто не ушёл обиженным и Linux был эффективен для всего. Кроме того, бонусом при таком подходе будут раскрытие багов и контрибуции от мимокрокодилов

Кто-то скажет мне, что есть опенсурсные проекты, которые успешно монетизируются, например, тот же вышеупомянутый Linux. Я скажу, что это единичные случаи. В отличие от видеороликов на YouTube и порнографии с PornHub, для открытого кода нет готового известного метода монетизации. Каждый решает этот вопрос как-то по-своему. Если что-то получилось у Торвальдса и GNU Foundation, то это далеко не означает, что это получится у вас, даже если вы достигнете каких-то схожих параметров у своего проекта (популярности, например). Кроме того, монетизируется зачастую не сам исходный код, а что-то, что с ним сопряжено. Так, например, CockroachDB и MongoDB продают облачные версии своих открытых продуктов, то бишь инфраструктуру. nginx продаёт индивидуальную поддержку. Ну и вот расценки на Patreon одного опенсурс-разраба, поддерживающего десктопное приложение:

Кто-то ещё предложил отдельно продавать доступ к документации (бессмысленно, вы даже популярности тогда не наберёте, да и её могут и за вас написать), облагать коммерческих пользователей какой-то мздой (у вас просто всё сопрут и ничего вы нигде не докажете), продавать расширенную коммерческую версию библиотеки (бессмысленно, опять же, открытую версию могут написать за вас). Ещё есть предложение встраивать в закрытый динамически прилинковываемый бинарь, который идёт вместе с открытым кодом, майнер. Но тут придётся сильно поднапрячься. Обфусцировать его, сделать так, чтобы он не особо палился при том же профилировании, например. Плюс ещё как-то юридически всё это организовать, чтобы при поимке с поличным вам не могли устроить анальный экстерминатус. В общем, головняк. Да и в целом вывод один: перечисленные способы монетизации выходят за рамки одного только открытого кода. Он, так сказать, является лишь тем, от чего вам надо плясать. Кстати, как мне кажется, монетизировать именно какую-то библиотеку, которая подключается к проекту и не использует в работе некие сторонние интернет-сервисы - наиболее сложная, если не нерешаемая, задача. Пожертвования? Ну, это всего лишь формальное название. Микротранзакции в онлайн-играх тоже долго назывались “пожертвованиями” (во избежание налогов?), но на деле платили игроки за вполне конкретные внутриигровые вещи: за множители опыта, бусты к статам персонажа, иногда вообще за шмот или скины. Стримерам донатят тоже не просто так, а чтобы получить ответ на интересующий вопрос, засветить свой ник на экране, а потом в старости показывать внукам и говорить: “Смотрите, ребятишки, это именно я тут заставил Папича зарэйджить!” Открытый код вообще близок к понятию т.н. свободного блага. К таковым обычно относят воздух и солнечный свет. На деле же вы не можете получить доступ к солнечному свету ночью или к чистому воздуху в загрязнённом мегаполисе. А посмотреть или отредактировать открытый код вы можете в любое время, был бы доступ в интернет. Это благо даже более свободное, чем дарованные нам природой, но экономисты со мной не согласятся, потому что на написание кода были затрачены человеческие ресурсы.

Я скажу так: в какой-то момент настаёт время, когда следует распрощаться со своими идеализированными детскими мечтами и подумать в первую очередь о себе любимом и о своих близких. Если же вам просто нравится смотреть на увеличивающийся счётчик лайков, то есть куда более простые способы прийти к такому, а потом ещё и монетизировать. Так, например, я однажды сделал клип в Tik-Tok, который набрал 415к просмотров и 80к лайков (больше, чем звёздочек у core-js и faker-js вместе взятых) за пару дней. Для этого мне просто понадобилось взять чужое видео, немного обрезать его и сделать короткую надпись. Вот так вот. Люди любят тех, кто их развлекает, а остальное, будь это даже спасение их жизни, они воспринимают как должное.

Источник: https://habr.com/ru/articles/783330/


Интересные статьи

Интересные статьи

Недавние эксперименты учёных Гарвардского университета и инженеров Samsung по созданию нейроморфных чипов вновь напомнили о старой идее: можно ли соединить человеческий мозг и компьютер напрямую? Пр...
О многих проектах говорят, что они крайне важны для какой-либо отрасли. Но как оценить их реальную значимость? Корпорация Google разработала специальный рейтинг для оценки открытых прое...
Привет! Если вы читали наши предыдущие посты (читали же?), то точно помните, что мы в RBK.money очень сильно за опенсорс. Настолько, что выложили в открытый доступ наш антифрод в виде открыты...
Почему? Несколько лет назад я заинтересовался получением пассивного дохода и решил попробовать инвестировать с помощью p2b-площадок. Через некоторое время стало заметно, что денежные средства ок...
В этом выпуске: 00:14 — К концу 2020 года все кредиты в Сбербанке будет одобрять искусственный интеллект, k_karina 10:43 — Рассказ о том, как популярная JavaScript-библиотека начала выводит...