Две трети россиян (67%) сталкивались с попытками мошенников украсть их аккаунты в сети. Наибольшее количество атак приходится на социальные сети — их отметили 66% респондентов. На втором месте личная почта (35%), на третьем — банковские приложения (28%). Также злоумышленники часто пытаются украсть данные мессенджеров (12%) и рабочей почты (8%). Об этом говорится в исследовании «Работы.ру» и «Одноклассников» (есть у Хабра).
Эксперты по информационной безопасности «Одноклассников» отмечают, что чаще всего доступ к аккаунтам как социальных сетей, почты, так и банков получают благодаря утечкам, которые произошли на сторонних ресурсах. Многие пользователи используют одни и те же логины и пароли для всех интернет‑сервисов, включая ненадёжные, поэтому киберпреступники, получив доступ к одному ресурсу, используют данные для входа в остальные.
Эксперты ОК выделили топ ошибок при соблюдении безопасности в интернете:
слишком «логичная» смена паролей — добавление дополнительной цифры, специального символа или буквы к старому паролю;
использование личных данных в пароле (ФИО, год рождения и пр.);
простой и легкоузнаваемый ответ на кодовое слово (актуально для банковских аккаунтов);
использование одной электронной почты, банковских карт, мобильных телефонов для всех ресурсов (как достоверных, так и «новых» для пользователя);
подключение к непроверенным сетям интернета в общественных местах.
Опрос показал, что в 40% случаев мошенники смогли получить доступ к аккаунтам, при этом 34% участников исследования смогли вернуть доступ к ним доступ, а 6% — нет. 60% респондентов, будучи знакомы с правилами кибербезопасности, смогли сразу же распознать обман.
41% участников исследования, которые сталкивались с мошенниками в сети, поделились, что не использовали двухфакторную аутентификацию, вследствие чего их аккаунты оказались под угрозой. 26% самостоятельно перешли по фишинговой ссылке, а у 10% один пароль для входа в разные аккаунты. 3% респондентов записывают пароли на бумаге, а 2% обратили внимание на тот факт, что их пароль попал на фото, размещённые в соцсетях. 32% назвали другие причины, среди которых самой популярной была утечка данных.
Для предотвращения мошеннических атак 60% респондентов не переходят по странным ссылкам, 56% не делятся никакими кодами, а 51% придумывают сложные пароли. 38% опрошенных покупают вещи только на проверенных интернет‑сайтах, 19% часто меняют пароли, а 9% участников исследования пользуются менеджером паролей.